В группах раннего возраста
Учебная практика в дошкольном образовательном учреждении
В раннем детстве закладываются основы физического, умственного, нравственного, эстетического становления личности. По темпам развития, насыщенности овладения умениями и навыками этот возраст превосходит последующие периоды детства. В первые три года жизни ребенка происходят не только количественные, но и глубокие качественные изменения: формируются элементы самосознания, речь, мышление; ребенок активно осваивает социальный опыт, овладевая разнообразными практическими действиями, становится субъектом деятельности. Поэтому начинать воспитание дошкольников, не зная специфики развития в раннем возрасте, нельзя.
В системе подготовки специалиста дошкольного образования учебная практика в группах раннего развития должна занимать определенное место. Данный вид практики проводится на III курсе в условиях дошкольного учреждения. Общее количество часов составляет 40 .
Цель данной практики -осознание роли раннего возраста для последующего развития ребенка и овладение некоторыми практическими умениями общения и работы с детьми раннего возраста.
Задачи учебной практики:
Ø углубить знания студентов о возрастных особенностях раннего детства и специфике педагогической работы с детьми дошкольного возраста;
Ø познакомить студентов с содержанием и методикой работы с детьми раннего возраста в условиях в дошкольных образовательных учреждениях;
Ø организовать наблюдение за детьми раннего возраста используя методы педагогического исследования: хронометрирование, количественный и качественный анализ эмпирического материала.
В период учебной практики студент знакомится с содержанием работы, направленной на создание условий для воспитания детей раннего возраста, с формами контроля за развитием детей, с диагностическими методами, вопросами планирования и учета, ведения документации, правилами осмотра помещений и оборудования дошкольного образовательного учреждения. Необходимо ознакомиться с работой заведующей детским садом, старшего воспитателя, медицинского работника.
Основную часть времени учебной практики студенты проводят в группах детей раннего возраста, где наблюдают за особенностями развития и поведения детей, оценивают их развитие в соответствии с диагностическими показателями, анализируют организацию педагогического процесса, его воспитательно-образовательную эффективность, деятельность воспитателя. Результаты наблюдений и педагогических исследований студенты фиксируют в дневнике практики.
Кроме этого, студентам-практикантам необходимо самостоятельно организовать отдельные режимные моменты и занятия с детьми, изготовить наглядные пособия, принять участие в методической работе дошкольного учреждения, работе с родителями.
Тематический план учебной программы
№ п/п | Раздел дисциплины | Тематическое планирование | Количество часов |
1. | Модуль I. Теоретико-методологические основы дошкольной педагогики | 1. Организация жизни детей раннего возраста в детском саду 2. Организация и методика проведения режимных процессов в дошкольном образовательном учреждении | |
2. | Модуль II. Теория и методика воспитания | 1. Воспитание детей раннего возраста в различных видах деятельности (изобразительная, музыкальная) 2. Экологическое воспитание детей раннего возраста | |
3. | Модуль III. Теория обучения и образования (дидактика) | 1. Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения | |
4. | Модуль IV. Организация образовательно-воспитательной работы в ДОУ | 1. Организация развивающей деятельности детей раннего возраста (речевая, сенсорная, двигательная, игровая, предметная) | |
5. | Модуль VI. Педагогический процесс в дошкольном учреждении | 1. Организация материально-технического оснащения групп раннего возраста. 2. Медико-социальные условия пребывания детей раннего возраста в дошкольном учреждении |
Содержание разделов и тем учебной практики
Модуль I. Теоретико-методологические основы дошкольной педагогики
Организация жизни детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении. Особенности развития и воспитания детей раннего возраста. Режим – основа жизни ребенка раннего возраста. Организация и проведение режимных процессов в дошкольном учреждении. Специфика режимных процессов в группах раннего возраста.
Методика проведения режимных процессов и их значение в воспитании и развитии детей раннего возраста. Организация занятий с детьми раннего возраста в структуре режима дошкольного образовательного учреждения.
Модуль II. Теория и методика воспитания
Воспитание детей раннего возраста в различных видах деятельности. Изобразительная деятельность. Своеобразие изобразительной деятельности детей раннего возраста. Возможности развития и воспитания ребенка раннего возраста в изобразительной деятельности.
Музыкальная деятельность. Роль музыки в развитии ребенка раннего возраста. Особенности музыкальной деятельности в группах раннего возраста. Условия, содержание, формы и методы приобщения детей раннего возраста к музыкальной деятельности. Организация праздников для детей раннего возраста.
Экологическое воспитание. Своеобразие задач, специфика условий, содержания, форм и методов экологического воспитания детей раннего возраста.
Модуль III. Теория обучения и образования (дидактика)
Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в период поступления ребенка раннего возраста в детский сад. Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения. Взаимодействие педагогов и родителей в период адаптации детей раннего возраста.
Модуль IV. Организация образовательно-воспитательной работы в ДОУ
Речевая деятельность. Речь как средство общения ребенка со взрослыми. Понимание речи ребенком и становление активной речи. Возможности разных видов деятельности в развитии речи детей. Задачи, содержание, методика проведения игр и занятий с детьми раннего возраста.
Двигательная деятельность. Значение двигательной деятельности для развития ребенка раннего возраста. Факторы, влияющие на двигательную активность. Обогащение двигательного опыта ребенка, задачи, условия, методика воспитания.
Предметная деятельность. Особенности общения и предметной деятельности ребенка раннего возраста. Задачи, содержание и методика воспитания детей раннего возраста в различных видах деятельности.
