Общие подходы к системе определения уровня освоения детьми дошкольного возраста основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Нам необходимо ответить на ряд наиболее сложных вопросов в сфере современного дошкольного образования: что является объектом оценки при определении уровня освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования? каковы параметры вышеуказанной оценки? что представляет собой процедура оценивания результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования? и др.
Любая образовательная программа нацелена на изменение ребенка, определяемое в терминах развития. Поэтому, главный результат освоения программы - это некоторое развитие ребенка, которое планировалось программой. Если развитие отождествляется с конкретными знаниями, умениями и навыками, которые получает ребенок при освоении различных образовательных сфер, представленных в программе, то и результатом освоения программы будут ЗУНы, уровень усвоения которых и будет проверяться (что, в основном, представлено в современных образовательных программах для детей дошкольного возраста). Такой подход к определению результатов освоения образовательной программы основывается на количественном подходе к проблеме развития ребенка.
Мы предлагаем оценивать результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования по тем параметрам психического развития - качествам, которые показывают развитие ребенка в плане соответствия конкретному психологическому возрасту (в данном случае дошкольному с учетом его подпериодов - младший, средний и старший дошкольный возраст).
В соответствии с концептуальными основами определения требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в частности методологическими требованиями, считаем целесообразными следующие концепты системы определения уровня освоения детьми указанной программы.
Классификация результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, разработанная в соответствии со структурой содержания дошкольного образования в инвариантной части
(основание - выделение основных сфер развития ребенка).
Данная классификация, с нашей точки зрения, будет понятна и удобна для использования в массовой практике дошкольного образования.
Она полностью соотносится с проектом федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, так как представленная в указанном проекте структура содержания дошкольного образования (инвариантная часть) (Приложение 1) предполагает в каждой образовательной области решение психолого-педагогических задач, в том числе формирование личностных, интеллектуальных и физических качеств ребенка в различном сочетании. Например, образовательная область «Физическая культура» наряду с решением задач по формированию у ребенка дошкольного возраста физических качеств (силы, ловкости, гибкости, скорости) предполагает формирование педагогами и ряда личностных качеств ребенка - настойчивости, внимательности (сосредоточенности). Это не исключает того, что в данной области будут формироваться и некоторые интеллектуальные качества, например, креативность. Разучивая с детьми последовательную серию движений, составляющую определенную физкультурную композицию для показа родителям к какому-либо празднику, педагог может стимулировать воспитанников к созданию ими нового фрагмента композиции, включению новых движений.
Некоторые образовательные области, например, «Труд», предполагают формирование всех трех видов качеств (физические - ловкость, личностные - активность, аккуратность, терпеливость, интеллектуальные - осведомленность, сообразительность, внимательность и др.).
В перечне психолого-педагогических задач работы педагога по реализации каждой образовательной области сочетание формируемых у ребенка личностных, интеллектуальных и физических качеств будет различным. В соответствии с теоретико-методологической базой концептуальных основ определения требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в частности личностным подходом, приоритет в дошкольном возрасте принадлежит личностным качествам ребенка - они должны формироваться в ходе реализации всех образовательных областей.
