Личность рождает личность, или почему человеком можно стать только через общение с другим человеком?
Данное исследование проводилось академиком А. В. Петровским и его сотрудниками. Суть этого эксперимeнтa состоит в следующем.
Сначала педагоги в зависимости от своих личностных характеристик были разделены на две группы. Первую группу составляли вариативные (или гибкие) люди, т. е. способные самостоятельно вырабатывать и принимать новые, оригинальные способы решения проблем. Другую группу представляли учителя с противоположными качествами - ригидные (или консервативные), т. е. склонные абсолютизировать существующие нормы и способы действий.
Затем с учащимися проводили специальные тесты, определяющие наличие способности продуцировать нестандартные решения задач. Тестирование школьников проводилось в присутствии разных учителей, работавших с данными классами: и гибких, и консервативных.
Результаты этих многократно проводимых замеров свидетельствуют о том, что в присутствии гибкого учителя ученики были более свободны и более продуктивны в решении тестовых задач. В присутствии же консервативного педагога результаты оказывались значительно хуже, т. е. школьники рядом с такими учителями даже интеллектуально ощущают себя скованными и ограниченными. Показательно, что и предъявление фотографии учителя влияет на учеников аналогичным образом, хотя несколько слабее, чем живое присутствие.
Данный эксперимент раскрывает действие универсального закона возникновения в человеке каких-либо качеств, открытого в начале хх века всемирно известным советским психологом Л. С. Выготским, И называется «зона ближайшего развития». Через «зону ближайшего развития», образованную в процессе общения с другим человеком, и появляются в ребенке все специфически человеческие способности. Осуществляется действие этого закона в несколько этапов.
1. Сначала инициатива исходит от взрослого, который уже обладает некими знаниями и умениями, например, умеет считать. Эту способность он и демонстрирует ребенку и своим примером как бы приглашает его к новой деятельности. Подобное взаимодействие можно обозначить так:
На втором этапе взрослый и ребенок действуют совместно, т. е. взрослый помогает ребенку считать на пальцах, палочках, предметах и т. п. Это этап тренировки, представляющий собой общую деятельность взрослого и ребенка. Со временем взрослый все больше самостоятельности предоставляет ребенку.
Делаем вместе
З. На последнем этапе, отработав вместе со взрослым необходимые приемы, ребенок постепенно перестает нуждаться в его помощи и во внешних опорах длясчета. Теперь ребенок может считать в уме.
Делаю сам
Описанный закон "зоны ближайшего развития"
через совместные действия, разделенные с другим, знающим человеком, к действиям собственным - формирует различные человеческие качества: от элементарных умений, например, считать, до высших нравственных чувств.
Таким образом, взрослый может сформировать у ребенка только те качества, которые есть у него самого; если он опустошен, такую же пустыню он сеет в голове и душе ученика. Именно потому забота о своем внутреннем
содержании и эмоциональном благополучии является прямой профессиональной задачей учителя, даже его обязанностью.
В науке существует много различных точек зрения на проблему человеческой личности, поскольку человек по своему содержанию существо необычайно сложное. В понимании американского психолога К. Роджерса, основателя личностно-центрированной модели образования, сердцевиной личности человека выступают его чувства. Этого же взгляда – «чувства являются ядром личности» - независимо от К. Роджерса придерживались и придерживаются многие выдающиеся психологи (Д. В. Запорожец, В. П. Зинченко, С. Л. Рубинштейн и др.).
Обозначенная научная традиция понимания личности человека определяет и сущность практики личностно - ориентированного образования - внимание и уважение учителя к собственным чувствам и чувствам ученика. Есть различные механизмы проявления чувств (развивающие и разрушающие личность человека), а также эмоциональные проблемы учителя и ученика и конкретные способы их преодоления.
Основные черты эмоций, знакомые каждому человеку, - это их изменчивость, разнообразие, сила и очень индивидуализированный, можно сказать, сокровенный характер, приоткрывающий саму суть конкретного человека.