Игровая деятельность. Своеобразие игры, ее роль в развитии и воспитании детей раннего возраста. Особенности руководства игрой.
Модуль VI. Педагогический процесс в дошкольном учреждении
Организация материально-технического оснащения групп раннего возраста. Обеспечение детского сада оборудованием, игрушками.
Медико-социальные условия пребывания детей раннего возраста в дошкольном учреждении.
Содержание заданий учебной практики
Модуль I. Теоретико-методологические основы дошкольной педагогики (4 часа)
Задание 1.Особенности организации режимных процессов. Ознакомьтесь с организацией режимных процессов в детском саду. Выявите их значение для развития разных сторон личности ребенка. Определите уровни культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста. Проведите наблюдение за проявлениями самостоятельности детей в разных видах деятельности.
Методические рекомендации. Изучая особенности режимных процессов, обратите внимание на следующие моменты: в чем своеобразие организации режима детей раннего возраста, какова методика проведения режимных процессов, соблюдение принципа постепенности при организации режимных процессов. Как распределяются обязанности между воспитателем и его помощником? Определите уровень сформированности навыков и умений детей в различные режимные моменты. Какие приемы использует воспитатель при формировании тех или иных умений и навыков.
Изучите организацию и методику проведения режима дня в исследуемом вами дошкольном учреждении. Для этого: проследите последовательность режимных процессов, их содержание, структуру: (прием детей, организацию их деятельности, гимнастику, умывание, завтрак, подготовку к занятию, к выводу на прогулку, к обеду, и дневному сну); определите качество санитарно – гигиенических условий обучения в группе по следующим критериям: имеется ли отдельная учебная комната со специальным оборудованием (на 25 детей – 50 м2); имеется ли отдельная игровая комната (50 м2); есть ли отдельная спальня; режим проведения занятий в общем режиме группы (количество времени, отведенного на занятия, длительность занятий, сочетание разных видов занятий, место проведения занятий); соответствие режима занятий возрастным особенностям детей; дидактические игры, индивидуальные занятия, исследовательская деятельность детей, их соотношение со свободной и учебной деятельностью; оборудование, используемое для занятий (столы, стулья, доски, соответствие показателям роста детей, световой режим помещения, влажная уборка; наглядные пособия, количество, качество, эстетическое оформление, их хранение.
Методические рекомендации. Перед практикой необходимо подготовить форму таблицы для наблюдения. Во время практики (на основе наблюдения) заполнить ее. При анализе содержания таблицы оцените состояние культурно – гигиенических навыков у детей, наметьте индивидуальную работу с каждым по совершенствованию навыков. Отметьте время, отведенное на режимные процессы по распорядку и фактически затрачиваемое. Форма таблицы «Анализ состояния культурно – гигиенических навыков»
Содержание и составные элементы навыка | Дети | |
Миша | Маша | |
Мытье рук Охотно идет в умывальную комнату И сразу приступает к действию: закатывает рукава, правильно открывает кран, так, чтобы струя воды была большой, смачивает руки водой, намыливает ладони и тыльную сторону кисти, смывает мыло и отжимает воду в раковину. Снимает полотенце с вешалки и после вытирания рук аккуратно вешает его на место. Вытирает руки тщательно: тыльную сторону кисти и между пальцами. |
Условные обозначения: «+» - делает самостоятельно, «+-» - делает при напоминании; «-» - не делает.
По предложенному образцу составьте самостоятельно перечень требований к другим навыкам: культуре еды, одеванию на прогулку или раздеванию после прогулки, в связи с подготовкой ко сну.
Задание 2. Создайте экспериментально – педагогическую ситуацию, для выявления способов установления ребенком элементарных контактов со сверстниками. При выполнении данного задания Вам поможет диагностическая методика «Позови Машу».
Во время самостоятельной игры детей в группе или на прогулке подзовите ребенка, за которым ведете наблюдение, и в доверительном, мягком тоне обратитесь к ребенку с просьбой, например: «Валечка, позови, пожалуйста, Машу. Она мне очень нужна». При этом назовите имя ребенка, который находится на небольшом расстоянии, чтобы можно было видеть и слышать, как будет выполняться задание. Аналогично можно организовать и другие ситуации, например: «Попроси у Маши карандаш (мозаику и т.д.)», «Скажи детям (называются имена 2 – 3 детей), чтобы они подошли ко мне». Зафиксируйте характер (действия, речевые, эмоциональные проявления) ребенка, получившего задание и тех детей, к которым он обращался.
Параметры поведения, в результате анализа которых складывается общая оценка выполнения ребенком задачи на включение в общение:
ü как ребенок принимает просьбу взрослого (охотно, неохотно, отказывается ее выполнять и т. д.);
ü какие используются конкретные способы обращения к сверстнику (заглядывает в лицо, прикасается к плечу или руке, передает просьбу средствами речи, жестикулирует или выхватывает игрушку, схватив за руку, ведет к взрослому и т.д.);
ü как сверстник отвечает на такие способы обращения (охотно откликается, отвечает недовольно и раздраженно, оставляет воздействия сверстников без внимания, грубо отталкивает и т.д.);
ü какое настроение у ребенка, выполнившего просьбу взрослого.
Оценка.
1. Ребенок охотно откликается на просьбу взрослого, проявляет доброжелательность, устанавливает контакт со сверстником, выражает удовлетворение, радость, выполнив задание, и, наоборот, огорчение при неудаче – «+».
2. Ребенок неохотно откликается на просьбу взрослого, вступает со сверстниками в контакт не сразу, после паузы, медленно, несколько настороженно присматривается к нему, затрудняется в способах обращения – «+-».
