Г) задания на установление правильной последовательности
Требования к заданиям на дополнение.
1. Нацеленность каждого задания лишь на одно дополнение, место дополнения обозначается прочерком.
2. Постановка дополнения в конце задания.
3. Равная длина всех прочерков в тексте.
4. Указание единиц измерения после прочерка (при необходимости).
5. Исключение повторов и двойного отрицания в тексте задания.
Требования к заданиям с выбором ответов.
1. Краткая и четкая формулировка задания и вариантов ответа, исключение двусмысленности.
2. Наличие основной, полной информации в задании к тесту, избегание повторяющихся слов и выражений в вариантах ответа.
3. Соблюдение правил грамматики и сочетаемости при формулировании текста задания и ответов.
4. Исключение двойного отрицания.
5. Наличие только одного правильного ответа.
6. Избегание слов: «все», «ни одного», «никогда», «всегда» и выражений «все перечисленные», «ни один из перечисленных» (могут способствовать угадыванию правильного ответа).
7. Одинаковая привлекательность дистракторов, их связь с содержанием тестируемого раздела.
8. Формулирование задания и вариантов ответа исключающих наличие ключа для других заданий.
9. Исключение заданий, выполнение которых основывается на субъективном мнении испытуемого.
Требования к заданиям на установление соответствий.
1. Выбор элементов двух множеств по одному основанию.
2. Размещение в тексте задания названий каждого столбца (обобщающее определение множества).
3. Наличие нескольких правдоподобных дистракторов в правом списке.
4. Указание в инструкции к заданию о наличии дистракторов и о количестве возможных использований элементов второго списка.
5. Число элементов одного списка не должно превышать 10.
6. Расположение всех заданий на одной странице, недопущение переноса отдельных элементов. В изложении темы использованы материалы курса лекций Ю.А. Воронина и др. [3].
Тема 9
КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
Компьютерное тестирование – разновидность тестирования с использованием современных технических средств, имеющее ряд преимуществ по сравнению с традиционным бланочным тестированием (получение мгновенного результата, исключение предвзятости, нормирование трудности и объёма тестовых заданий, массовость, лёгкость обработки результатов, возможность тестирующих программ работать в режиме обучения).
Функции компьютерного теста
– обучение (в качестве дидактического обучающего средства);
– контроль ЗУНов учащихся;
– самообучение (тренажёр) и самоконтроль;
– дистанционное обучение;
– корректировка учебного процесса.
Инструментальные тестовые оболочки
Для создания тестов по предметной области разрабатываются специальные инструментальные программы-оболочки, позволяющие создавать компьютерные тесты путем формирования базы данных из набора тестовых заданий.
Классы программ-оболочек
1. Универсальные (содержат тестовую оболочку как составную часть. Примеры: «Адонис» (Москва), «Linkway» (Microsoft), «Фея» (Томск), «Радуга» (Москва) и т. п.
2. Специализированные (предназначены лишь для формирования тестов. Примеры: «Аист» (Москва), «I_now» (Иркутск), «Тест» (Красноярск) и др.
Для того чтобы разработать компьютерный вариант теста с помощью одной из названных выше программ, необходимо уяснить, какие формы тестовых заданий они допускают.
Показатели качественного компьютерного теста
– Восприимчивость к угадыванию тестируемым;
– восприимчивость к невнимательности и ошибочным действиям тестируемого;
– положительное влияние на тестируемого и педагога, который использует тест.
Компьютерные формы представления
Тестовых заданий
1. Альтернативные вопросы (требуют ответа да – нет).
Закрытая форма вопроса: номер правильного ответа.
2. Задание на соответствие: требует соотнести элементы двух множеств.
3. Задание на восстановление правильной последовательности: требует расположить элементы множества в определённом порядке.
4. Вопросы с шаблоном ответа (предполагают числовой или текстовой ввод правильного ответа).
5. Вопросы с выбором нескольких вариантов (ключевых слов, изображений, обозначений).
6. Конструирование ответа (шаблонный и бесшаблонный варианты): ответ формируется путем последовательного выбора его элементов из инструментария по типу меню.
7. Задание на конструирование изображений: с помощью графредактора, меню изображений (аналогично предыдущему примеру).
8. Задание на демонстрацию с движущимися объектами. Ответ в виде действия тестируемого (определенный набор клавиш). (Пример: клавиатурный тренажер на время.)