Формирование конструктивных умений
В состав конструктивных умений входят:
• умения подбирать готовую учебную информацию (тексты, иллюстрации, схемы, таблицы, вопросы и задания к учебному материалу);
• умения создавать свои варианты учебной информации;
• умения разрабатывать, создавать наглядные и дидактические пособия;
• умения разработать конспект урока;
• умения выбрать методы и приемы обучения, формы и специальные средства обучения для урока;
• умения разработать контрольные тексты (сформулировать вопросы, задания, задачи, примеры, упражнения, тесты и пр.);
• умения составлять опорные конспекты (для себя и для учащихся).
Задания
Разработка уроков
1. Разработайте урок (фрагмент урока) объяснительно-иллюстративного типа.
2. Разработайте урок (фрагмент урока) проблемного типа.
3. Разработайте урок (фрагмент урока) программированного типа.
4. Разработайте урок (фрагмент урока) с применением компьютера.
5. Разработайте урок по технологии развивающего обучения Л.В. Занкова.
6. Разработайте урок по технологии развивающего обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина.
7. Разработайте интегрированный урок.
8. Разработайте урок по интегрированному курсу (например, «Художественный труд и изобразительное искусство», «Математика и конструирование» и др.).
9. Разработайте урок по технологии С.Н. Лысенковой.
10. Разработайте урок по технологии укрупнения дидактических единиц знания (П.М. Эрдниев).
11. Разработайте урок, реализующий теорию поэтапного формирования умственных действий.
12. Разработайте урок с применением технических средств обучения.
13. Разработайте фрагмент урока с использованием какого-либо способа создания проблемной ситуации.
14. Составьте беседу в разных вариантах: а) репродуктивную; б) эвристическую; в) контролирующую и др.
15. Разработайте сюжетно-ролевой урок.
16. Разработайте урок с использованием инсценировок.
17. Разработайте урок с использованием групповой формы обучения.
18. Разработайте урок с применением разных форм сочетания слова учителя и средств наглядности (по Л.В. Занкову).
19. Разработайте урок-экскурсию.
20. Разработайте внеклассное занятие по предмету.
21. Разработайте (подберите) упражнение для физминутки (на материале учебного предмета, со счетом, с имитацией движений листьев, снежинок, движений животных, трудовых операций людей и др.). Классифицируйте их на основе возрастных особенностей младших школьников первого, второго и третьего классов.
22. Разработайте (подберите) систему упражнений для снятия усталости у детей (физической, умственной, эмоционального напряжения и т. д.).
Создание пособий
1. Создайте наглядное пособие для урока (по выбору).
2. Создайте наглядные пособия по системе уроков.
3. Создайте наглядные пособия для урока с применением графопроектора.
4. Составьте задания для учащихся начальных классов с целью развития у них логического мышления, в частности, приемов умственных действий (анализа, сравнения, классификации, обобщения), использовав предметные картинки, геометрические фигуры и т. п. Расположите их от простого к сложному.
5. Подберите учебные тексты разной сложности для развития у детей умений учебного труда (выделять главное, планировать, находить ответы на вопросы и пр.).
6. Составьте варианты тестов.
7. Составьте варианты контрольных текстов.
8. Составьте задания для учащихся с разным уровнем знаний и умений по предмету для работы над темой.
9. Составьте домашние задания по одной теме на основе индивидуально-дифференцированного подхода.
10. Составьте групповые задания по одной теме.
И. Составьте задания для разных этапов одного урока.
12. Составьте задания для работы с отстающими школьниками.
13. Составьте задания для работы с учащимися, имеющими повышенную обучаемость и интерес к предмету.
14. Составьте задания для занятия предметного кружка (или для внеклассного мероприятия по предмету).
15. Составьте опорный конспект по теме урока.
16. Составьте индивидуальные или дифференцированные карточки с заданиями, упражнениями, примерами для разных этапов урока.
17. Разработайте проблемную задачу или проблемное задание.
18. Разработайте на материале конкретной темы кроссворд, лото, домино или другую дидактическую игру данного типа.
19. Сформулируйте вопросы к тексту учебника.
20. Предложите свои (или подберите) примеры, иллюстрирующие новые знания (применительно к фрагменту любого учебника).
21. Составьте тематику рефератов по разделу учебной программы.
22. Составьте сценарий сюжетно-ролевой игры.
23. Разработайте тематику проектов для самостоятельной работы учащихся над темой (разделом).
24. Подберите компьютерные обучающие программы для организации дополнительной самостоятельной работы учащихся по предмету.
25. Разработайте урок с применением компьютера.
Практическое занятие № 2
Тема:развитие интеллектуальной сферы учащихся в процессе обучения.
Учебные задачи:
1) научиться определять возможности учебного материала в воздействии на интеллектуальную сферу учащегося;
2) научиться создавать свои варианты учебного материала.
Задание:разработать способы воздействия на интеллектуальную сферу учащегося, используя учебное или методическое пособие по учебному предмету.
Занятие можно проводить в форме ролевых игр.
Вариант№ 1.Создание и защита проекта учебника, учебного пособия, методических рекомендаций, программных педагогических средств (ППС).
В начале занятия все участники разбиваются на группы в следующем составе: научный руководитель, авторы (два–четыре), художник, оформитель, редактор, рецензенты (один–три).
Каждая группа (авторский коллектив) обсуждает: 1) по одному или нескольким учебным предметам будет создаваться проект книги; 2) что будет представлять собой книга: учебник, учебное пособие, методические рекомендации или что-то другое. Сделав выбор, создатели проекта обдумывают содержание книги или ее части. При этом главное внимание уделяется тому, чтобы в книге были представлены средства диагностики, формирования и развития интеллектуальной сферы.