3. Ребенок неохотно выполняет просьбу взрослого, способы взаимодействия со сверстниками носят конфликтный характер – «-».
На основе полученных данных обсудите индивидуальные особенности детей по следующим вопросам с воспитателем:
1. Вид деятельности, в котором ребенок достигает наилучших результатов. Деятельность, которая особенно привлекает малыша.
2. Характер взаимоотношений ребенка с окружающими.
3. Положение ребенка в группе сверстников.
4. Преобладающее эмоциональное состояние.
5. Возможные причины тех или иных проявлений.
Рекомендуемая литература: 1, 2, 8, 9, 17, 24, 27, 29, 40, 50.
Модуль II. Теория и методика воспитания
Задание 1. Самостоятельная деятельность детей раннего возраста в детском саду. Изучите документацию одного ребенка. Характеристика ребенка должна включать в себя следующие данные: фамилия, имя, возраст; год рождения, месяц, день; краткие анамнестические данные: вес, рост при рождении, перенесенные заболевания; развитие ребенка до поступления в детское учреждение; развитие ребенка за время посещения дошкольного учреждения: а) физические показатели: вес, рост, заболевания, сон, аппетит; б) нервно – психические показатели: речь (активная, пассивная), навыки, умения;
в) особенности поведения: взаимоотношения с детьми, взрослыми (инициативные, ответные); г) педагогические рекомендации по дальнейшему развитию ребенка.
Задание 2. Проведите хронометраж самостоятельной деятельности детей раннего возраста в группе. Для выполнения данного задания необходимо провести запись наблюдений за 1-2 детьми. Изменения в поведении малышей фиксируются каждые пять минут.
При наблюдении за самостоятельной деятельностью детей и ее анализе обратите внимание на следующие моменты: как воспитатель организует самостоятельную деятельность детей, виды деятельности детей на 2-м и 3-ем году жизни, условия, необходимые для самостоятельной деятельности детей.
Методические рекомендации. Таблица хронометража самостоятельной деятельности детей: Фамилия, имя, возраст ребенка
Время | Содержание | Взаимоотношения с другими детьми | Воздействие воспитателя |
9.00 | |||
9.05 | |||
При выполнении данного задания обратите внимание на следующие вопросы: виды деятельности ребенка; проявление избирательного отношения к тому или иному виду деятельности; место сюжетной игры среди других видов деятельности; характеристика устойчивости деятельности; форма общения с другими детьми; участие взрослого в деятельности ребенка; использование приемов комплексного воздействия на игру детей. Проведите наблюдение за поведением, отношениями, деятельностью одного ребенка с целью выявления его индивидуальных особенностей. В процессе наблюдения заполните следующую таблицу:
Фамилия, имя, возраст ребенка | Время наблюдения | Деятельность, которой занят ребенок | Обращение к сверстникам | Обращение ко взрослым | Эмоциональ-ное состояние |
Рекомендуемая литература: 1, 2, 8, 11, 15.
Модуль III. Теория и обучения и образования (дидактика)
Задание 1.Сенсорное воспитание детей раннего возраста. Выявите особенности сенсорного развития детей в разных возрастных группах. Понаблюдайте за сенсорным развитием детей в разных видах деятельности. Определите функции воспитателя в решении задач сенсорного развития детей.
Составьте характеристику самостоятельной деятельности детей.
Методические рекомендации. С целью составления характеристики самостоятельной деятельности ребенка (2 – 3 малыша на студента) выполните следующие задания: проследите, как организует воспитатель самостоятельную деятельность детей; определите виды самостоятельной деятельности детей на 2-м и 3-м году жизни; какие приемы руководства самостоятельной деятельностью детей применяет воспитатель (косвенный показ, прямое обучение, поэтапное обучение и т.д.).
В процессе индивидуального общения с ребенком выявите уровень его сенсорного развития: уровень представлений о признаках предметов, степень обобщенности признаков, владение разными обследовательскими действиями. Ребенку можно предложить вопросы: «Как ты узнаешь, твердый или мягкий предмет?… прозрачный или непрозрачный? … легкий или тяжелый?» Зафиксируйте свои наблюдения по предложенной схеме:
Фамилия, имя ребенка ________________________________________________ возраст _________
Признаки объектов | Представления о признаках объектов | ||
Называет признак | Обобщает признаки | Какими владеет обследовательскими действиями | |
Цвет | |||
Форма | |||
Величина | |||
Фактура | |||
Другие признаки |
Задание 2. Проанализируйте, как решаются задачи сенсорного воспитания в разных видах деятельности детей раннего возраста. Форма записи наблюдений:
Виды деятельности детей | Возможности для сенсорного развития | Руководство воспитателя сенсорным развитием детей |
Игра | ||
Труд | ||
Самообслуживание | ||
Занятия |
На основе ваших наблюдений проанализируйте: находят ли отражение задачи сенсорного воспитания в планах воспитательной работы и как они решаются в процессе повседневного общения с детьми; дается ли оценка сенсорного развития наблюдаемых детей.
