Социальная педагогика как общественное явление и отрасль знания (46).
Тема 1.
1. Социальная педагогика изучает:
А) развитие;
Б) социализацию;
В) воспитание;
Г) социальное воспитание.
2. Социальное воспитание – составная часть процесса:
А) социализации;
Б) воспитания;
В) развития.
3. Термин «социальная педагогика» был предложен:
А) П. Наторпом;
Б) А. Дистервегом;
В) И.-Г. Песталоцци.
4. Термин «социальная педагогика» появился:
А) в XIX в.;
Б) в XX в.;
В) в XVIII в.
5. Составные части процесса социализации (добавить пропущенное):
А) процесс стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных обстоятельств жизни;
Б) процесс влияния со стороны государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий людей;
В) процесс целенаправленного созданий условий для развития человека, т.е. ___________;
Г) процесс саморазвития, самовоспитания.
6. Соотнести.: какой вид воспитания является объектом какой педагогики:
1)семейное воспитание;
2)религиозное воспитание;
3)социальное воспитание;
4)диссоциальное воспитание;
А)социальная педагогика;
Б)конфессиональная педагогика;
В)семейная педагогика.
7. Выбрать и вставить пропущенное слово:«Социальная педагогика изучает социальное воспитание в контексте …»:
а) развития;
б)формирования;
в)социализации;
г)становления
8. Сущность социальной педагогики в том, что:
А) Это деятельность по разрешению проблем человека в социуме;
Б) Это социальная реабилитация лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации;
В) Это педагогическая помощь ребенку в процессе социализации;
Г) Это теория и практика организации воспитательных возможностей общества в интересах развития личности.
9. Выразите свое согласие/несогласие (+, - ) с утверждениями:
а) Социальная работа – это практика социальной педагогики;
б) Социальная педагогика – это направление социальной работы;
в) Социальная работа – это одна из культурно-исторических предпосылок социальной педагогики;
г) Социальная педагогика – это решение проблем человека с приоритетом личностных задач;
д) Социальную работу и социальную педагогику объединяет понятие «помощь».
10. Термин социальная педагогика стал общеупотребимым благодаря:
а) П. Наторпу;
в) А. Дистервегу;
г) С.Т. Шацкому.
11. «Педагогика среды» - это направление педагогики, связанное с именем:
А) П. Каптерева;
б) К. Венцеля;
В) С. Шацкого;
Г) М. Крупениной.
12. Вычеркните лишнее. На современном этапе концепции социальной педагогики разрабатывают:
А) А.В. Мудрик;
Б) Б.Т. Лихачев;
В) М.А. Галагузова;
Г) В.Г. Бочарова.
13.Выберите правильный ответ:
Социальная педагогика – это:
А)часть социальной работы;
Б)социальная педагогика социальная работа имеют общий объект;
В) социальная педагогика и социальная работа – это независимые области научного познания и практики;
Г) социальная работа является составной частью социальной педагогики.
14.Выберите правильный ответ.:
Функции социальной педагогики как науки:
А)теоретико-познавательная;
Б)исследовательская;
В)прикладная;
Г)гуманистическая;
Д)антропологическая.
15. Социальная педагогика как наука начала развиваться в:
А)США;
Б)России;
В)Франции;
Г)Германии.
16. Соответствие концепции социальной педагогики и автора:
А)В.Г. Бочарова;
Б)А.В. Мудрик;
В)М.А. Галагузова.
1) «педагогика социальной работы»;
2) Концепция социально-педагогической деятельности;
3) Концепция социального воспитания в контексте социализации.
- Основные положения П. Наторпа были раскрыты в работе:
А) «Сеттлмент»;
Б) «Социальная педагогика»;
В) «Школа и общество».
- Социальная педагогика как отрасль знания возникает:
А) в конце XVIII в.;
Б) в первой половине XIX в.;
В) во второй половине XIX в.
19. Основные источники, характеризующие причины появления социальной педагогики во второй половине XIX в.:
А) расширение социального заказа педагогике и системе общественного воспитания;
Б) социокультурные процессы второй половине XIX в. (индустриализация, урбанизация);
В) «социальный вопрос»;
Г) снижение авторитета церкви;
Д) рост революционных настроений;
Е) дифференциация педагогического знания.
20. Соотнесите педагогов и созданные ими социально-педагогические комплексы:
А) И. Бецкой;
Б) В.да Фельтре;
В) К. Венцель;
Г) С.Т. Шацкий;
Д) Р. Оуэн;
Е) А.С. Макаренко;
1) «Сеттлмент»
2) Дом свободного ребенка;
3) Колония им. Горького;
4) «Новая Гармония»;
5) Московский Воспитательный Дом;
6) Дом радости.
21.П. Наторп понимал социальную педагогику как:
А) науку о педагогической поддержке детей в процессе социализации;
Б) науку об интеграции воспитательных возможностях общества в целях привнесения культуры;
В) науку о формировании воли.
22. Завершить хронологический ряд:
- С древнейших времен – конец 17 в. – этап донаучной социальной педагогики;
- 18 – середина 19 в. – этап преднаучной социальной педагогики;
- Середина 19 в. – _____________ в. – этап ______________социальнойпедагогики.