Необходимо отметить, что часть качеств (в первую очередь, физические и интеллектуальные) может быть «измерена» и оценена, а часть качеств (в основном, личностные) является уникальным, невоспроизводимым и не всегда измеряемым результатом освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Обозначение цели развития ребенка через формирование у него указанных качеств позволяет подойти к решению проблемы его развития как целостной личности, а не по отдельным составляющим (отдельно интеллект, отдельно социально-личностное развитие, отдельно физическое развитие). Предложенная «разбивка» качеств на физические, личностные и интеллектуальные - весьма условна, поскольку качество задается как системное образование. Для его возникновения требуется системное развитие ребенка: физическое (включающее созревание нервной системы) и психическое (личностное и интеллектуальное). Именно поэтому для формирования каждого качества требуется развитие ребенка во всех сферах (физической, личностной, интеллектуальной). Содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования должно строиться таким образом, чтобы в результате ее освоения у ребенка возникли указанные качества. Описанный подход к развитию детей меняет цель образовательной работы - вместо набора ЗУНов предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные). Значит ли это, что ЗУНы вообще выводятся из сферы интересов образовательной программы дошкольного возраста? Нет. Просто теперь им отводится совершенно другая роль.Если сегодня ЗУНы рассматриваются как цель и одновременно как критерий развития ребенка, то в основной общеобразовательной программе дошкольного образования конкретные знания, умения и навыки, возникающие при освоении конкретных образовательных областей, будут выступать в качестве средств, способствующих развитию ребенка, т.е. способствующих развитию его новых качеств.Ребенок, развиваясь и взрослея, все время стремится к эмансипации от взрослого (с этим связаны все кризисы развития), но в реальной жизнедеятельности и в своем самосознании он может ощущать свое взросление только через новые знания, умения и навыки, которые он приобретает. Таким образом, ребенок изначально замотивирован на получение новых ЗУНов. Задача взрослого - так организовать образовательную работу, чтобы в каждом возрасте (в нашем случае подпериоде дошкольного возраста) ребенку предлагалось осваивать знания, умения и навыки, адекватные его возрасту (адекватные его интересам и направленности), что позволит соблюсти существующий в дошкольном детстве принцип обучения, а именно: дошкольник учится в меру того, в меру чего программа педагога становится его собственной программой (т.е. в меру того, что он в ней принимает, что ему интересно). В этом принципиальное отличие обучения в дошкольном возрасте от обучения в младшем школьном возрасте.При этом ЗУНы в полном смысле слова становятся средством развития ребенка, поскольку знания и навыки, приобретенные ребенком в соответствии с его потребностями, являются для него осмысленными, и он их активно применяет в своей жизнедеятельности. Владение новыми ЗУНами позволяет ребенку осваивать новые виды деятельностей и продвигаться вперед в той деятельности, которой он уже занимается. Таким образом, ЗУНы становятся средством развития ребенка. А в результате детской самодеятельности, на выходе из дошкольного возраста появляются новые качества, о которых идет речь. Проиллюстрируем это на примерах.
1. Интеллектуальное качество «осведомленный» - обладающий кругозором, адекватным своему возрасту - представлениями о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Совершенно очевидно, что без определенных знаний это качество возникнуть не может. Только знания будут приобретаться детьми в соответствии с закономерностями дошкольного возраста - в игре, в исследовательской деятельности, при чтении книг, в общении, но не на специальных занятиях по школьному типу.
2. Интеллектуальное качество «коммуникативный». Для того, чтобы это качество возникло, ребенок должен хорошо владеть пассивной и активной русской речью. Пассивную речь он может набирать при общении с людьми и при чтении ему хорошей детской художественной литературы. Пассивная речь переходит в активную при условии, что ребенок сам активно и много говорит, в результате чего у него возникают речевые навыки. Но эти навыки вырабатываются не на специальных занятиях по школьному типу, а во время общения ребенка со взрослыми и сверстниками, по ходу совместных игр детей и по ходу других специфически детских видов деятельностей (сюда же включаются инсценировки). В результате хорошая разговорная речь возникает как побочный продукт в других видах деятельности.
3. Интеллектуальное качество «книголюб». Может показаться, что это не столько интеллектуальное качество, сколько личностное, поскольку за этим качеством стоит определенная направленность ребенка на чтение книг (вначале слушание книг). Но чтобы у ребенка это качество возникло, его надо приучать к слушанию книг, т.е. он должен научиться слушать книги (а потом читать). Читать и слушать книги - это не простое интеллектуальное занятие, которому надо учиться. И только, когда ребенок научился воспринимать чтение так, что оно доставляет ему удовольствие, только тогда у него возникает потребность в чтении, которая становится его личностной характеристикой. В процессе чтения хорошей художественной литературы у ребенка появляется эстетическое чувство прекрасного, художественного. Этот пример наглядно показывает, что качества, характеризующие развитие ребенка являются системными образованиями, состоящими из разных (физических, личностных и интеллектуальных) компонентов.
4. Физическое качество «физически развитый» - у ребенка сформированы основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества)». Но, чтобы эти качества возникли, ребенок должен делать что-то такое, что приведет к развитию его ловкости, гибкости, поможет ему набрать силу и т.д. Лучше всего, если всему этому он будет учиться через игры и другие специфически детские деятельности, а не через упражнения.