Задание 3.Выявите и оцените содержание и особенности методики занятий в разных возрастных группах. Отметьте, какое содержание деятельности было предложено детям, какие сенсорные знания и умения формировались, какими методами и приемами пользовался воспитатель, как организовал деятельность детей по усвоению сенсорных знаний и умений, какой материал был дан детям, как проявлялась активность детей. Результаты наблюдений занесите в таблицу:
Возраст детей | Качество предметов | |||||
Цвет | Форма | Величина | ||||
Обследо-вательские действия | Наимено-вание качеств | Обследо-вательские действия | Наимено-вание качеств | Обследо-вательские действия | Наимено-вание качеств | |
2 года | ||||||
3 года |
На основе проведенных наблюдений проанализируйте: соответствует ли содержание занятий возможностям детей? В какой деятельности формировались сенсорные способности, целесообразность ее выбора? Какова структура занятия и содержание каждой части? Какими методами пользовался воспитатель для передачи сенсорных знаний и умений, для их закрепления и организации упражнений? Как обеспечивалось формирование обобщенности сенсорных представлений и обследовательских действий? Какова роль воспитателя и детей в формировании сенсорных способностей, ее место в структуре занятий? Как используют дети полученные сенсорные знания и умения для достижения результата деятельности? Выводы заданий занесите в дневник.
Задание 4. Ознакомьтесь и определите методы проверки уровня сенсорного развития детей второго года жизни: умение соотносить и группировать предметы по форме, величине, цвету.
Микроисследование:
Перед ребенком поочередно расставьте пособия для восприятия формы, величины, цвета и предложите: «сделай так же», «Дай такой же», «Дай красный, синий, зеленый». Три точных действия указывают на сформированность умения. Полученные результаты занесите в таблицу.
Фамилия, имя, возраст ребенка | Дата, время | Порядок предъявления игрушек | Игрушки | Инструкция эксперимен-татора | Действия ребенка |
Полученные данные проанализируйте и занесите в следующую таблицу:
Фамилия, имя, возраст ребёнка | Восприятие | |
Величина | Форма | Цвет |
Соотносит, отождествляется, называет | Соотносит, отождествляется, называет | Соотносит, отождествляется, называет |
Задание 5.Адаптация ребенка к условиям детского учреждения.
Выберите одного вновь прибывшего ребенка в группу. Понаблюдайте за ним. При выполнении воспользуйтесь нижеприведенными особенностями адаптации детей к новым условиям.
Исследования педагогов, медиков (Н.М.Аксарина, Н.П.Жукова, Р.В.Тонкова – Ямпольского и др.) показывают, что характер адаптации ребенка к условиям детского учреждения зависит от следующих факторов:
ü Возраста ребенка (труднее адаптируются дети до 2 лет. После 2 лет они легче приспосабливаются к новым условиям в связи с тем, что становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями. Дети хорошо понимают речь взрослого, есть опыт общения с разными людьми).
ü Состояния здоровья и уровня развития ребенка (здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации);
ü Индивидуальные особенности (дети одного и того же возраста по – разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней и поведение детей меняется. Они с интересом следят за игрой товарищей, появляются аппетит, сон. Другие, наоборот, в первые дни внешне спокойны, без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх детей);
ü Биологические и социальные факторы (к биологическим относят токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах и заболевания в первые три месяца жизни, а также частые заболевания до поступления в детский сад. К социальным факторам относят условия жизни в семье: создание режима дня в соответствии с возрастом ребенка, формирование умений и навыков, а также личностных качеств, которые соответствуют возрасту ребенка (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и другими детьми, самостоятельно обслуживать себя));
ü уровня тренированности адаптационных механизмов (дети, часто посещающие родственников, знакомых, выезжающие на дачу, легче привыкают к дошкольному учреждению);
ü опыта общения ребенка со сверстниками и взрослыми (если у ребенка сложились доверительные отношения со взрослыми, он умеет уважительно относиться к требованиям взрослого – идти спать, принимать пищу и т.д., то сформированность этих навыков обеспечит ребенку самостоятельность и в какой – то мере независимость от взрослого.
Проследите, какова роль сотрудников учреждения к вновь прибывшему ребенку в группу детского сада. Как они принимают. Знакомят ли родителей с трудностями адаптационного периода, дают советы, как можно их избежать. Как организуют сон ребенка (сидят возле засыпающего ребенка, отбирают соску, заставляют есть нелюбимую пищу).
Как реагирует воспитатель на неудачи ребенка (не успел попроситься в туалет, накрошил на стол, разлил пищу. Стыдит за это при всех, жалуется родителям в присутствии ребенка). Сколько новых детей одновременно принимают в группу.
Задание выполнить по следующей схеме: Фамилия, имя, возраст ребенка; состояние здоровья и уровень развития; индивидуальные особенности; биологические факторы; социальные факторы; уровень тренированности адаптационных механизмов; опыт общения с взрослыми и детьми; объективные признаки окончания периода адаптации: глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение и соответствующая прибавка в весе.
Методические рекомендации. Для выполнения данного задания воспользуйтесь примерными вопросами для бесед с родителями по следующим вопросам: по какому режиму живет ребенок дома? Соответствует ли домашний распорядок дня режиму дошкольного учреждения? Сколько раз спит ребенок днем в выходные дни? Аппетит ребенка. Положительные и отрицательные привычки. Любимые игрушки. Место хранения игрушек. С кем ребенок играет дома?
Рекомендуемая литература: 9, 10, 11, 12, 14, 15, 34, 35, 38, 47.
Модуль IV. Организация образовательно-воспитательной работы в ДОУ
Задание 1. Анализ состояния развивающей среды в группах для детей раннего возраста. Проведите оценку состояния развивающей среды в одной из групп для детей раннего возраста по 3-бальной шкале: 1 балл – не соответствует критерию; 2 балла – частичное соответствие критерию; 3 балла – полностью соответствует критерию. Напротив каждого критерия карандашом проставьте количество баллов, соответствующее состоянию материально – технических и медико-социальных условий.
