Природный голос и профессиональные певческие навыки
Однако каковы бы ни были природные данные, даже самые .лучшие, «от природы поставленные» голоса требуют выработки прочных профессиональных вокальных навыков.
М. Глинка справедливо писал, что все голоса от природы несовершенны и требуют обработки. В одних случаях это скорее шлифовка блестящих прирожденных данных, когда уже основные певческие функции голосового аппарата осуществляются сами собою достаточно правильно. В других случаях — это нахождение, формирование нужных приспособлений, координация, выявление скрытых возможностей голоса. Последнее бывает чаще всего. Из голосов, не обладающих достаточными вокальными качествами звучания, надо сделать голос вполне пригодный для профессиональной деятельности. Перед педагогом стоит задача создания полноценного «инструмента» — т. е. развития его до профессионального уровня.
Насколько это удается сделать в каждом конкретном случае, решает талант педагога и способности ученика. История вокального искусства знает примеры развития профессиональных певцов высшего класса, имевших в начале обучения весьма скромные, а иногда и вовсе профессионально непригодные голоса. С весьма скромными данными начинали, например, такие известные солистки Большого театра, как И. Архипова,. В. Левко. Мы помним, что при поступлении в консерваторию-и у А. В. Неждановой были хотя и очаровательные, но скромные данные. Отсутствие полного диапазона и недостаточная сила голоса послужили причиной отказа от принятия ее в Петербургскую консерваторию. Между тем слушал ее при приеме такой замечательный педагог и певец, как И. Прянишников.
Как мы видим, здесь профессиональные вокальные навыки были выработаны настолько успешно, что эти певцы сделались выдающимися представителями русского оперного искусства.
У других певцов к началу профессионального обучения все-основные функции голосового аппарата, которые обеспечивают возникновение высококачественного певческого звука, были уже налицо. Большинство выдающихся певцов мира относится кэтой категории людейл . Однако и в этом случае для профессиональной деятельности, даже в чисто звуковом отношении,, требовалась большая работа по усовершенствованию голосовых, средств, по выработке прочных навыков, нужных автоматизмов.
Утрата выраженного певческого голоса чаще всего является следствием потери верной согласованности в работе голосового» аппарата, а не необратимым процессом разрушения голоса. В сущности, певческий голос есть прежде всего результат определенных мышечных приспособлений, и если в нервно-мышечном аппарате, участвующем в фонации, не произошло грубых органических или функциональных изменений, то нужное согласование в работе голосового аппарата может быть восстановлено, что возможно при определенных условиях.
Выявление и развитие голоса у певца с незначительными вокальными ресурсами, как говорят «нахождение голоса», — это прежде всего нахождение верного согласования работы всех частей голосового аппарата, а* также развитие силы и ловкости мышц, принимающих участие-в певческой функции.
Таким образом, развитие певческого голоса, нахождение и шлифовка голосовых качеств связаны с установлением нового-профессионального певческого режима в работе голосовоп> аппарата, с развитием новых двигательных навыков, которые затем автоматизируются и дают возможность почти целиком переключить внимание певца на выполнение творческих задач.
1 Например, знаменитый лучший тенор современной Италии Франко Карелли учился всего несколько месяцев.
В вокальной педагогике, когда говорят о выработке нужного типа работы голосового аппарата, часто употребляют термин «координация». «Координация работы дыхания и гортани», , «координация между работой артикуляционного аппарата и дыханием» или «он поет при неверной координации» и т. п. Термин «координация» обычно применяется к работе произвольных мышц. Между тем в голосовом аппарате есть отделы неподвластные или мало подвластные волевому контролю (гладкие мышцы бронхов и трахеи, некоторые глоточные мышцы, внутренние мышцы гортани и др.). Голосовой аппарат — это сложная система органов, к которой термин координация можно применять в известной мере условно. Однако, поскольку он прочно вошел в педагогический обиход, мы позволим его с зтой оговоркой употреблять.
