Анализ педагогической литературы по теме, описание практических задач, решаемых магистрантом в процессе прохождения практики и организации индивидуальной работы
Введение
В соответствии с государственным образовательным стандартом научно-педагогическая практика для магистранта является составной частью учебного плана и одним из важнейших условий по подготовке высококлассных специалистов, обеспечивая связь научных теоретических знаний с практическим их применением. Прохождение практики позволяет полнее раскрыть творческий потенциал магистранта, создает реальную возможность почувствовать себя в роли преподавателя, а также проверить правильность своего профессионального выбора.
Местом для прохождения педагогической практики мне определили инженерно-технический институт с технический колледж им. Ю.А. Гагарина, отделение "Механики, промышленных технологий и оборудования".
Продолжительность педагогической практики в соответствии с учебным планом составила 3 недели.
Сроки прохождения:
Главная задача практики – знакомство студентов с принципами организации учебного процесса, особенностями преподавания инженерных дисциплин, овладение видами научно-педагогической деятельности на уровне, соответствующем квалификации "магистр", подготовка магистрантов к осуществлению образовательного процесса в высших учебных заведениях.
Основными целями научно-педагогической практики являются:
- знакомство магистрантов со спецификой деятельности преподавателя технических дисциплин и формирование умений выполнения педагогических функций;
- закрепление психолого-педагогических знаний в области инженерной педагогики и приобретение навыков творческого подхода к решению научно-педагогических задач.
- Таким образом, в ходе научно-педагогической практики магистрант должен расширить и углубить теоретические знания:
- основных принципов, методов и форм организации научно-педагогического процесса в техническом вузе;
- методов контроля и оценки профессионально-значимых качеств обучаемых;
- требований, предъявляемых к преподавателю вуза в современных условиях.
Кроме того, магистрант должен овладеть умениями:
- осуществления методической работы по проектированию и организации учебного процесса;
- выступления перед аудиторией и создания творческой атмосферы в процессе занятий;
- анализа возникающих в научно-педагогической деятельности затруднений и принятия плана действий по их разрешению;
- самостоятельного проведения психолого-педагогических исследований;
- самоконтроля и самооценки процесса и результата педагогической деятельности.
В процессе прохождения практики мной была проведена следующая работа:
· развитие и совершенствование научно-педагогических навыков и умений в результате присутствия на занятиях кандидата педагогических наук, доцента Пульбере В.А. и доцента Яковец И.В.., а также посещения открытых занятий магистров.
· разработаны и проведены лекционное занятие по предмету «Автоматизация машиностроительного производства»
· разработан и оформлен отчет по научно-педагогической практике.
Анализ педагогической литературы по теме, описание практических задач, решаемых магистрантом в процессе прохождения практики и организации индивидуальной работы.
Целью научно-педагогической практики является:
- формирование и развитие профессиональных навыков проведения отдельных видов учебных занятий по дисциплинам профиля магистерских программ, как в данном случае технических дисциплин;
- овладение основами учебно – методической работы, педагогического мастерства, умениями и навыками самостоятельного ведения учебно - воспитательной и преподавательской работы.
К основным задачам научно-педагогической практики магистрантов относятся:
- закрепление знаний, умений и навыков, полученных магистрантами в процессе изучения дисциплин магистерской программы;
- овладение методикой подготовки, проведения и анализа разнообразных форм проведения учебных занятий;
- формирование представления о современных образовательных информационных технологиях.
- привитие ответственности за результаты своего труда, навыков самообразования и самосовершенствования, содействие активизации научно-педагогической деятельности магистров.
В результате научно-педагогической практики магистр должен уметь:
- ориентироваться в теоретических и методологических основах науки преподаваемой дисциплины;
- дидактически преобразовывать результаты современных научных исследований с целью их использования в учебном процессе;
- самостоятельно проектировать, реализовывать, оценивать и корректировать образовательный процесс.
В ходе прохождения практики магистрант должен овладеть навыками самостоятельной педагогической деятельности в профессиональной области на основе:
- отбора содержания и построения занятий в различных формах с учетом закономерностей педагогики, современных требований дидактики (научность);
- актуализации и стимулирования творческого подхода магистрантов к проведению занятий с опорой на развитие обучающихся как субъектов образовательного процесса (креативность);
- учета научных интересов магистрантов (практика предусматривает проведение занятий по предметам и дисциплинам, соответствующим научно - исследовательским интересам магистрантов).
По мнению специалистов в области высшего образования общие требования к преподавателю высшей школы могут быть сформулированы следующим образом.
- Профессиональная компетентность, основывающаяся на фундаментальной, специальной и междисциплинарной научной, практической и педагогической подготовке.
- Креативность, предполагающая владение инновационной стратегией и тактикой, методами, приемами и технологиями решения творческих задач, восприимчивость к изменениям содержания и условий педагогической деятельности.
- Коммуникативная компетентность, владение современными информационными технологиями, эффективными методами и приемами межличностного общения.
- Социально-экономическая компетентность, предусматривающая знание глобальных процессов развития цивилизации и функционирования современного общества, основ экономики, социологии, менеджмента, права, экологии и т.п.
- Общекультурная гуманитарная компетентность, включающая знание основ мировой и национальной культуры и общечеловеческих ценностей.
Анализ современных тенденций развития инженерного образования показывает, что качество подготовки специалистов зависит от полноты и эффективности реализации преподавателем своих профессиональных функций: гностических, проектировочных, конструктивных, организаторских, коммуникативных и воспитательных.
У преподавателя XXI в. объективно должны быть новые взгляды на все процессы высшего образования, новые установки на осуществление преподавательской деятельности. В индивидуальном порядке сформировать эти особенности нового преподавателя под руководством опытных преподавателей, не являющихся носителями таких взглядов и установок, невозможно.