Готовый проект – это схематическое описание (изображение) книги в целом, отдельных ее частей и страниц, краткая характеристика текстов, рисунков, указаний и пр.
Вторая часть занятия отводится на защиту представленных проектов. Выбирается РИС – редакционно-издательский совет из нескольких человек (три–четыре). Он выполняет функции экспертов: заслушивает выступления представителя каждого авторского коллектива и задает уточняющие вопросы, например:
– что конкретно в интеллектуальной сфере исследуется с помощью предлагаемого диагностического средства?
– развитие каких сторон интеллекта предусматривается в авторском замысле книги?
– какие особенности развития интеллектуальной сферы, связанные с возрастом и др., учитываются в проекте?
– какие принципы используются при подборе (создании) развивающего материала?
– с помощью каких средств авторы предполагают развивать интеллектуальную сферу?
– почему именно такое оформление текста (размер шрифта, сочетание красок, «детские» рисунки, нестандартные вопросы и пр.) выбрано для проекта книги?
В ответах на эти и другие вопросы членов совета при обсуждении представленного проекта принимают участие все члены авторского коллектива. По окончании защиты совет принимает решение о допуске проекта к реализации, т. е. к разработке полного текста книги.
При использовании данного варианта ролевой игры возможна предварительная подготовка студентов к занятию (дома они создают свои проекты, а на занятии – обсуждают и защищают).
Вариант № 2. Разработка и защита замысла проблемного урока, одной из целей которого является развитие интеллектуальной сферы.
При подготовке к занятию студенты заранее готовят все необходимое (конспект, наглядное и другое оборудование и т. д.). Важно тщательно выбрать учебный предмет, тему (урока, экскурсии и пр.), этап занятия, на котором будет организовано проблемное обучение, и продумать все возможные способы создания проблемной ситуации и выхода из нее, а также предусмотреть степень участия в этом школьников.
На занятии студенты либо знакомят присутствующих с замыслом, либо демонстрируют его по типу ролевой игры. При обсуждении присутствующие стремятся выяснить ответы на вопросы по следующим основным направлениям.
1. Организация проблемного обучения с целью развития интеллектуальной сферы:
– почему именно данный способ создания проблемной ситуации был использован? Что изменилось бы в воздействии на интеллектуальную сферу учащихся, если бы был использован (при возможности) другой способ?
– что следует предусмотреть педагогу для того, чтобы все учащиеся (и слабые, и сильные) осознали противоречивость созданной ситуации (иначе говоря, чтобы ситуация для всех стала проблемной)?
– каким образом преподаватель учитывает разные учебные возможности детей при организации выхода из проблемной ситуации?
– возможны ли иные формулировки учебной проблемы? Какое значение они имеют для воздействия на интеллектуальную сферу учащихся?
2. Развитие интеллектуальной сферы учащихся в процессе проблемного обучения:
– на какие мыслительные операции рассчитано создание и разрешение проблемной ситуации?
– развитию каких качеств мыслительной деятельности способствует проблемная ситуация, решение учебной проблемы?
– оказывалось ли воздействие на процессы памяти, воображения, восприятия, внимания? За счет чего конкретно?
– как учитываются индивидуальные особенности интеллектуальной сферы при создании и разрешении проблемных ситуаций?
– какое внимание уделяется развитию самостоятельности мышления?
Практическое занятие № 3
Тема:развитие мотивационной сферы в процессе обучения.
Учебные задачи:
1) научиться определять возможности технических средств обучения в воздействии на мотивационную сферу учащихся;
2) развивать творческие способности.
Занятие можно проводить в форме ролевых игр.
Вариант № 1.Создание и представление рекламы технических средств обучения, включая компьютерные.
Участники игры распределяются по группам, в состав каждой должны входить: авторы (учитель, писатель, поэт, художник); оформитель; редактор; исполнители (актеры).
Задание:составить педагогическую рекламу одного из технических средств обучения по выбору (графопроектор, телевизор, фильмоскоп, диаскоп, магнитофон, компьютер и т. д.). В рекламе должны быть представлены наряду с техническими, дидактическими, методическими и другими возможностями (демонстрационные, обучающие, контролирующие, развивающие) и возможности формирования мотивации. При этом необходимо связать функции технического средства обучения с использованием его для управления мотивационной основой деятельности обучаемых на уроке.
Реклама может быть составлена в любой форме, например, в виде стихотворения, рисунка, прозы, сценария и т. д. В зависимости от выбранного варианта исполнители должны продумать демонстрацию рекламы (проиграть сценку, прочитать текст или стихотворение, изобразить кинофильм и др.).
По окончании работы над заданием все авторские коллективы представляют свои рекламы для оценки независимым экспертам (3 чел.).
Критерии оценки:
– выразительность замысла;
– научная обоснованность;
– оригинальность формы и содержания;
– краткость, лаконичность;
– исполнительское мастерство.
Вариант № 2. Разработка и защита замысла учебного занятия (урока, семинара, экскурсии и т. д.), в котором необходимо показать мотивационную основу учебной деятельности. Студенты заранее готовят свои проекты и на занятии демонстрируют, «проигрывают» их.
При проведении практических и лабораторных занятий, на которых особенно успешно можно формировать дидактические умения, целесообразно применение групповых форм обучения. Методика этого на практических и лабораторных занятиях включает следующее:
– предварительную или текущую подготовку студентами учебного материала (что способствует формированию гностических, проектировочных и конструктивных умений);
– обсуждение результатов предварительной подготовки (в основном формируются коммуникативные умения);
– демонстрация в ролевой игре разработанных фрагментов урока (способствует отработке организаторских и коммуникативных умений);
– оценивание студентами профессиональных действий: собственных и товарищей по группе (способствует развитию гностических умений).