Как мы уже указали, успех в развитии голоса зависит, с одной стороны, от таланта педагога, сумевшего найти, подсказать и выработать те приспособления, те навыки и умения, которые у данного ученика вызвали к жизни лучшие звуковые результаты, с другой стороны — от способности ученика усвоить, т. е. образовать и закрепить, эти навыки.
Голос должен быть: с одной стороны, так сказать «формально правильным», т. е. профессионально оформленным в соответствии с современными представлениями о полноценном звучании, с другой стороны — это «формальная правильность» не должна быть стандартной, а наоборот, включать в себя бесконечное разнообразие красок, оттенков, нюансов, диктуемых исполнительскими задачами.
«Формальная правильность» образования певческого звука _ результат специальной выучки, так называемой постановки голоса. В процессе специального обучения для пения в современной оперно-концертной манере в голосе вырабатываются качества звонкости, металличности, полетности звука, одновременно с приобретением округлого, мясистого, «бархатного» звучания, большой силы, ровности и льющегося характера. Такой голос — смешанный, опертый, прикрытый, льющийся на всем диапазоне и всех гласных — мы называем правильно поставленным.
Певческие стереотипы и условия, способствующие их выработке
С точки зрения физиологии, профессиональное звучание голоса является результатом специально найденного характера работы голосового аппарата, т. е. установления определенных певческих двигательных динамических стереотипов. Постоянное и устойчивое сохранение этой работы дает
стабильность перечисленных качеств звучания, характеризующих поставленный певческий голос.
Выработка этих вокальных автоматизмов представляет большой нервный труд для большинства молодых певцов, особенно для тех, у которых естественная функция и структура голосового аппарата мало приспособлены для возникновения природных профессиональных качеств звучания.
Речевые двигательные стереотипы образованы у каждого человека с детства, звуки речи и слова мы произносим автоматически. Поскольку пение связано со словом и осуществляется тем же голосовым аппаратом, то при первых попытках что-либо спеть человек, естественно, пользуется речевыми стереотипами. Это особенно заметно у детей, которые вначале всегда пользуются речевыми координациями. Они «поют как говорят» в буквальном значении этого слова, и потому певческие качества их голосов не могут проявиться в достаточной мере.
Выработка певческих стереотипов, при осуществлении которых в голосе образуются качества хорошо поставленного голоса, происходит в процессе специального систематического обучения, занимающего, как правило, много лет.
Большинство обучающихся петь приходит в класс с той ил и иной степенью выработаны ости певческих навыков в результате предыдущего обучения, с наметившимися двигательными стереотипами. Потому перед педагогом обычно стоит задача не столько образовать вновь нужную систему рефлексов, сколько изменить старую, внести в нее многочисленные изменения, что, как мы уже указывали выше, связано с частичным разрушением старых стереотипов, а иногда и полной их переработкой. Эта задача очень трудна и для ученика и для педагога. Известное в практике положение, что ученик уже не может петь «по-старому» и еще не освоил новой манеры, относится именно к этому периоду переработки, когда старая цепочка рефлексов уже разрушена, а новая еще не сформирована или сформирована лишь в отдельных звеньях.
Часто такие ученики в период перестройки ничего не могут спеть, и у них создается впечатление полной потери голоса. Надо иметь большую веру в метод педагога и большую выдержку, чтобы пройти этот этап. По мере выработки новых стереотипов голос возвращается и, в соответствии с новой координацией, его качество становится иным, появляются новые, неизвестные ранее возможности и, соответственно, новые певческие ощущения.
Разрушение старых стереотипов и замена их новыми — чрезвычайно сложная работа для нервной системы, которая должна вестись исподволь, постепенно, спокойно, с перерывами для отдыха, иначе она может привести к «сшибке» нервных процессов, к перегрузке нервной системы, к наруше-
нию ее нормальной деятельности. При этом нарушается и работа голосового аппарата. До сих пор известны случаи, когда, поступая с хорошим звучанием певческого голоса в профессиональное учебное заведение, некоторые студенты «теряют» свои! голоса в процессе обучения, что ведет к тяжелым нарушениям деятельности нервной системы и даже к психическим заболеваниям.
