Формирование конструктивных умений

В состав конструктивных умений входят:

• умения подбирать готовую учебную информацию (тексты, иллюстрации, схемы, таблицы, вопросы и задания к учебному материалу);

• умения создавать свои варианты учебной информации;

• умения разрабатывать, создавать наглядные и дидактические пособия;

• умения разработать конспект урока;

• умения выбрать методы и приемы обучения, формы и специальные средства обучения для урока;

• умения разработать контрольные тексты (сформулировать вопросы, задания, задачи, примеры, упражнения, тесты и пр.);

• умения составлять опорные конспекты (для себя и для учащихся).

Задания

Разработка уроков

1. Разработайте урок (фрагмент урока) объяснительно-иллюстративного типа.

2. Разработайте урок (фрагмент урока) проблемного типа.

3. Разработайте урок (фрагмент урока) программированного типа.

4. Разработайте урок (фрагмент урока) с применением компьютера.

5. Разработайте урок по технологии развивающего обучения Л.В. Занкова.

6. Разработайте урок по технологии развивающего обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина.

7. Разработайте интегрированный урок.

8. Разработайте урок по интегрированному курсу (например, «Художественный труд и изобразительное искусство», «Математика и конструирование» и др.).

9. Разработайте урок по технологии С.Н. Лысенковой.

10. Разработайте урок по технологии укрупнения дидактических единиц знания (П.М. Эрдниев).

11. Разработайте урок, реализующий теорию поэтапного формирования умственных действий.

12. Разработайте урок с применением технических средств обучения.

13. Разработайте фрагмент урока с использованием какого-либо способа создания проблемной ситуации.

14. Составьте беседу в разных вариантах: а) репродуктивную; б) эвристическую; в) контролирующую и др.

15. Разработайте сюжетно-ролевой урок.

16. Разработайте урок с использованием инсценировок.

17. Разработайте урок с использованием групповой формы обучения.

18. Разработайте урок с применением разных форм сочетания слова учителя и средств наглядности (по Л.В. Занкову).

19. Разработайте урок-экскурсию.

20. Разработайте внеклассное занятие по предмету.

21. Разработайте (подберите) упражнение для физминутки (на материале учебного предмета, со счетом, с имитацией движений листьев, снежинок, движений животных, трудовых операций людей и др.). Классифицируйте их на основе возрастных особенностей младших школьников первого, второго и третьего классов.

22. Разработайте (подберите) систему упражнений для снятия усталости у детей (физической, умственной, эмоционального напряжения и т. д.).

Создание пособий

1. Создайте наглядное пособие для урока (по выбору).

2. Создайте наглядные пособия по системе уроков.

3. Создайте наглядные пособия для урока с применением графопроектора.

4. Составьте задания для учащихся начальных классов с целью развития у них логического мышления, в частности, приемов умственных действий (анализа, сравнения, классификации, обобщения), использовав предметные картинки, геометрические фигуры и т. п. Расположите их от простого к сложному.

5. Подберите учебные тексты разной сложности для развития у детей умений учебного труда (выделять главное, планировать, находить ответы на вопросы и пр.).

6. Составьте варианты тестов.

7. Составьте варианты контрольных текстов.

8. Составьте задания для учащихся с разным уровнем знаний и умений по предмету для работы над темой.

9. Составьте домашние задания по одной теме на основе индивидуально-дифференцированного подхода.

10. Составьте групповые задания по одной теме.

И. Составьте задания для разных этапов одного урока.

12. Составьте задания для работы с отстающими школьниками.

13. Составьте задания для работы с учащимися, имеющими повышенную обучаемость и интерес к предмету.

14. Составьте задания для занятия предметного кружка (или для внеклассного мероприятия по предмету).

15. Составьте опорный конспект по теме урока.

16. Составьте индивидуальные или дифференцированные карточки с заданиями, упражнениями, примерами для разных этапов урока.

17. Разработайте проблемную задачу или проблемное задание.

18. Разработайте на материале конкретной темы кроссворд, лото, домино или другую дидактическую игру данного типа.

19. Сформулируйте вопросы к тексту учебника.

20. Предложите свои (или подберите) примеры, иллюстрирующие новые знания (применительно к фрагменту любого учебника).

21. Составьте тематику рефератов по разделу учебной программы.

22. Составьте сценарий сюжетно-ролевой игры.

23. Разработайте тематику проектов для самостоятельной работы учащихся над темой (разделом).

24. Подберите компьютерные обучающие программы для организации дополнительной самостоятельной работы учащихся по предмету.

25. Разработайте урок с применением компьютера.

Практическое занятие № 2

Тема:развитие интеллектуальной сферы учащихся в процессе обучения.

Учебные задачи:

1) научиться определять возможности учебного материала в воздействии на интеллектуальную сферу учащегося;

2) научиться создавать свои варианты учебного материала.

Задание:разработать способы воздействия на интеллектуальную сферу учащегося, используя учебное или методическое пособие по учебному предмету.

Занятие можно проводить в форме ролевых игр.

Вариант№ 1.Создание и защита проекта учебника, учебного пособия, методических рекомендаций, программных педагогических средств (ППС).

В начале занятия все участники разбиваются на группы в следующем составе: научный руководитель, авторы (два–четыре), художник, оформитель, редактор, рецензенты (один–три).

Каждая группа (авторский коллектив) обсуждает: 1) по одному или нескольким учебным предметам будет создаваться проект книги; 2) что будет представлять собой книга: учебник, учебное пособие, методические рекомендации или что-то другое. Сделав выбор, создатели проекта обдумывают содержание книги или ее части. При этом главное внимание уделяется тому, чтобы в книге были представлены средства диагностики, формирования и развития интеллектуальной сферы.