23. Хронологическая последовательность, в которой были привнесены понятия в педагогику:
А) социализация
Б) социальное воспитание
В) общественное воспитание.
24. Идея общественного воспитания появляется :
А) в эпоху Просвещения;
Б) в античности;
В) в эпоху Возрождения.
25. Соотнести предмет социальной педагогики исторической перспективе:
А) Г.Ноль и Г. Боймер;
Б) П. Наторп
1. исследование социальной помощи обездоленным детям и профилактику правонарушения несовершеннолетних.
2. исследование проблем интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа.
26. Теоретические разработки проблем социальной педагогики за рубежом осуществляются в основном:
А) в США;
Б) в Германии;
В) в Дании.
27. А.В. Мудрик выделяет в качестве объекта социальной педагогики:
А) социализацию;
Б) социально-педагогическую деятельность;
В) социальное воспитание.
28. Социальная педагогика – это (вставьте пропущенное) отрасль знания:
А) системная;
Б) интегративная;
В) комплексная.
29. Соотнести, что изучается в разделах социальной педагогики:
А) философия социального воспитания;
Б) социология социального воспитания;
В) социально-педагогическая виктимология;
Г) теория социального воспитания;
Д) психология социального воспитания;
Е) методика социального воспитания.
- описывает, объясняет и прогнозирует функционирование социального воспитания.
- рассмотрение фундаментальных методологических и мировоззренческих вопросов, на основе которых разрабатываются общие подходы к соотношению развития, социализации и воспитания.
- выделяет психологические условия эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания.
- исследует социализацию как контекст социального воспитания и социальное воспитание как составную часть социализации.
- отбирает из практики и конструирует новые способы целесообразной организации социального воспитания.
- исследует те категории людей, которые стали или могут стать жертавми неблагоприятных условий социализации.
30. Оставьте собственные термины и категории социальной педагогики:
А) развитие;
Б)социализация;
В)социально-педагогическая виктимология;
Г)девиация;
Д)социальное воспитание;
Е)педагогическая деятельность;
Ж)социально-педагогическая деятельность.
31. Соотнести содержание функций социальной педагогики как отрасли знания:
а) теоретико-познавательная;
б) прикладная;
в) гуманистическая
1) Поиск путей и способов, выявление условий эффективного совершенствования социально-педагогического влияния на процесс социализации;
2) накопление, синтез знаний, позволяющих составить наиболее полную картину изучаемых процессов и явлений в современном обществе.
3) разработка целей совершенствования социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития личности и ее самореализации.
32. Развитие социальной педагогики в современной России началось:
А) в 1985 г.
Б) в 1991 г.
В) в 1995 г.
33. Термин «социальная педагогика» стал общеупотребимым благодаря:
а) П. Наторпу;
в) А. Дистервегу;
г) А. Мудрику .
34. Социальное воспитание в 1920-е гг. в России – это:
А) борьба с беспризорностью;
б) «педагогизация среды» через создание единой трудовой школы;
в) формирование социалистической личности.
- Общественный характер воспитания в античном обществе определялся:
А) общественными потребностями античного устройства;
Б) развитием государственных школ;
В) идеями Платона и Аристотеля.
36. В понятие «общественное воспитание» Платон включал:
А) воспитание человека в интересах государства;
Б) воспитание вне семьи;
В) воспитание всех возрастных групп.
37.Социалисты – утописты – это:
А) представители итальянского Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла);
Б) представители французского Просвещения (Д. Дидро, Ш. Монтескье);
В) представители европейского социального учения (Р. Оуэн, Ш. Фурье, А. Сен-Симон).
38. А. Дистервег привнес в социальную педагогику:
А) принцип природосообразности;
Б) принцип культуросообразности;
В) принцип гуманизма.
39. Для социал-утопических взглядов характерно понимание воспитания как:
А) способ реформирования общества;
Б) формирование гармоничной личности;
В) образование всех людей.
40. Во взглядах И. Бецкого есть много общего со взглядами:
А) Ж.Ж. Руссо;
Б) И. Песталоцци;
В) Р. Оуэна.
41. Песталоции организовал приют:
А) в Станцах;
Б) в Нейгофе;
В) в Ивердоне.
42. Культурно-исторической предпосылкой социальной педагогики к России стало:
А) традиции благотворительной деятельности;
Б) деятельность Русской православной Церкви;
В) идеи революционеров-демократов
43. Продолжите фразу: «Всякий социальный педагог – социальный работник, но не всякий социальный работник - _____________________________».
44. Вставьте недостающие слова:
«Развитие – это ________________ процесс становления человека»
«Социализация – это развитие, обусловленное конкретными ________________ условиями».
«Воспитание – это относительно контролируемый процесс ____________ человека в ходе его __________________».
45. Диссоциальное воспитание осуществляется в:
А) антисоциальных организациях;
Б) контркультурных организациях;
В) религиозных организациях.
46 Задачи социальной педагогики связаны с задачами:
А)социальной реабилитации;
Б)социальной защиты;
В) социального воспитания в ходе социализации.