Такие явления связаны с нерациональными действиями педагога, а иногда и самого ученика, пытающегося скорее «перескочить» через те этапы, которые необходимо спокойно пройти для разрушения старых и формирования новых навыков. Естественно, что, как всегда в вопросах работы нервной системы, здесь большое значение имеют индивидуальные свойства нервной деятельности данного человека, тип его нервной системы. Некоторые ученики легко справляются даже с самыми сложными заданиями и сравнительно спокойно переносят разрушение старых и образование новых стереотипов, другие реагируют крайне остро. Много случаев из практики воспитания голоса может быть объяснено исходя из учения И. П. Павлова о динамическом стереотипе.
Для успешной выработки навыков большую роль играет активность ученика, его желание освоить нужное движение, к обстановка занятий. Активность следует физиологически понимать как хороший тонус нервной системы, как большую концентрацию возбудительного процесса, почему и связи при активном отношении образуются более быстро и прочно. Отсутствие отвлекающих моментов, полная сосредоточенность в занятиях — важнейшее условие плодотворной выработки навыков.
Схема процесса обучения
Как мы видели, И. П. Павлов показал, в чем, с точки зрения физиологии, состоит сущность всякого воспитания, развития, тренировки — в образовании новых связей и тончайшем-
анализе.
Процесс обучения следует рассматривать по следующей схеме. Для того чтобы спеть что-либо, надо прежде всего ясно ; себе представить то звучание, ту фразу, которую предстоит спеть, т. е. надо иметь в представлении звуковой образ. Этот образ является своего рода эталоном для сравнения с тем результатом, который получится после попытки его воспроизвести. По этому образу совершается вся регулировка выраба- | тываемой системы движений, потому его можно назвать регу- ?, лировочным образом. Звуковой образ вызывает соответствующее двигательное представление, какими движениями можно-подобного звучания достигнуть, каким образом можно его вое-'1 произвести. Эта связь определяется предшествующим звуковым:
и двигательным опытом. Надо сказать, что двигательный опыт играет в процессе образования вокальных навыков очень большую роль.
Опытный певец представляет себе формирование звука не только в звуковой и двигательной форме, но и включает сюда зрительные, вибрационные (резонаторные) представления. На основе всего этого дается двигательный приказ из центра на периферию, к мышцам, и певец делает попытку воспроизвести задуманное звучание. В оценку получившегося результата включается целая система анализаторов во главе со слуховым, посылающих информацию в обратном направлении, т. е. к центру. Это дало основание называть подобные системы обратными связями. На основе анализа и синтеза информации, полученной через обратные связи, производится сравнение полученного результата с задуманным. При наличии рассогласования, когда результат попытки не совпадает с задуманным образом, в движения вносятся соответствующие коррективы, лишние, ненужные движения тормозятся, вводятся новые и делается новая попытка воспроизвести звучание. Такие попытки делаются до тех пор, пока движение не уточнится настолько, что рассогласование будет ликвидировано и акустический результат совпадет со звуковым образом. Пока связи вырабатываются, шлифуются, внимание активно направлено на выполнение этой задачи. После того как связь выработана, движение начинает осуществляться автоматически, сознание освобождается от этой заботы и необходимое звучание возникает реф-лекторно, без особого труда. Собственно, мы обучаемся для того, чтобы потом не думать о том, как это делается. Когда навык выработан — мы им пользуемся не думая о том, как он был образован. Для того чтобы быть певцом, надо образовать бесконечное множество двигательных вокальных навыков, соответствующих самым различным звуковым результатам, чтобы иметь нужную палитру звучания и свободно пользоваться ею.