Готовый проект – это схематическое описание (изображение) книги в целом, отдельных ее частей и страниц, краткая характеристика текстов, рисунков, указаний и пр.

Вторая часть занятия отводится на защиту представленных проектов. Выбирается РИС – редакционно-издательский совет из нескольких человек (три–четыре). Он выполняет функции экспертов: заслушивает выступления представителя каждого авторского коллектива и задает уточняющие вопросы, например:

– что конкретно в интеллектуальной сфере исследуется с помощью предлагаемого диагностического средства?

– развитие каких сторон интеллекта предусматривается в авторском замысле книги?

– какие особенности развития интеллектуальной сферы, связанные с возрастом и др., учитываются в проекте?

– какие принципы используются при подборе (создании) развивающего материала?

– с помощью каких средств авторы предполагают развивать интеллектуальную сферу?

– почему именно такое оформление текста (размер шрифта, сочетание красок, «детские» рисунки, нестандартные вопросы и пр.) выбрано для проекта книги?

В ответах на эти и другие вопросы членов совета при обсуждении представленного проекта принимают участие все члены авторского коллектива. По окончании защиты совет принимает решение о допуске проекта к реализации, т. е. к разработке полного текста книги.

При использовании данного варианта ролевой игры возможна предварительная подготовка студентов к занятию (дома они создают свои проекты, а на занятии – обсуждают и защищают).

Вариант № 2. Разработка и защита замысла проблемного урока, одной из целей которого является развитие интеллектуальной сферы.

При подготовке к занятию студенты заранее готовят все необходимое (конспект, наглядное и другое оборудование и т. д.). Важно тщательно выбрать учебный предмет, тему (урока, экскурсии и пр.), этап занятия, на котором будет организовано проблемное обучение, и продумать все возможные способы создания проблемной ситуации и выхода из нее, а также предусмотреть степень участия в этом школьников.

На занятии студенты либо знакомят присутствующих с замыслом, либо демонстрируют его по типу ролевой игры. При обсуждении присутствующие стремятся выяснить ответы на вопросы по следующим основным направлениям.

1. Организация проблемного обучения с целью развития интеллектуальной сферы:

– почему именно данный способ создания проблемной ситуации был использован? Что изменилось бы в воздействии на интеллектуальную сферу учащихся, если бы был использован (при возможности) другой способ?

– что следует предусмотреть педагогу для того, чтобы все учащиеся (и слабые, и сильные) осознали противоречивость созданной ситуации (иначе говоря, чтобы ситуация для всех стала проблемной)?

– каким образом преподаватель учитывает разные учебные возможности детей при организации выхода из проблемной ситуации?

– возможны ли иные формулировки учебной проблемы? Какое значение они имеют для воздействия на интеллектуальную сферу учащихся?

2. Развитие интеллектуальной сферы учащихся в процессе проблемного обучения:

– на какие мыслительные операции рассчитано создание и разрешение проблемной ситуации?

– развитию каких качеств мыслительной деятельности способствует проблемная ситуация, решение учебной проблемы?

– оказывалось ли воздействие на процессы памяти, воображения, восприятия, внимания? За счет чего конкретно?

– как учитываются индивидуальные особенности интеллектуальной сферы при создании и разрешении проблемных ситуаций?

– какое внимание уделяется развитию самостоятельности мышления?

Практическое занятие № 3

Тема:развитие мотивационной сферы в процессе обучения.

Учебные задачи:

1) научиться определять возможности технических средств обучения в воздействии на мотивационную сферу учащихся;

2) развивать творческие способности.

Занятие можно проводить в форме ролевых игр.

Вариант № 1.Создание и представление рекламы технических средств обучения, включая компьютерные.

Участники игры распределяются по группам, в состав каждой должны входить: авторы (учитель, писатель, поэт, художник); оформитель; редактор; исполнители (актеры).

Задание:составить педагогическую рекламу одного из технических средств обучения по выбору (графопроектор, телевизор, фильмоскоп, диаскоп, магнитофон, компьютер и т. д.). В рекламе должны быть представлены наряду с техническими, дидактическими, методическими и другими возможностями (демонстрационные, обучающие, контролирующие, развивающие) и возможности формирования мотивации. При этом необходимо связать функции технического средства обучения с использованием его для управления мотивационной основой деятельности обучаемых на уроке.

Реклама может быть составлена в любой форме, например, в виде стихотворения, рисунка, прозы, сценария и т. д. В зависимости от выбранного варианта исполнители должны продумать демонстрацию рекламы (проиграть сценку, прочитать текст или стихотворение, изобразить кинофильм и др.).

По окончании работы над заданием все авторские коллективы представляют свои рекламы для оценки независимым экспертам (3 чел.).

Критерии оценки:

– выразительность замысла;

– научная обоснованность;

– оригинальность формы и содержания;

– краткость, лаконичность;

– исполнительское мастерство.

Вариант № 2. Разработка и защита замысла учебного занятия (урока, семинара, экскурсии и т. д.), в котором необходимо показать мотивационную основу учебной деятельности. Студенты заранее готовят свои проекты и на занятии демонстрируют, «проигрывают» их.

При проведении практических и лабораторных занятий, на которых особенно успешно можно формировать дидактические умения, целесообразно применение групповых форм обучения. Методика этого на практических и лабораторных занятиях включает следующее:

– предварительную или текущую подготовку студентами учебного материала (что способствует формированию гностических, проектировочных и конструктивных умений);

– обсуждение результатов предварительной подготовки (в основном формируются коммуникативные умения);

– демонстрация в ролевой игре разработанных фрагментов урока (способствует отработке организаторских и коммуникативных умений);

– оценивание студентами профессиональных действий: собственных и товарищей по группе (способствует развитию гностических умений).

Наши рекомендации