Социальная педагогика как общественное явление и отрасль знания (46).

Тема 1.

1. Социальная педагогика изучает:

А) развитие;

Б) социализацию;

В) воспитание;

Г) социальное воспитание.

2. Социальное воспитание – составная часть процесса:

А) социализации;

Б) воспитания;

В) развития.

3. Термин «социальная педагогика» был предложен:

А) П. Наторпом;

Б) А. Дистервегом;

В) И.-Г. Песталоцци.

4. Термин «социальная педагогика» появился:

А) в XIX в.;

Б) в XX в.;

В) в XVIII в.

5. Составные части процесса социализации (добавить пропущенное):

А) процесс стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных обстоятельств жизни;

Б) процесс влияния со стороны государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий людей;

В) процесс целенаправленного созданий условий для развития человека, т.е. ___________;

Г) процесс саморазвития, самовоспитания.

6. Соотнести.: какой вид воспитания является объектом какой педагогики:

1)семейное воспитание;

2)религиозное воспитание;

3)социальное воспитание;

4)диссоциальное воспитание;

А)социальная педагогика;

Б)конфессиональная педагогика;

В)семейная педагогика.

7. Выбрать и вставить пропущенное слово:«Социальная педагогика изучает социальное воспитание в контексте …»:

а) развития;

б)формирования;

в)социализации;

г)становления

8. Сущность социальной педагогики в том, что:

А) Это деятельность по разрешению проблем человека в социуме;

Б) Это социальная реабилитация лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации;

В) Это педагогическая помощь ребенку в процессе социализации;

Г) Это теория и практика организации воспитательных возможностей общества в интересах развития личности.

9. Выразите свое согласие/несогласие (+, - ) с утверждениями:

а) Социальная работа – это практика социальной педагогики;

б) Социальная педагогика – это направление социальной работы;

в) Социальная работа – это одна из культурно-исторических предпосылок социальной педагогики;

г) Социальная педагогика – это решение проблем человека с приоритетом личностных задач;

д) Социальную работу и социальную педагогику объединяет понятие «помощь».

10. Термин социальная педагогика стал общеупотребимым благодаря:

а) П. Наторпу;

в) А. Дистервегу;

г) С.Т. Шацкому.

11. «Педагогика среды» - это направление педагогики, связанное с именем:

А) П. Каптерева;
б) К. Венцеля;

В) С. Шацкого;

Г) М. Крупениной.

12. Вычеркните лишнее. На современном этапе концепции социальной педагогики разрабатывают:

А) А.В. Мудрик;

Б) Б.Т. Лихачев;

В) М.А. Галагузова;

Г) В.Г. Бочарова.

13.Выберите правильный ответ:

Социальная педагогика – это:

А)часть социальной работы;

Б)социальная педагогика социальная работа имеют общий объект;

В) социальная педагогика и социальная работа – это независимые области научного познания и практики;

Г) социальная работа является составной частью социальной педагогики.

14.Выберите правильный ответ.:

Функции социальной педагогики как науки:

А)теоретико-познавательная;

Б)исследовательская;

В)прикладная;

Г)гуманистическая;

Д)антропологическая.

15. Социальная педагогика как наука начала развиваться в:

А)США;

Б)России;

В)Франции;

Г)Германии.

16. Соответствие концепции социальной педагогики и автора:

А)В.Г. Бочарова;

Б)А.В. Мудрик;

В)М.А. Галагузова.

1) «педагогика социальной работы»;

2) Концепция социально-педагогической деятельности;

3) Концепция социального воспитания в контексте социализации.

  1. Основные положения П. Наторпа были раскрыты в работе:

А) «Сеттлмент»;

Б) «Социальная педагогика»;

В) «Школа и общество».

  1. Социальная педагогика как отрасль знания возникает:

А) в конце XVIII в.;

Б) в первой половине XIX в.;

В) во второй половине XIX в.

19. Основные источники, характеризующие причины появления социальной педагогики во второй половине XIX в.:

А) расширение социального заказа педагогике и системе общественного воспитания;

Б) социокультурные процессы второй половине XIX в. (индустриализация, урбанизация);

В) «социальный вопрос»;

Г) снижение авторитета церкви;

Д) рост революционных настроений;

Е) дифференциация педагогического знания.

20. Соотнесите педагогов и созданные ими социально-педагогические комплексы:

А) И. Бецкой;

Б) В.да Фельтре;

В) К. Венцель;

Г) С.Т. Шацкий;

Д) Р. Оуэн;

Е) А.С. Макаренко;

1) «Сеттлмент»

2) Дом свободного ребенка;

3) Колония им. Горького;

4) «Новая Гармония»;

5) Московский Воспитательный Дом;

6) Дом радости.

21.П. Наторп понимал социальную педагогику как:

А) науку о педагогической поддержке детей в процессе социализации;

Б) науку об интеграции воспитательных возможностях общества в целях привнесения культуры;

В) науку о формировании воли.

22. Завершить хронологический ряд:

  • С древнейших времен – конец 17 в. – этап донаучной социальной педагогики;
  • 18 – середина 19 в. – этап преднаучной социальной педагогики;
  • Середина 19 в. – _____________ в. – этап ______________социальнойпедагогики.