Этапы образования певческих двигательных навыков
Итак, мы видим, что основным моментом в образовании певческого навыка является создание внутреннего «регулировочного» образа, представления о звуке, который надлежит спеть. В создании этого представления участвуют многие факторы. Прежде всего у самого певца всегда имеется идеал звучания голоса, к которому он стремится, идеал, воспитанный всем предыдущим вокальным опытом. У каждого начинающего есть любимые артисты, которым он, как правило, стремится подражать, иногда вразрез с тем, что действительно нужно для профессионального звучания его голоса. Рассказы, замечания, показ и другие способы, которые употребляет педагог для того,
чтобы вызвать нужное ему звуковое представление, всегда воспринимаются через призму собственного суждения о прекрасном звучании, к которому ученик инстинктивно стремится. Первой задачей педагога для успешного достижения нужного на данном этапе звучания является умение убедить ученика в. правильности и необходимости того, что он требует, повлиять на создание верного представления у ученика. Потому полное доверие к педагогу необходимо особенно на первых этапах, пока слух ученика еще недостаточно развит для самоконтроля за звучанием, пока его внутренние вокальные образы еще не отвечают действительно правильному звучанию голоса. Воспитание идеала верного звучания голоса — первая и основная задача педагога. Как мы помним, сложность образования регулировочного образа у певца состоит в выработке верных-певческих навыков и должна всегда быть связана с выполнением определенной музыкальной задачи, чтобы ученик умел выражать свои музыкальные представления через это правильное звучание. Учась исполнять, он одновременно формирует свой исполнительский аппарат. Вопрос присутствия при образовании вокальных навыков музыкально-исполнительской задачи настолько ясен и очевиден, что мы его ставим за скобки и в дальнейшем будем его всегда подразумевать.
Процесс образования двигательных навыков принято условно делить на три этапа, которые для певческих навыков будут выглядеть следующим образом.
Первый этап — нахождение верной певческой работы голосового аппарата — верного звукообразования на некоторых гласных и на ограниченном участке диапазона голоса.
Второй этап — сохранение и уточнение этих навыков верной работы в различных музыкальных заданиях и при произношении различных слов на всем диапазоне. Этот этап охватывает усвоение различных типов звуковедения, перенесение верных принципов работы голосового аппарата на весь диапазон и сохранение их на слове.
Третий этап — автоматизация, шлифовка и нахождение многочисленных вариантов этой верной работы. Это этап доведения правильного звукообразования и звуковедения до автоматизма, полного «раскрепощения» голосового аппарата и приобретения возможности вариировать голосом в пределах верного звучания, т. е. развитие нюансировки.
Обучение пению начинается с тех или иных объяснений, как надо взять дыхание, как атаковать звук, как поддержать возникшее звучание и т. п. Вокруг вопроса образования голоса всегда идут разговоры. У ученика уже есть определенный опыт или представление из прочитанного или известного ему по рассказам, что ему предстоит выполнить. Все это участвует в формировании того звукового образа, которого ему надлежит достигнуть.
С первых же попыток выполнить движение вместе с раздражениями второй сигнальной системы в форме реакции педагога по поводу выполнения задания в регулировку вступают и сигналы от первой системы через многочисленные системы обратных связей. В осуществлении контроля над выполнением формирующихся вокальных навыков на разных этапах обучения основную роль играют различные факторы. Ученик часто представляет себе правильное певческое увучание совершенно искаженно, а верное ему кажется дефектным. Иногда педагогу приходится бороться с учеником, который неверно себя слышит и сопротивляется формированию нового звучания, которое ему не нравится. Воспитание идеала верного звучания голоса, осуществляемое педагогом на всех этапах обучения, особенно важно на первом, когда его слух недостаточно развит, как и другие виды самоконтроля. Поэтому на первом этапе формирования певческого навыка особенно большое значение в формировании регулировочного образа имеют раздражители второй сигнальной системы, т. е. объяснения словами и звуковые раздражители от непосредственного показа педагога. Мышечные, вибрационные ощущения и другие обратные связи еще не занимают существенного места.
На этапе уточнения, наряду со словесным и звуковыми раздражениями, значительную роль начинают играть двигательный анализатор и другие органы чувств, которые должны обрести к этому времени достаточно тонкое развитие.
На этапе совершенствования, когда все получается хорошо, на первое место выступает двигательный анализатор и тонкие дифференцировки, которые образуются в д р у-гих анализаторах. Общеизвестно, что опытный певец по мышечным ощущениям легко может определить высоту взятой ноты, а по вибрационным (резонаторным) — оценить ее тембровое качество.
