Основные принципы, наиболее близкие
Учебно-методические материалы
МДК.01.02. Русский язык с методикой преподавания
Обучение грамоте
На коммуникативно-деятельностной основе
Специальности: Преподавание в начальных классах, Коррекционная педагогика в начальном образовании
Составитель: Бородкина Т.Ю.
Тема: Цели, содержание и принципы обучения грамоте
План:
1. Общая цель периода обучения грамоте
2. Содержание учебной работы по обучению грамоте
3. Основные принципы, наиболее близкие коммуникативно-деятельностной концепции.
Общая цель периода обучения грамоте
Обучение грамоте происходит в 1 классе начальной школы и делится на два периода: подготовительный (4-6 недель) и основной (продолжается в течение 2 и 3 четвертей уч. Года).
Постановлением Министерства образования и науки определён возраст поступления в 1 класс — не менее шести с половиной лет. Это объясняется результатами экспериментов последних 20 лет, когда обучении в начальной школе имело вариативный характер: в трёхлетнюю начальную школу (I — III) принимали детей с семи лет, а в четырёхлетнюю (I — IV) — шестилеток. Анализ отчётов, результаты диагностики знаний, умений и навыков выпускников начальных классов, обсуждение процесса обучения шестилеток показали, что в настоящее время оптимальный возраст — шесть с половиной лет — для обучения в школе выбран верно.
Общей целью периода обучения грамоте является
ознакомление детей с системой звуков и букв в русском языке,
формирование элементарных учебных действий самоорганизации (внимания, планирования, самоконтроля),
технических умений чтения (правильности, сознательности, выразительности и беглости)
и письма (каллиграфического изображения письменных букв, правильного их соединения, скорописи).
Задачи, которые решаются в этот период начальной школы, связаны с формированием учебных умений правильной посадки, использования учебных и дидактических пособий, знакомством и правилами поведения на уроке: слушать и слышать учителя и одноклассников, целесообразно высказываться, организовывать рабочее место на парте.
Содержание учебной работы по обучению грамоте
В содержание учебной работы по обучению грамоте входит первоначальное обучение чтению и письму (в том числе каллиграфии, графике и элементам правописания), формирование фонетических умений (звукового разбора, характеристика звуков, графическое изображение единиц языка), развитие фонематического слуха и пропедевтика орфографических умений, обогащение словаря и речи первоклассников, совершенствование их речевой деятельности, знакомство с учебной книгой и приобщение к художественной литературе (чтение и инсценирование сказок, басен, загадок и пословиц).
Лингвистической основой обучения чтению и письму являются фонетика и графика. Особенности русской звуко-буквенной системы диктуют определённые требования к обучению грамоте.
Основой обучения грамоте служит звучащая речь. Это значит, что на уроках проводятся звуковой анализ слов и слогов, звуковой синтез слов и слогов, сопоставление слогов с их буквенным выражением, анализ звуков и их артикулирование, работа над дикцией, логопедическая работа.
К концу основного периода обучения грамоте в четырёхлетней начальной школе школьники должны
1) свободно и правильно произносить все звуки как вне слова, так и в слове в сильных и в слабых позициях;
2) определять звуковой состав слов, последовательность звуков в слове, разделять слово на слоги, указывать ударный слог;
3) составлять слова из букв разрезной азбуки, а также записывать слова, если в них нет существенных расхождений звукового и буквенного состава, различать заглавные и строчные буквы;
4) различать твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные; называть пары звонких и глухих согласных;
5) знать все буквы со звуками (уметь читать орфоэпически).
Основные принципы, наиболее близкие