Критерии оценки создания развивающей среды для детей раннего возраста:
Наличие дидактических средств и оборудования для всестороннего развития детей: аудиовизуальные средства: магнитофон, видеомагнитофон, проигрыватель, диапроектор, видеопроектор и т. д.; альбомы, художественная литература для обогащения детей впечатлениями; дидактические игры – лото, домино, наборы картинок, различные сюжетные игровые наборы и игрушки для развития детей в разных видах деятельности; игрушки и оборудование для сенсорного развития; созданы ли условия для совместной и индивидуальной деятельности детей.
Условия для художественно – эстетического развития детей:
имеется изостудия, имеются необходимые материалы для изобразительной деятельности, лепки, аппликации, художественного труда, прикладные материалы – пластилин, краски, карандаши, природный и бросовой материал и т.д.; эстетическое оформление кабинета способствует художественному развитию детей - экспозиции картин, гравюр, произведений народного творчества, выставки авторских работ родителей, детей сотрудников детского сада и т.д.
Условия для развития театрализованной деятельности: имеется специальное помещение для театрализованной деятельности; разнообразные виды театров: би–ба–бо, теневой, настольный и т.д.; разнообразное оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей – набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, маски и т.д.
Условия для развития в музыкальной деятельности:
имеется музыкальный зал; музыкальные инструменты: пианино, рояль, аккордеон; детские музыкальные инструменты: бубны, погремушки; музыкально–дидактические игры и пособия: альбомы, открытки, слайды; в группах оборудованы музыкальные уголки; имеются музыкальные игрушки, создана музыкальная среда.
Условия для развития конструктивной деятельности детей:
в группах имеется мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал; имеются разнообразные конструкторы: деревянные, пластмассовые, металлические; имеются мозаики, разрезные картинки, танограммы; имеется бросовой и природный материал для художественного конструирования.
Условия для развития экологической культуры детей: имеются наглядные пособия, иллюстративный материал для развития экологической культуры: альбомы, наборы картин, муляжи, дидактические игры; имеются уголки озеленения, комнатные растения; содержатся животные: птицы, рыбки, черепахи и т.д.; имеется оборудованный живой уголок природы: зимний сад, зооуголок и т.д..
Условия для развития представлений о человеке в истории и культуре:
имеются подборки книг, открыток, комплекты репродукций, игры и игрушки, знакомящие с историей, культурой, трудом, бытом разных народов, с техническими достижениями людей; образцы предметов народного быта; имеются настольно печатные, дидактические игры, знакомящие с правилами дорожного движения; образцы национальных костюмов, куклы в национальных костюмах и т.д.
Условия для физического развития детей: имеется спортивный зал; плавательный бассейн; в группах имеется спортивный инвентарь и оборудование для физической активности детей, массажа (тренажеры, массажные коврики и.д.); имеется спортивный инвентарь для физической активности детей на участке (мячи, лыжи, обручи и т.д.).
Условия для формирования у детей элементарных, математических представлений: в группах имеется демонстрационный и раздаточный материал для обучения детей счету, развитию представлений о величине предметов и их форме; материал и оборудование для формирования у детей представлений о числе и количестве; имеется материал для развития пространственных и временных представлений.
Условия для развития у детей элементарных естественно – научных представлений: магниты, лупы, очки, макеты; уголки для экспериментирования (игры с водой, песком и т.д.).
Условия для развития речи детей: имеется библиотека для детей; имеется библиотека для родителей, сотрудников; имеются наборы картин и настольно – печатные игры по развитию речи.
Условия для игровой деятельности детей: имеется специальное помещение, оборудованное для игр; на участке имеется игровое оборудование; в групповых комнатах, раздевалках, спальнях выделено пространство для игры и имеется игровое оборудование; имеются игрушки для различных видов игр: сюжетно – ролевых, подвижных, дидактических.
В процессе наблюдений за детьми, зафиксируйте в дневнике эмоциональные проявления малышей, их речь, характер игровой деятельности, взаимоотношений со сверстниками.
Задание 2 . Учебно-исследовательское задание. Дайте оценку развития 5 детей (возраст по выбору студента). Для выполнения задания воспользуйтесь диагностическими показателями, отраженными в таблице. Результаты наблюдения зафиксируйте в дневнике учебной практики. Обязательно отразите следующие данные: фамилия, имя ребенка, его возраст и день наблюдения.
