Организация логопедической помощи детям дошкольного возраста
Дети с нарушениями речи дошкольного возраста могут получать корркционно‑педагогическую помощь в таких специальных учреждениях, как:
• ясли‑сад для детей с нарушениями речи,
• детский сад для детей с нарушениями речи компенсирующего вида (все группы в таком учреждении – логопедические),
• группы для детей с нарушениями речи при детских садах общего типа (комбинированного вида),
• государственные образовательные учреждения (ГОУ) «Школа‑детский сад» для детей с нарушениями речи,
• логопедические пункты на базе детских садов общеразвивающего вида.
В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) компенсирующего или комбинированного вида осуществляется дифференцированное обучение и воспитание детей с различными формами речевых нарушений, имеющих сохранный слух и интеллект с учетом их возраста (Г.В. Чиркина).
Основные направления работы с детьми в логопедических группах дошкольных учреждений ‑
• коррекция речевого нарушения;
• подготовка к обучению в общеобразовательной школе;
• детей с тяжелыми нарушениями речи – в специальной школе.
Типовым положением определены профили специальных логопедических групп.
Дети с общим недоразвитием речи принимаются в логопедические группы с 5‑ти лет, сроком обучения на два года. Наполняемость групп – 10–12 человек. Группы работают по специальным программам Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной. В последние годы все чаще детей с ОНР (с 1–2 уровнем речевого развития) принимают с 4‑х лет на 3 года обучения.
Детей с фонетико‑фонематическим недоразвитием направляют либо в старшую, либо в подготовительную групп, срок обучения составляет один год. При необходимости (например, при дизартрии), по решению ПМПК ребенок может пройти коррекционное обучение повторно. Наполняемость групп 12–14 человек. Для подготовительной группы программа коррекционного обучения и воспитания разработана Г.А. Каше, а для старшей – Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.
Для детей с заиканием открываются специальные группы, в которые принимаются дети с 2–3 лет. Наполняемость групп 8‑10 человек. Группы комплектуются как разновозрастные. Логопеды и воспитатели работают по программе С.А. Мироновой, разработанной на основе «Программы обучения и воспитания в детском саду» общего типа и методики преодоления заикания Н.А. Чевелевой. Эта методика предполагает сопровождение ребенком своих предметно‑практических действий речью, поэтому логопедическая работа строится с опорой на лепку, аппликацию, рисование, конструирование.
Содержание обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи в специальных детских садах включает традиционные для дошкольного воспитания разделы: игра, труд, физическое и музыкальное воспитание, развитие элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим миром, изобразительная деятельность и конструирование.
Развитие речи – специальный раздел, посвященный содержанию коррекционно‑развивающей работы с детьми, направленной на формирование всех компонентов языковой системы, на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления.
Наиболее полно представлены системы коррекционного воспитанияи обучения в вариативных программах дошкольных образовательных учреждений (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, ГА. Каше, Н.А. Чевелева, С.А. Миронова и др.).В общем виде в программах реализуются следующие задачи развития речи:
– структурные – осуществляется формирование разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического;
– функциональные – формируются навыки владения речью в общении (обмен информацией и переживаниями);
– когнитивные – формируется осознание языка и речи, последовательное усложнение интеллектуально‑речевых действий на основе усложнения мотивации и соотнесения мотива и результата.
Характер коррекционного воздействия и выбор методических приемов зависят от того, какие звенья речевой системы нуждаются в первоочередной коррекции и формировании.
Решение коррекционных задач невозможно без учета исходных положений дошкольной педагогики:
– принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей;
– формирование речи с учетом закономерностей ее развития в онтогенезе;
– принцип коммуникативно‑деятельностного подхода к развитию речи.
Учитываются психолингвистические положения о последовательном усложнении речевых операций:
– от речевого навыка к речевому умению и речевым высказываниям, подчиненным задачам общения;
– принцип формирования элементарного осознания языковых явлений;
– принцип обеспечения активной речевой практики.
В современных логопедических методиках при обучении детей с системными речевыми нарушениями (общее недоразвитие речи, выраженное фонетико‑фонематическое недоразвитие) наиболее эффективным является коммуникативно‑деятельностный подход, предполагающий:
– взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности;
– ситуативно‑тематическую организацию языкового материала;
– концентричность в подаче и закреплении речевого материала;
– опору на высказывание и текст как основные единицы языковой системы;
– подчиненность речевых навыков развитию коммуникативных умений.
Традиционно используются модификации словесных, наглядных и игровых методических приемов развития речи. Особенно широко применяются словесные приемы: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, оценка детской речи, вопрос.
Основные особенности познавательной сферы детей с речевыми нарушениями: недостаточная сформированность и дифференцированность мотивационной сферы, недостаточная концентрация и устойчивость внимания, слабость в развитии моторики, пространственные трудности. Без направленной коррекционной работы эти имеющиеся у детей трудности в дальнейшем могут принять большую выраженность и привести к отсутствию интереса к обучению, снижению объема памяти, ошибкам запоминания, трудностям в овладении письмом (дисграфии), дислексии, несформированности счетных операций, слабому овладению грамматикой. Для обеспечения нормального развития ребенка в целом в программу обучения включается комплекс заданий, направленных на развитие когнитивных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения и предпосылок их нормального развития. Предусматривается развитие мелкой моторики, зрительно‑пространственного и слухового гнозиса, познавательной активности, мотивационной сферы.
Упражнения, направленные на развитие познавательной сферы, должны быть включены в структуру занятия и осуществляться параллельно с реализацией учебных и воспитательных целей или в форме самостоятельных упражнений в виде игры, беседы или зарядки.
Опыт многолетней работы специальных логопедических групп доказал их высокую эффективность: около 80 % выпускников могут обучаться в школах общего назначения (остальные 20 % – в специальных учебных заведениях).
Одной из наиболее распространенных форм организации логопедической помощи детям дошкольного возраста в настоящее время являются так называемые дошкольные логопункты. Нормативных федеральных документов на сегодняшний день нет. Разработано «Положение об организации работы учителя‑логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп» для Москвы и Московской области, в соответствии с которым помощь должны получать дети с ФФН или с нарушением произношения отдельных звуков. Дети зачисляются через ПМПК; число занимающихся на логопункте должно составлять не менее 25–30 человек в год. Работа по исправлению речи проводится 5 раз в неделю и носит индивидуальный или подгрупповой характер. Состав детей подвижный.