5. Личностное качество «настойчивый» - проявляющий упорство в достижении результата своей деятельности. Если ребенок в реальных жизненных ситуациях не сталкивается с необходимостью проявлять настойчивость, то он может и не научиться этому качеству, если от природы оно у него не выражено. Правда, заставить ребенка быть настойчивым невозможно, поэтому определяющим фактором при формировании данного качества будут те условия, в которых ребенку его нужно будет проявить. Например, детей попросили сделать елочные игрушки для младшей группы. У ребенка не сразу получается игрушка, которую ему надо сделать. Но если педагог создаст соответствующую мотивацию (расскажет, как малыши из соседней группы будут рады получить в подарок елочные игрушки, которые они пока сами сделать не могут), ребенок проявит настойчивость и сделает игрушку. Кроме того, взрослый должен выразить уверенность, что ребенок, сделает этот подарок для других, поскольку взрослый не сомневается в его доброте и отзывчивости. Когда ребенок, наконец, изготовит игрушку, пусть даже не очень красивую, взрослый похвалит его за терпение и старание и еще раз подчеркнет, как малыши будут рады. Неплохо, если сделанные своими руками игрушки дети сами подарят воспитанникам младшей группы. Этот пример показывает, что личностные качества формируются не на специальных занятиях, где об этих качествах говорят, они формируются и не во время чтения книг, а в реальных жизненных ситуациях, при возникновении у ребенка определенного отношения к тому, что происходит или при определенной мотивации ребенка.
6. Качество «чувствующий свою гендерную, семейную, гражданскую принадлежность» - чувство общности с особями того же пола, с членами своей семьи, с гражданами своей страны, способствующее пониманию своего места в жизни. Это личностное качество, образование которого невозможно без определенного интеллектуального развития ребенка в виде определенных знаний. Но этих знаний, полученных ребенком из книг, разнообразных средств массовой информации, кинофильмов, бесед со взрослыми, абсолютно недостаточно для его формирования на действенном, а не просто знаниевом уровне. Почувствовать свою гендерную принадлежность ребенок прежде всего сможет, если к нему как к представителю определенного пола будут относиться несколько иначе, чем к представителям другого пола. Это другое отношение в детском саду прежде всего должно проявляться через существование раздельных туалетов для девочек и мальчиков, через воспитание у детей культурных привычек, в которых зафиксировано различное отношение к полу (например, в повседневной жизнедеятельности мальчики не должны обижать девочек, должны пропускать их вперед, выходя на прогулку и т.д.). Но это воспитание привычек должно быть встроено в детскую жизнь (по аналогии с описанием примера про «настойчивость»), а не просто декларироваться и назидательно повторяться.
Особую сложность представляет формирование чувства гражданской принадлежности, которое в более старшем возрасте должно перерасти в патриотическое чувство. Одними словами, а тем более уроками и занятиями тут ничего не сделаешь, хотя интеллектуальные знания играют в формировании этого чувства серьезное значение. Так, дети должны знать о величине, красоте, природных богатствах, героях своей страны и т.д. Но приобщение к великому часто начинается с малого. Поэтому прежде всего ребенок должен научиться любить и уважать людей, рядом с которыми он живет, природу и культуру родного края и др. Воспитанию чувства гражданской принадлежности способствуют как чтение книг, просмотр кинофильмов, так и игры гражданско-патриотического содержания, по ходу которых дети переживают соответствующие чувства.
Итак, цель развития ребенка - развитие его как целостной личности. В основной общеобразовательной программе дошкольного образования в разделе «Результаты освоения программы» это записывается через качества. Педагогические коллективы ДОУ должны идти к этой цели через организацию взрослым ведущей игровой и разнообразных видов детской деятельности с переходом этих видов деятельности в детскую самодеятельность. По ходу разнообразных деятельностей у ребенка формируются ЗУНы, которые начинают выступать как средство развития ребенка, что к концу возраста должно вылиться в появление нового качественного уровня развития, определяемого как результат освоения основной общеобразовательной программы.