Развитие детей в возрасте 1 года 6 месяцев – 2 лет:
Линии развития | Показатели |
Сенсорное развитие | Подбирает по образцу 4 основных предмета. Различает 3 разных по величине предмета, например 3 куба. Подбирает по образцу однородные предметы, сходные по форме. |
Общие движения | Перешагивает через палку, поднятую от пола на 18 – 20 см. Бросает мяч в горизонтальную цель на расстояние 60 – 70 см. Легко влезает на стремянку, спускается чередующимся шагом. |
Игра | Легко воспроизводит в игре отдельные явления, последовательные действия. |
Понимание речи взрослого | Понимает смысл предложений о событиях и явлениях, часто повторяющихся в личном опыте. Понимает рассказ о знакомых событиях, без показа. Понимает несложный сюжет по картинке. |
Активная речь | Легко повторяет слова и простые фразы. Обобщает предметы по существенным признакам. Облегченные слова заменяет правильными. Говорит предложениями из 3 – 4 слов. Появляются грамматические изменения. Речь становится средством общения с взрослыми. Задает вопрос: «Что это?». |
Навыки | Ест довольно аккуратно. Пользуется носовым платком. Частично одевается и раздевается. Контролирует физиологические отправления. |
Развитие ребенка 3–го года
Линия развития | Показатели |
Сенсорное развитие | Называет 4 основных цвета |
Общие движения | Ходит по наклонной доске шириной 20 см, приподнятой от пола на 25 – 30 см. Влезает на табурет высотой 0.5 м, слезает с него. Бросает одной рукой маленькие мячи в горизонтальную цель на расстояние от 80 –100 см. до 100 – 125 см. Согласовывает свои действия с другими детьми, одновременно действует рукой и ногой, Может менять темп движений в соответствии с музыкой, словом. |
Речь | Словарь активных слов включает 1200 – 1500 слов. Появляются вопросы «Где?2, «Куда?», «Почему?». Речь становится средством общения с детьми. Легко разучивает песенки и стихи. В словарь входят все части речи, кроме причастия и деепричастия. Произносит все звуки, кроме «р», «л» и шипящих. |
Игра | В игре использует роль мамы, врача и т.д. |
Навыки | Самостоятельно одевается, но не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки. Делает это с помощью взрослых. Моет руки перед едой. Пользуется салфеткой по мере надобности. Благодарит после еды без напоминания. |
Задание 3.Воспитание и развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности. Проведите наблюдение за теми же 4 – 5 детьми в процессе занятий и свободной деятельности по следующим вопросам:
Ø Каковы познавательные интересы ребенка. Что больше всего интересует и увлекает малыша? Когда возникает интерес, как он проявляется? Какие средства и приемы использует ребенок для удовлетворения познавательных интересов? Что способствует увеличению и развитию интереса, что ведет к угасанию интереса?
Ø Какому виду деятельности ребенок отдает предпочтение? Выявите причины этого предпочтения.
Ø Как долго длится собственная познавательная активность ребенка, каковы его эмоции, настроение в это время? Взаимодействие и общение с другими детьми и педагогом. Наблюдаются ли процессы взаимообучения, как они проявляются, какова их специфика?
Ø Собственная познавательная активность ребенка в процессе обучения, организованного педагогом, и познавательная активность, стимулированная педагогом в процессе организованного обучения, их взаимосвязь и противоречия.
Ø Понаблюдайте разные виды занятий в группе детского сада (изобразительного цикла, развития речи, музыки), проанализируйте каждое в отдельности, а затем сравните друг с другом по критериям, указанным в нижеприведенной таблице. Заполните ее. Форма записи наблюдений.
Имя ребенка | Возраст | Собственная познавательная деятельность ребенка | Познава-тельная деятель- ность, стимулиро- ванная педагогом | Взаимосвязь | Противоречие | Выводы |
На основе результатов проведенных наблюдений проанализируйте:
Ø Каковы особенности организации обучения в данной группе детского сада. Соотношение традиционного и инновационного обучения. Образовательная программа, на основе которой строится обучение. Преобладающая форма организации обучения, способы организации детей, их позитивные и негативные стороны. Какие формы организации обучения воспитатель не использует, причины этого. Как организована среда обучения (специальное место или отдельная комната, оборудование, пособия). Эффективность методов и приемов, используемых воспитателем в обучении детей. Содержание обучения: интересно ли оно детям, степень трудности и доступности.
Ø В чем выражается собственная познавательная активность ребенка в свободной деятельности и в процессе обучения, организованном воспитателем?
Ø Как выражается познавательная активность ребенка, стимулированная взрослым?
Ø Существуют ли связь и противоречие между ними? Когда и как это проявляется?
Ø Имеется ли у детей интерес к изобразительной деятельности, как малыши обращаются с изобразительным материалом (бумага, кисти, карандаши, краски).
Ø Изучите организацию и содержание труда детей раннего возраста, используя предложенные вопросы:
· какие трудовые поручения предлагались детям: убрать игрушки после игры, приносить и уносить со стола легкие, сухие, чистые материалы для занятий; ставить стулья к столам, приносить хлебницу с хлебом, убирать посуду;
· вместе с воспитателем кормить животных, поливать комнатные цветы;
· сажать лук, сеять крупные семена, поливать их на грядке;
· собирать овощи, листья на участке.
Проведите наблюдение за организацией процесса обучения в группе детского сада, используя предложенную форму:
Форма организации обучения детей | Программные задачи | Способ организации детей | Деятель-ность педагога | Деятель-ность детей | Выводы и обобщения |
В дневнике практики дайте характеристику игрового материала по предложенной схеме:
Предметная деятельность | Сюжетно -отобразительная деятельность | Конструктивная деятельность | Двигательная деятельность | Дидактический материал для сенсорного развития |
Проведите наблюдение за разными видами занятий в группе детского сада (изобразительного цикла, развития речи, музыки), проанализируйте каждое в отдельности, а затем сравнительно друг с другом по критериям, указанным в нижеприведенной таблице:
Критерии анализа | Уровень оценок | ||
Высокий | средний | Низкий | |
Соответствие программного содержания возрасту ребенка | |||
Наличие элементов нового, обеспечивающих некоторые усилия и напряжение мысли ребенка | |||
Воспитательное воздействие программного материала | |||
Выполняются ли гигиенические требования | |||
Эстетика занятий (внешний вид детей, группы, оборудования) | |||
Необходимость, разнообразие, качество наглядных пособий | |||
Этапы занятий и их связь | |||
Длительность этапов | |||
Разнообразие методов и приемов, их взаимосвязь и обоснованность | |||
Приемы, направленные на привлечение и сосредоточение внимания детей (имеются или нет) | |||
Приемы, позволяющие обеспечить эмоциональность, интересы детей | |||
Приемы подачи нового с опорой на имеющиеся у детей знания | |||
Доступность, логичность, эмоциональность и красочность речи воспитателя | |||
Индивидуальная работа с детьми | |||
Качество работы | |||
Поведение детей в процессе игры | |||
Оценка работы воспитателями | |||
Качество анализа работ детьми |
Понаблюдайте игры детей, выявите особенности использования игрушки и игровых материалов детьми разного возраста.