В настоящее время требуется не просто передача методического опыта, не просто психолого-педагогическая подготовка начинающих преподавателей по отдельным вопросам, требуется дополнение техноцентрической профессиональной ориентации специалиста антропоцентрической ориентацией преподавателя, необходимо освоение новых профессиональных ценностей. Этого можно достигнуть только в систематической работе, в процессах дополнительного образования, которые не может обеспечить один, даже очень опытный специалист.
Рассмотренные обстоятельства и опыт столетней давности указывают на то, что преподавателей технических вузов необходимо готовить из лиц, уже имеющих высшее образование по специальности технического профиля, обеспечивая централизованное освоение ими преподавания в вузе как второй профессиональной деятельности в процессе получения дополнительного образования для достижения квалификации "Преподаватель высшей школы".
Прохождение научно-педагогической практики можно разделить на три основных этапа(3 недели):
- поиск и изучение психолого-педагогической литературы, ознакомление с методами проведения различных видов занятий.
- посещение занятий, проводимых руководителями практики.
- подготовка и самостоятельное проведение открытых занятий.
В течении первой неделе было изучено методическое пособие по прохождению практики, определены ее цели и задачи. Изучено психолого – педагогическое учебное пособие позволяющее узнать об основах педагогики как науки, о системе подготовки педагогических кадров, об особенностях и специфики педагогики высшей школы и о педагогическом процессе в целом. Так же были освоены методики подготовки и проведения лекционных, лабораторных и практических занятий, семинаров, консультаций, зачетов и экзаменов. Были рассмотрены различные инновационные технологии и программы в области образования, а также способы их внедрения в повседневную преподавательскую деятельность. Результатом работы на данном этапе являются различные пособия, дидактические материалы и распечатки.
В течении второй неделе были прослушаны несколько занятий руководителей практики в качестве слушателя, для дальнейшего анализа и корректирования самостоятельно составленного плана проведения и организации открытого занятия.
На последней неделе прохождения практики был самостоятельно проведено открытое лекционное занятий, как результирующая стадия трехнедельной индивидуальной подготовки. Темы и время занятий были назначены руководителями практики в соответствии с учебной программой данных дисциплин.
Лекционное занятие по дисциплине: «Автоматизация машиностроительного производства» на тему: «Автоматизация транспортно-складских систем» на 5-ой паре у студентов четвертого курса группы ИТ10ДР62ММ1, присутствовало 7 студентов из должных 8, другие магистранты в качестве наблюдателей, а так же руководители практики доцента Яковец И.В. и кандидат педагогических наук, доцент Пульбере В.А.
Лекция - один из видов преподавания, суть которой в том, что изучаемый материал в виде последовательного связного рассказа излагает педагог-лектор.
Лекция - это метод сообщения новых знаний; ее отличает высокая целенаправленность и большая информативность. Лекция обладает способностью показать личностное отношение педагога к учебному материалу. Ее воздействие на студента осуществляется двояко: содержанием и эмоциональной выразительностью речи. В ходе лекции педагог не только передает новую научную информацию в систематическом целостном виде, но и может вскрыть многие связи - с другими предметами, проблемами и практикой. Он учит мыслить, анализировать, доказывать, делать обобщения и выводы; в этом смысле лекция для учащихся- образец рассказа. Монологическое изложение позволяет преподавателю развивать внимание студентов, умение выделять главное, а эти качества важны и для последующего самообразования, и для любой профессии.
К лекциям в вузе предъявляется ряд требований, каждая лекция должна:
- иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов (понятийная линия лекции);
- иметь твердый теоретический и методический стержень, важную проблему;
- иметь законченный характер освещения определенной темы (проблемы), тесную связь с предыдущим материалом;
- быть доказательной и аргументированной, содержать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, иметь четко выраженную связь с практикой;
- быть проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их решения, ставить перед обучающимися вопросы для размышления;
- обладать силой логической аргументации и вызывать у студентов необходимый интерес, давать направление для самостоятельной работы;
- находиться на современном уровне развития науки и техники, содержать прогноз их развития на ближайшие годы;
- отражать методическую обработку материала (выделение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках);
- быть наглядной, сочетаться по возможности с демонстрацией аудиовизуальных материалов, макетов, моделей и образцов;
- излагаться четким и ясным языком, содержать разъяснение всех вновь вводимых терминов и понятий;
- быть доступной для восприятия данной аудиторией.
Преимущество лекции:
- Один человек-лектор может транслировать информацию на любое, сколь угодно большое, число людей.
Выявленные недостатки:
- отсутствие обратной связи,
- усреднённость уровня сложности контента лекции,
- возможность для разной степени включённости слушателей лекции.
Лекция уступает часть своего значения другим формам обучения по мере повышения уровня доступности информации, но остаётся важнейшей формой обучения в современной высшей школе. Для повышения эффективности лекции следует знать и использовать различные методы и стили чтения лекции, использовать разные виды с учётом аудитории, времени и места проведения занятия. Лекция может тяготеть как к монологичности, так и к диалогичности, общению со студентами, в зависимости от индивидуального стиля лектора и выбранного им стиля чтения. Подготовка лекции является структурированным и систематическим процессом, чёткое исполнение предписаний которого является залогом успешности проведения лекционного занятия.
Лекционное занятие проводилось согласно составленного плана: пятнадцать минут в начале лекции было уделено организационной части и приобщению студентов к активному участию в лекции, а так же проверка базовых знаний и увязка их с новым материалом. Лекционное занятие сопровождалось конкретными примерами, распечатками и схемами на доске аудитории. В конце лекционно занятия были заданы вопросы, что позволило закрепить недавно изученный материал. В итоге цель лекции была достигнута.