Разберем отдельно этапы образования певческого двигательного навыка и отметим те характерные черты, которые должны определять рациональную методику их выработки.
От первых попыток — до выполнения вокального задания
Первый этап формирования певческих навыков — это отрезок от первых попыток осуществить звуковое задание до умения в общих грубых чертах его правильно выполнить, т. е. до относительно слаженной работы органов, входящих в голосовой аппарат. Как и при выработке любых других двигательных навыков, вначале нужная работа получается весьма несовершенной, примерной, неловкой вследствие нескоординиро-
ванности работы органов и групп мышц как по их напряжению, так и по времени включения. Это объясняется тем, что благо- • даря иррадиации процесса возбуждения в выполнение движения включаются центры тех мышц, которые не должны были бы в нем участвовать, да и неподвластные воле части голосового аппарата еще не сумели приспособиться для новой функции. Характерная черта этого этапа: неловкость, грубость движения и наличие лишних движений. Следовательно, характерным: для этого этапа является недостаточность тормозных рефлексов: ненужные движения и напряжения лишних мышц еще не заторможены. Другой характерной чертой этого этапа, кроме лишних движений, является недостаточная согласованность всех движений, соединенных в единую систему. Стараясь выполнить одну деталь, ученик упускает другие. Например, выполняя верно указания по дыханию, он забывает опустить нижнюю челюсть и т. п.
Этот первый этап формирования певческого двигательного навыка — один из самых ответственных, так как неправильности формирования его при дальнейшем повторении упрочиваются, закрепляются, входят в стереотип. Позднее уже крайне трудно от них избавиться. Из сформированного стереотипа нельзя просто вынуть то или иное звено, как и беспрепятственно добавить новое. Эти попытки связаны с частичным разрушением образованного стереотипа, а такие эксперименты — всегда сложны для нервной системы. Именно поэтому научить легче, чем переучить.
Выбирая упражнения, оценивая степень их сложности, — надо ясно отдавать себе отчет в том, достаточно ли п од готовлен ученик для их выполнения. Это определяется прежде всего степенью развития его слуха и других музыкальных способностей. Способен ли ученик ясно уловить тот оттенок звучания, который педагог от него требует, тот мелодический и ритмический рисунок, который диктуется задуманным упражнением? Уровень требований к ученику всегда должен соответствовать степени его подвинутости в музыкально-слуховом отношении.
Затем необходимо учесть, насколько он продвинут в вокально-техническом отношении, т. е. насколько богат его предыдущий двигательный вокальный опыт, насколько «управляем», т. е. контролируем сознанием его голосовой аппарат, в какой степени скоординирована и развита нужная мускулатура. Бывает так, что работа голосового аппарата верна,, но он еще плохо вытренирован, т. е. мускулы, приобретая ловкость, еще не приобрели достаточной силы.
Этот первый этап требует особого внимания к правильности-оценки подготовленности ученика, степени его музыкально и вокально-технического развития. Если выполнение задания требует такого развития слуха и такого вокально-технического
250 у
опыта, которого на данном этапе у ученика нет, то это может привести к неверной работе голосового аппарата, к формированию других стереотипов с соответственно иными звуковыми результатами. Так, например, может сформироваться привычка петь форсированным звуком непосильные на данном этапе произведения. Произведение или вокально-техническое задание, непосильные для выполнения при наличии верных стереотипов движения не достигших еще полной слаженности и нужной силы, толкает певца на форсировку. В результате происходит иррадиация процессов возбуждения, так как усилия становятся чрезмерными, «на помощь» включаются другие мышцы. При повторении эти лишние движения и чрезмерное напряжение закрепляются, красиво звучавший голос начинает звучать форсированно.
Функциональные возможности нервной системы повышаются постепенно, в результате систематической тренировки достигаются необходимое движение, или звучание. Неверно же усвоенная и закрепленная координация оставляет стойкий след. Потому неверно «запетые» произведения или неверно сформированные ходы, отдельные ноты остаются надолго неудачными и неудобными даже на том этапе, когда новые и более трудные произведения и ходы уже выходят совершенно верно и правильные навыки хорошо закреплены.