: какие Дайте педагогический анализ результатов проведенной работы в соответствии с вопросами игрушки и игровые материалы используются и какому этапу развития игровой деятельности детей соответствуют? Как среда влияет на обогащение содержания игры, развитие способов отображения действительности, формирование игровых взаимоотношений, проявление самостоятельности и игрового творчества? Каковы особенности внесения игрушек педагогом?
Основываясь на результатах проведенной работы, разработайте рекомендации для родителей по созданию предметно – игровой среды в семье.
Проведите анкетирование воспитателей, родителей, беседу с детьми разных возрастных групп, выявите отношение к игрушке взрослых и детей, особенности использования игрушки в деятельности.
При выполнении данного задания вам помогут следующие анкеты и вопросы для бесед:
Анкета для воспитателей
1. Номер детского учреждения, возрастная группа.
2. Планируется ли работа по формированию игровой деятельности детей в вашей группе? Да, нет.
Если да, то:
- выделяется как специальная задача;
- планируется эпизодически;
- используются некоторые методические приемы (внесение игрушки, экскурсия и др.);
- другие варианты ответов (укажите их).
Если нет, то:
- нет необходимости планировать такую работу, так как дети хорошо играют;
- у детей не остается времени на игру;
- не знаю особенностей планирования игровой деятельности;
- другие варианты ответов (укажите их).
3. Как вы считает, все ли условия созданы в вашей группе для развития игровой деятельности детей? Да, нет.
Если да, то:
- наличие игрушек и игрового оборудования с учетом специфики возраста;
- регулярно планируется работа по развитию игровой деятельности детей;
- организация предметно – игровой среды и отражение методов руководства игровой деятельностью в плане воспитательно-образовательной работы в группе;
- другие варианты ответов (укажите их).
Если нет, то:
- отсутствие необходимого оборудования;
- отсутствие необходимых знаний об особенностях организации игровой среды;
- другие варианты ответов (укажите их).
4. Носит ли предметно – игровая среда вашей группы развивающий характер? Да, нет.
5. Какие методические приемы используются вами для руководства игровой деятельностью в непосредственной работе с детьми? Назовите их.
Анкета для родителей
1. Фамилия, имя, возраст, пол ребенка.
2. Играет ли ваш ребенок дома? Да, нет, иногда.
Если нет, то:
- нет времени для игр;
- нет игрушек, соответствующих интересам ребенка;
- не любит играть;
- другие варианты ответов (укажите их).
3. Какие игрушки нравятся вашему ребенку больше других:
- готовые (куклы, машины и т.д.);
- конструкторы;
- настольно – печатные игры, головоломки и т.д.;
- другие варианты ответов (укажите их).
4. Использует ли ваш ребенок в игре одни и те же игрушки или постоянно привлекает новые?
5. Чем вы руководствуетесь, покупая игрушки ребенку:
- просьба ребенка;
- модой на определенные игрушки;
- полом ребенка (мальчик, девочка);
- желанием расширить кругозор ребенка о мире вещей, природе и т.д.;
- другие варианты ответов (укажите их).
6. Какие игрушки, на ваш взгляд, более всего подходят вашему ребенку?
Анкетирование проводится в форме письменного опроса – индивидуально. Заранее приготовьте необходимое количество листов анкет по числу участников опроса. Прежде чем начать процедуру опроса, представьтесь участникам обследования предстоящей работы, предложите каждому индивидуально ответить на вопросы анкеты, поблагодарите за оказанную помощь в исследовании проблемы педагогической ценности игрушки.
Беседа с детьми
1. Фамилия, имя, возраст, пол ребенка.
2. Любишь ли ты играть? Почему?
3. Во что ты любишь играть? С кем?
4. Какие игрушки тебе нравятся? Какие не нравятся? Почему?
5. О какой игрушке ты мечтаешь?
6. Какие игрушки ты не будешь покупать своим детям? Почему?
Рекомендуемая литература: 1, 2, 7, 16, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 50.
Модуль VI. Педагогический процесс в дошкольном учреждении
Задание 1. Знакомство с дошкольным образовательным учреждением. В процессе знакомства с заведующей дошкольным образовательным учреждением выясните следующие моменты: обеспеченность дошкольного образовательного процесса педагогическими кадрами; контингент и возрастной состав детей; оснащение дошкольного образовательного процесса оборудованием, игрушками, их назначением, соответствие возрасту детей; изучите режим жизни детей 2 – 3 лет, организацию их питания, особенности развития; составьте перечень игрушек для детей раннего возраста, имеющихся в дошкольном образовательном учреждении. Свои наблюдения фиксируйте в дневнике практики.
Задание 2. Знакомство с содержанием работы методиста: изучение планов воспитательно-образовательной работы, материалов методического кабинета, дидактических пособий.
Проведите беседу с методистом (старшим воспитателем) – выясните, по какой образовательной программе работает детский сад с детьми раннего возраста, изучите учебный план, расписание занятий в группах раннего развития детей, соотношение традиционных и инновационных компонентов в обучении. Выясните, какие имеются учебно-методические пособия (современные высококачественные, полиграфические материалы)? Как осуществляется планирование обучения в группах раннего возраста? Какие формы организации являются доминирующими, какие используются реже и почему? Имеются ли в детском саду авторские методы и приемы работы с детьми раннего возраста? Чем они отличаются от традиционных?