Человека без чувств мы характеризуем как бездушного, бессердечного, сравниваем с машиной, называем роботом. Значит, чувства - это нечто очень важное, то, что касается самих основ человека. Все, что прошло через чувства человека, и знания в том числе, становится живым, присвоенным. Жизнь без чувств воспринимается как серая и однообразная. Но, с другой стороны, очень сильные чувства пугают человека. Они обладают огромной силой и кажутся чем-то непонятным, приходящим извне и неподвластным человеку (например, мы говорим «овладела страсть», «человек вне себя от ярости» и т. п.). Часто люди боятся дать волю любым своим чувствам, как будто опасаются выпустить джина из бутылки.
А теперь посмотрим на эмоции с позиций современной науки.
1. Эмоции - это наша природная основа, врожденный биологический механизм, позволяющий приспосабливаться к меняющемуся окружению. Они отражают истинное отношение человека к происходящему, позволяют мгновенно оценить значимость ситуации с трех основных позиций: «хорошо для меня» - положительные эмоции, «плохо для меня» - отрицательные и "меня это не касается" - отсутствие эмоционального отклика на происходящее.
2. Как биологический адаптационный механизм эмоции имеют прямую связь с телом человека. Причем эта связь двусторонняя. С одной стороны, эмоции отражаются на теле (изменение цвета кожи, ритма дыхания, сердцебиения, позы, мимики и др.). С другой - сознательное управление телом позволяет регулировать и эмоции. Поэтому прием «улыбаться себе в зеркало, чтобы улучшить настроение» действительно работает. Также эффективен и способ снятия растущего раздражения: попробуйте специально разжать кулаки и с силой выпрямить пальцы. Раздражение и гнев пройдут, потому что нельзя сердиться с раскрытыми ладонями.
3. Эмоции являются источником активности и руководят поведением человека, как бы предписывают ему определенные формы реагирования. Иначе говоря, в сходных внешних ситуациях человек ведет себя по-разному в зависимости от собственного эмоционального состояния.
4. На эффективность деятельности человека влияет знак эмоций - положительный или отрицательный. На фоне негативных эмоций все психические процессы притормаживаются, а деятельность дезорганизуется даже у взрослого человека («голова не работает», «все из рук валится»). Для детей же нехватка положительных эмоций может оказаться просто фатальной. Из истории известны жестокие эксперименты: дети, испытывающие в первые годы жизни острый дефицит любви, внимания, заботы, ласки со стороны взрослых, имели необратимые, т. е. невосполнимые в дальнейшей жизни, нарушения интеллекта, поведения и личности в целом. Поэтому взрослые, заботящиеся о развитии ребенка, прежде всего при званы обеспечить его эмоциональное благополучие и комфорт. Сказанное в полной мере относится и к школьной жизни. Именно позитивные эмоции, переживания успеха обостряют восприятие, усиливают внимание, улучшают запоминание, ускоряют мыслительные процессы и т. п.
5. Существуют базовые эмоции, являющиеся первичным уровнем регулирования взаимоотношений с окружающей средой. К ним относят интерес, страх, радость, гнев, удивление и некоторые другие. По мере накопления эмоционального опыта (в основном через общение с другими людьми) эти относительно простые эмоции развиваются, становятся все более тонко дифференцированными и сложными, постепенно расширяется диапазон объектов, которые вызывают эмоциональный отклик. На основе базовых эмоций в течение жизни воспитываются более сложные чувства.
6. Человек имеет право на любые чувства (и позитивные, и негативные), но не на любое поведение, диктуемое этими чувствами. Поэтому их проявление не должно ущемлять права и интересы других людей.
Рассмотрим способы, с помощью которых человек может выражать свои эмоции. Я буду говорить о наиболее беспокоящих человека отрицательных чувствах и о том, как их нейтрализовать.