Миграционные процессы в Тюменской области

Как и в конце XX — начале XXI века Тюменская область и, в частности, её административный центр является привлекательным местом для миграции. Это обусловлено, в первую очередь, географическим положением Тюменской области, через который проходит множество миграционных потоков. К тому же, Тюменский регион экономически стабилен и постоянно развивается. Как и в любом другом регионе с активным миграционным притоком, на юге Тюменской области существуют свои особенности и закономерности данного явления. Основной массой мигрантов (около 75%) являются люди трудоспособного возраста, что благотворно отражается на экономике области в целом. В период после развала СССР, в условиях экономического и демографического кризиса, трудовая миграция в регион из других субъектов Российской Федерации и из стран ближнего зарубежья позволяла поддерживать демографические показатели на достойном уровне. С 1991 по 2001 год миграционный поток практически перекрыл естественную убыль населения, однако позже, начиная с 2002 года, активный миграционный прирост пошел на спад и демографическая ситуация в регионе ухудшилась. Миграционная убыль, при этом, наблюдалась в основном в городах, в то время как внутренние миграционные движения на селе имели более стабильный характер и данный феномен был не так ярко выражен [1]. Тем не менее, приток высококвалифицированных специалистов трудоспособного возраста сократился, и основную массу мигрантов составила неквалифицированная рабочая сила, большей частью из стран СНГ, в том числе и нелегальная. По данным на 2002 год 89% мигрантов предположительно считались нелегальными работниками.

Согласно данным Тюменьстата на 01.04.2013 поток мигрантов на юг Тюменской области увеличился по сравнению с периодом с 2002 — 2006 годы, ввиду мирового экономического кризиса и его последстивий. Тем не менее, миграционные показатели на 2010 — 2013 годы ниже, чем в 1997 - 2001, поскольку социальная и экономическая ситуация стабилизировалась как на территории России, так и в странах ближнего зарубежья.

Среди критериев, объясняющих миграцию, следует выделить: поиск работы, личные и семейные причины, возвращение на прежнее место жительства и переезд на место учебы. При этом, следует отметить, что эти причины являются основными и, в большинстве случаев, одинаковыми для всех регионов, а миграция по схожим причинам осуществляется по большей части внутри страны.

С целью успешного регулирования миграционного потока на территории Тюменской области на данный момент применяется достаточно разработанная нормативная база. В 2006 году в нашем регионе был создан территориальный орган Федеральной миграционной службы России - Управление Федеральной миграционной службы по Тюменской области. Создание Управления было регламентировано Указом Президента Российской Федерации и приказом директора ФМС России. Также, в соответствии с Указом Президента России от 16 июня 2006 года № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» была разработана «Программа по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Тюменскую область на 2007 - 2012 годы». Кроме того, с 1 января 2008 года увеличился штраф для работодателей, привлекающих труд «нелегалов» - теперь сумма штрафа для юридических лиц может составить 800000 рублей за каждого мигранта. За некоторые нарушения организации или частные предприниматели могут быть наказаны административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток. Это серьезный инструмент воздействия на работодателей, которые принимают иностранцев без должного оформления, уклоняются от налогов и не предоставляют рабочим необходимых социальных гарантий [2].

В целом, миграция в регион, в первую очередь трудовая, необходима для юга области при условии, что приток трудоспособного населения будет обеспечивать его экономическое и демографическое процветание. Следует привлекать молодых специалистов и перспективных личностей «дотрудового» возраста. При этом следует ограничить поток неквалифицированной и зачастую нелегальной рабочей силы, обостряющей криминогенную ситуацию в регионе и не способствующую улучшению социальной атмосферы в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. В.В. Печерин Миграционная ситуация в Тюменской области//Официальный портал органов государственной власти Тюменской области, 2004 г.

2. Жарко О. В регион на заработки//Тюменская область сегодня, 23 июля 2008.

Наши рекомендации