Результаты беседы фиксируйте в дневнике учебной практики.
Задание 3. Знакомство с материально – техническими и медико-социальными условиями пребывания детей раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях.
Задание 4.Наблюдение за занятиями, проводимыми воспитателями. Подготовка к проведению открытых занятий. Самостоятельная работа в группах с детьми. Дайте оценку жизни детей, уровня их развития, взаимодействия сотрудников с детьми.
Методические рекомендации. Проведите наблюдение за работой воспитателей и помощников воспитателей в одной из групп для детей раннего развития. Результаты наблюдений фиксируйте, используя предлагаемые ниже критерии:
ü как педагог организует жизнь детей раннего возраста, какие условия создает для развития эмоционального общения детей с взрослыми (проявляет собственную инициативу в установлении эмоциональных контактов с детьми, ласково обращается к ним, называет по имени, оказывает моральную поддержку ребенку, когда он испытывает душевный дискомфорт); поддерживает и поощряет инициативу ребенка в эмоциональном общении (откликается на стремление малыша получить поддержку, ласку); организует эмоциональные и подвижные игры, способствующие совместным, положительным переживаниям («ладушки», «сорока – ворона», «едем – поедем», «прятки» и т.д.);
ü какие условия создаются сотрудниками детского сада для развития речи детей (поддерживают речевую инициативу детей; знакомят с названиями различных предметов; демонстрируют новые привлекательные игрушки, называя их и побуждая детей к повторению их названия, после чего дают игрушку малышу; играют в речевые игры, дают послушать детские песенки, поддерживают звукоподражание; читают книжки, показывают и называют картинки, рассказывают сказки, повторяют с детьми стишки и песенки; поощряют словотворчество детей, разговаривают о том, что видят и что делают дети, объясняют, что им предстоит сделать и т д., обсуждают события дня, требующие развернутого ответа;
ü как организуется продуктивная и творческая деятельность детей; (стимулируют у детей возникновение интереса к рисованию, предлагают рисовать карандашом, мелками, кистью, помогают освоить основные приемы работы с этими материалами); побуждают интерес к лепке из пластилина, глины, знакомят с элементарными способами изготовления аппликаций из нескольких элементов; организуют музыкальные занятия, пение, прослушивание пластинок, игра на музыкальных инструментах, танцы; стимулируют и поддерживают стремление ребенка к выражению чувств через мимику, жесты, движения, голос; устраивают инсценировки знакомых сказок, стишков, привлекают детей к посильному обсуждению того, что они видели; создают условия для овладения детьми ходьбой, сложными локомоциями, тонкой моторикой рук; проводят физкультурные занятия, организуют подвижные игры с ходьбой, прыжками, бегом как в групповой комнате так и во время прогулки и т.д.;
ü общение взрослых с детьми, создание условий для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками; (слушают детей с вниманием и уважением; вежливо и доброжелательно отвечают на вопросы и просьбы детей, обсуждают их проблемы; успокаивают и подбадривают расстроенных детей; разговаривая с детьми, выбирают позицию «на уровне глаз»; общаются не только с группой в целом, но и с каждым ребенком индивидуально;
ü создание условий и организация процессуальных игр детей; (знакомят детей с различными сюжетами и организуют соответствующую им игровую среду); помогают освоить соответствующие возможностям детей действия; (поднести ложку или чашку кукле, помешать в кастрюльке еду и т.д.); вводят в игру предметы-заменители, показывая способы использования неоформленного материала; разнообразят сюжеты игр, включая в них элементы новизны; по мере овладения детьми игровыми действиями помогают детям брать на себя различные роли и наделять ими персонажей игры; организуют несложные сюжеты игры с несколькими детьми;
ü создание условий для формирования у детей представлений о себе (время от времени подводят ребенка к зеркалу, предлагают рассмотреть части тела, ушки, прическу, рассматривают рисунок на одежде); обращаются к ребенку по имени, подчеркивая его достоинства;
ü какова роль педагога в поддержании положительной самооценки детей, меры педагогического воздействия (чаще пользуются поощрением, чем порицанием и запрещением; неудачи обыгрываются в шутливой форме, чтобы не формировать у малыша неуверенность в своих силах, не развивать комплекса неполноценности);
ü вид занятий, их продолжительность;
ü каково содержание программного материала;
ü какие задачи ставит перед собой воспитатель, соответствуют ли они возрастным возможностям детей раннего возраста;
ü как используется наглядно – действенный метод обучения применительно к детям раннего возраста;
ü использование наглядного материала;
ü какие приемы активизации речи и деятельности детей использует воспитатель.
Рекомендуемая литература: 1, 2,14, 15, 17, 24, 31, 38, 44, 50.
По окончании учебной практики студенты на кафедру представляют следующую документацию:
1. Характеристика на одного ребенка 2-го или 3-го года жизни.
2. Хронометраж самостоятельной деятельности ребенка 3-го года жизни с письменным анализом.
3. Дневниковые записи о выполненных заданиях.
Во время практики необходимо вести дневник, в котором должен найти отражение каждый день работы студента в ходе учебной практики в дошкольном образовательном учреждении. Записи в дневнике отражаются в следующей форме:
Дата | Содержание задания | Особенности поведения детей | Анализ воспитательных приемов |
Для подведения итогов учебной практики проводится итоговая конференция, на которой анализируется деятельность студентов в ходе учебной практики.