Итак, оценка возможности использовать то или иное упражнение, вокальное произведение должна исходить из ясного представления о предшествующем вокально-двигательном опыте: что умеет и что сможет сделать ученик. Каждый последующий этап должен быть сложнее предыдущего и строиться на его базе. Любые задания по звуко-ведению должны являться усложнением или новой комбинацией того, что ученик уже умеет делать в более примитивном виде. Одни движения подготавливают другие.
При верной последовательности подбора упражнений подход к сложному заданию идет через ряд подготовительных движений. Вспомним, например, подготовительные упражнения к выработке трели, которые имеются в каждой школе пения, или подход к выполнению большого арпеджио, которое осваивается через малое, а малое через трезвучие и т. п. Эти подготовительные движения являются упрощением того сложного движения, которое предстоит выполнить, и потому могут всегда быть рекомендованы. Это прямое выражение принципа последовательности.
В освоении верного звукообразования обычно большое место занимает работа над отдельными звеньями певческого акта. В виде отдельных мышечных приемов осваивается, например, как надо вздохнуть, как открыть рот, как сделать зевок, положить язык и т. п. Все эти подводящие, частичные движения, отрабатываемые отдельно, потом должны
быть соединены в единой координации. Это части будущего общего навыка.
Вопрос о целесообразности расчленения сложного движения на звенья и изолированной работы над ними в практике преподавания не может считаться полностью разрешенным.
Однако поиск сразу верной работы голосового аппарата, верного звучания — далеко не легкая задача, которая редко кому удается. Только «от природы поставленные» голоса более или менее скоро ее постигают. Для большинства же это — непосильная задача. Работа над всей цепочкой необходимых приспособлений одновременно — сложна настолько, что мало кто с этим может справиться. Это особенно относится к начальному периоду обучения, когда анализаторы не развиты и вокальный двигательный опыт — мал. Потому целесообразно членить выполнение работы по освоению звукообразования на части, но только весьма осторожно и умело. Всегда можно выделить и отдельно работать над движениями, предшествующими фонации: как вздохнуть, как открыть рот, освободить глотку, сделать зевок, опустить гортань и т. п. моментами, которые педагог считает существенными. Очень четкому выделению из общего комплекса движений при звукообразовании поддается момент атаки звука. Хорошо осознается и запоминается манера начинать звук, которую легко усвоить из показа или рассказа педагога. Когда звук уже взят, он хорошо поддается контролю посредством слуховых, резонаторных, дыхательных и других ощущений.
Более мелкое членение вокальных движений вряд ли может быть целесообразным. Работой над такими частями общей координации следует пользоваться кратковременно, лишь столько, сколько надо для понимания требуемого элемента. Подобная работа целесообразна на первом этапе освоения верного голосообразования, когда каждый элемент требует внимания для своего выполнения и постоянного контроля со стороны педагога. Однако работа над частями не должна переходить в самоцель. Некоторые педагоги, например, давая изолированные упражнения в дыхании, думают этим развить певческое дыхание. Это неверно. Она должна возможно раньше увязываться с общей координацией, т. е. с пением. Метод тренировки всей деятельности в целом является во всех случаях основным. Членение же, весьма ограниченное и тонкое, целесообразно на первых этапах, как подготовительный элемент, помогающий освоению общей верной работы голосового аппарата. Думать же, что отработав, доведя до автоматизма отдельно все части, можно потом облегчить образование целого,— ошибочно. Наиболее благоприятным в методике изучения новоп> характера работы голосового аппарата, нового навыка являет-
ся чередование повторения движения целиком с отдельной обработкой некоторых хорошо вычленяющихся элементов.
В начале освоения какого-либо нового навыка необходимо не делать больших перерывов в занятиях. Следы от работы голосового аппарата в нервной системе (как в двигательном анализаторе, так и в слуховом и вибрационном № других) еще свежи и их надо подкреплять часто. Однако выполнять подряд много раз одно и то же вокальное задание не следует — это ведет к утомлению. Лучше, повторив его несколько раз, вернуться к нему на следующем занятии, которое не должно быть, однако, отодвинуто далеко.