23. Хронологическая последовательность, в которой были привнесены понятия в педагогику:

А) социализация

Б) социальное воспитание

В) общественное воспитание.

24. Идея общественного воспитания появляется :

А) в эпоху Просвещения;

Б) в античности;

В) в эпоху Возрождения.

25. Соотнести предмет социальной педагогики исторической перспективе:

А) Г.Ноль и Г. Боймер;

Б) П. Наторп

1. исследование социальной помощи обездоленным детям и профилактику правонарушения несовершеннолетних.

2. исследование проблем интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа.

26. Теоретические разработки проблем социальной педагогики за рубежом осуществляются в основном:

А) в США;

Б) в Германии;

В) в Дании.

27. А.В. Мудрик выделяет в качестве объекта социальной педагогики:

А) социализацию;

Б) социально-педагогическую деятельность;

В) социальное воспитание.

28. Социальная педагогика – это (вставьте пропущенное) отрасль знания:

А) системная;

Б) интегративная;

В) комплексная.

29. Соотнести, что изучается в разделах социальной педагогики:

А) философия социального воспитания;

Б) социология социального воспитания;

В) социально-педагогическая виктимология;

Г) теория социального воспитания;

Д) психология социального воспитания;

Е) методика социального воспитания.

  1. описывает, объясняет и прогнозирует функционирование социального воспитания.
  2. рассмотрение фундаментальных методологических и мировоззренческих вопросов, на основе которых разрабатываются общие подходы к соотношению развития, социализации и воспитания.
  3. выделяет психологические условия эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания.
  4. исследует социализацию как контекст социального воспитания и социальное воспитание как составную часть социализации.
  5. отбирает из практики и конструирует новые способы целесообразной организации социального воспитания.
  6. исследует те категории людей, которые стали или могут стать жертавми неблагоприятных условий социализации.

30. Оставьте собственные термины и категории социальной педагогики:

А) развитие;

Б)социализация;

В)социально-педагогическая виктимология;

Г)девиация;

Д)социальное воспитание;

Е)педагогическая деятельность;

Ж)социально-педагогическая деятельность.

31. Соотнести содержание функций социальной педагогики как отрасли знания:

а) теоретико-познавательная;

б) прикладная;

в) гуманистическая

1) Поиск путей и способов, выявление условий эффективного совершенствования социально-педагогического влияния на процесс социализации;

2) накопление, синтез знаний, позволяющих составить наиболее полную картину изучаемых процессов и явлений в современном обществе.

3) разработка целей совершенствования социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития личности и ее самореализации.

32. Развитие социальной педагогики в современной России началось:

А) в 1985 г.

Б) в 1991 г.

В) в 1995 г.

33. Термин «социальная педагогика» стал общеупотребимым благодаря:

а) П. Наторпу;

в) А. Дистервегу;

г) А. Мудрику .

34. Социальное воспитание в 1920-е гг. в России – это:

А) борьба с беспризорностью;

б) «педагогизация среды» через создание единой трудовой школы;

в) формирование социалистической личности.

  1. Общественный характер воспитания в античном обществе определялся:

А) общественными потребностями античного устройства;

Б) развитием государственных школ;

В) идеями Платона и Аристотеля.

36. В понятие «общественное воспитание» Платон включал:

А) воспитание человека в интересах государства;

Б) воспитание вне семьи;

В) воспитание всех возрастных групп.

37.Социалисты – утописты – это:

А) представители итальянского Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла);

Б) представители французского Просвещения (Д. Дидро, Ш. Монтескье);

В) представители европейского социального учения (Р. Оуэн, Ш. Фурье, А. Сен-Симон).

38. А. Дистервег привнес в социальную педагогику:

А) принцип природосообразности;

Б) принцип культуросообразности;

В) принцип гуманизма.

39. Для социал-утопических взглядов характерно понимание воспитания как:

А) способ реформирования общества;

Б) формирование гармоничной личности;

В) образование всех людей.

40. Во взглядах И. Бецкого есть много общего со взглядами:

А) Ж.Ж. Руссо;

Б) И. Песталоцци;

В) Р. Оуэна.

41. Песталоции организовал приют:

А) в Станцах;

Б) в Нейгофе;

В) в Ивердоне.

42. Культурно-исторической предпосылкой социальной педагогики к России стало:

А) традиции благотворительной деятельности;

Б) деятельность Русской православной Церкви;

В) идеи революционеров-демократов

43. Продолжите фразу: «Всякий социальный педагог – социальный работник, но не всякий социальный работник - _____________________________».

44. Вставьте недостающие слова:

«Развитие – это ________________ процесс становления человека»

«Социализация – это развитие, обусловленное конкретными ________________ условиями».

«Воспитание – это относительно контролируемый процесс ____________ человека в ходе его __________________».

45. Диссоциальное воспитание осуществляется в:

А) антисоциальных организациях;

Б) контркультурных организациях;

В) религиозных организациях.

46 Задачи социальной педагогики связаны с задачами:

А)социальной реабилитации;

Б)социальной защиты;

В) социального воспитания в ходе социализации.

Наши рекомендации