Тестирование как технология оценки академических
Способностей студентов
Педагогическое тестирование – это современный диагностичный, объективный, эффективный способ контроля. Может использоваться как самостоятельный метод проверки знаний.
Тест – научно-обоснованный метод измерения интересующих качеств, свойств личности, её знаний.
В зависимости от предмета измерения различаюттесты педагогические, психологические, социологические, социально-психологические, культурологические и др.
Педагогические тесты применяются для проведения входного, рубежного, текущего и итогового контроля знаний, умений, навыков.
Организация мониторинга качества знаний путем тестирования включает в себя:
- анализ учебной проблемы;
- определение содержания и цели тестирования;
- разработку тестов, соответствующих цели тестирования;
- подготовка к процессу тестирования;
- проведение тестирования;
- оценку выполнения тестов;
- использование результатов тестирования в последующем образовательном процессе.
Педагогическое тестирование обладает рядом преимуществ перед традиционными формами контроля. К ним относятся:
- более высокая объективность контроля;
- все тестируемые находятся в одинаковых условиях;
- экономится аудиторное время;
- возможна одновременная проверка знаний всего контингента;
- оценка может быть более дифференцированной (например, по 10-ти балльной шкале);
- тестирование различными по сложности заданиями позволяет дифференцировать испытуемых по уровню подготовленности;
- тестирование облегчает оценку знания материала отдельных разделов и тем;
- тестирование обеспечивает точность, своевременность, оперативность контроля знаний.
Однако при тестовом контроле преподавателю не понятен ход мысли, логические рассуждения учащихся, производимые ими преобразования, вычисления.
Тестовый метод – развивается на стыке педагогики, теории измерений, математического моделирования, математической статистики.
Основные подходы к интерпретации тестовых баллов:
1) Нормативно-ориентированный подход – позволяет сравнивать учебные достижения отдельных студентов друг с другом.
2) Критериально-ориентированный – позволяет оценивать, в какой степени студенты овладели учебным материалом. Он легче переводится в обычную 4-х балльную шкалу («2», «3», «4», «5»).
В этом случае результаты могут выражаться в процентах. За 100% условно принимается сумма знаний, умений, навыков, которую должна быть усвоена студентами в ходе обучения, тогда уровень учебных достижений каждого можно выразить в процентах от этой суммы и если необходимо, то перевести в привычную пятибалльную шкалу:
Например, перевод может выглядеть таким образом:
(90-100)% – «5»
(70-90)% – «4»
(50-70)% – «3»
<50% – «2»
Критерий оценки устанавливается преподавателем, разработчиком теста в зависимости от содержания и трудности теста.
Государственный образовательный стандарт, его содержание и компоненты
Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами. Прежде всего, необходимостью создания единого в стране педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений. Стандартизация содержания образования обусловлена и задачей вхождения России в систему мировой культуры, что требует учета тенденций развития содержания общего образования в международной образовательной практике. Понятие стандарта происходит от английского слова standart, означающего "норма, образец, мерило". Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.
Наряду с "Законом об образовании" стандарт образования является основным нормативным документом, несущим толкование определенной части Закона.
В Законе РФоб образовании (1992г., 2013г.) предусмотрено, что государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности. Определение же содержания образования сверх этой нормы находится в компетенции образовательных учреждений.
В государственном образовательном стандарте выделяются 2 компонента: федеральный и национально-региональный.Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры. Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования. Стандарт образования отражает обязательства, с одной стороны, государства перед своим гражданином, а с другой – гражданина перед государством в области образования.
Федеральный и национально-региональный компоненты стандарта образования включают: описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство предоставляет обучаемому в объеме необходимой подготовки; требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания; максимально допустимый объем учебной нагрузки по годам обучения.
Учебный план. На уровне общего теоретического представления государственный стандарт находит отражение в учебном плане учебного заведения. В практике образования используется несколько типов учебных планов: базисный, типовой и учебный план учебного заведения. Базисный учебный план – это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования. Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования. Базисный учебный план как часть стандарта образования утверждается Министерством образования и науки РФ.
Типовыеучебные планы носят рекомендательный характер. Они разрабатываются на основе государственного базисного учебного плана и утверждаются Министерством образования РФ.
Учебный план учебного заведения составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана.
В учебных планах, как и в государственном стандарте, выделяются федеральный и национально-региональный компоненты. Федеральный компонент обеспечивает единство образования в стране. Национально-региональный компонент обеспечивает потребности и интересы в области образования народов нашей страны в лице субъектов Федерации.
Учебный предмет и учебная программа. Содержание образования, представленное на уровне теоретического осмысления в учебных планах, получает свою конкретизацию в учебных предметах или учебных курсах (дисциплинах).
Учебный предмет – это система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с определенной глубиной и в соответствии с их познавательными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства.
Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Она определяет общую научную и духовно-целостную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов. Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими. Типовые учебные программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта относительно той или иной образовательной области. Они утверждаются Министерством образования РФ и имеют рекомендательный характер. На основе типовой программы разрабатываются и утверждаются рабочие учебные программы. Они могут быть разработаны непосредственно, исходя из требований государственного стандарта к образовательным областям. В рабочей программе в отличие от типовой описывается национально-региональный компонент, учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.
Авторские учебные программы, учитывая требования государственного стандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, собственные точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Авторские учебные программы наиболее широко используются в преподавании курсов по выбору и факультативных.
Учебная литература. Проектирование содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия. В них находит отражение конкретное содержание учебных программ. Среди всех видов учебной литературы особое место занимает учебник, который по своему содержанию и структуре должен соответствовать учебной программе по предмету.
Закон РФ «Об образовании» трактует ГОС как сумму 3-х составных частей:
1. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.
2. Максимальный объём учебной нагрузки обучаемых.
3. Требования к уровню подготовки выпускников.
Стандарт профессионального образования – это совокупность требований к уровню, содержанию и качеству профессионального образования, отражённых в соответствующих нормативных документах.
ГОС обеспечивает постановку задач различным структурам в социально-экономической системе общества:
во-первых – преподавателям и учащимся, которые должны в ходе обучающей и учебной деятельности выполнять требования стандарта и дополнять его с учётом своих возможностей и интересов;
во-вторых – администраторам, работников системы профессионального образования – от федеральных чиновников до директоров, ректоров учебных заведений для формирования адекватных механизмов при планировании, регулировании, контроле за учебно-воспитательным процессом;
в-третьих – работникам служб занятости как основной ориентир по трудоустройству и переквалификации высвобождаемого и незанятого населения;
в-четвёртых – социальным партнёрам – работодателям, профсоюзам, лицам наёмного труда – для сознательного вступления в трудовые отношения, регулирования вопросов штатного расписания, тарифных ставок и окладов, основанных на квалификации и профессиональной компетенции;
в-пятых – партнёрам из ближнего и дальнего зарубежья для обеспечения прав человека и свободного взаимодействия на международном рынке труда.