Задумаемся над грустной таблицей
Обратимся к материалам исследований. Приведем таблицу, составленную французским исследователем Г. Леем. Он прослеживает влияние социальных факторов на появление умственно отсталых детей, число которых продолжает увеличиваться и в нашей стране. В таблице обобщены результаты обследования бытовых условий 150 нормальных и 150 слабоумных парижских детей.
Число | Число | |
случаев на | случаев на | |
Факторы | 150 нор- | 150 сла- |
мальных | боумных | |
детей | детей | |
Неправильные роды | ||
Судороги в детстве | ||
Искусственное питание | ||
Появление первого зуба не ранее 8 месяцев | ||
Начало хождения после 24 месяцев | ||
Первое слово после 24 месяцев | ||
Неопрятное поведение после 36 месяцев | ||
Недержание мочи в школьном возрасте | ||
Дед со стороны матери алкоголик | ||
Дед со стороны отца алкоголик | ||
Бабушка со стороны отца алкоголичка | ||
Бабушка со стороны матери алкоголичка | ||
Дед или бабушка туберкулезны |
Продолжение таблицы
Родители туберкулезны | лпл | |
Предки с нервными или психическими болезнями | ИЛ | |
Предки с психическими болезнями, | 1П | |
интернированные в больнице | Л | 1 V |
Предки — эпилептики | •т АЪО | |
Число братьев и сестер Число умерших братьев и сестер Из них умерших от судорог и болезней мозга Отец — неквалифицированный рабочий | ЧОО 71 (16%) 36 (51%) 25 СП | 352 (36%) 256 (73%) 48 86 |
Мать работает вне дома | ои •эо | |
Отец был под судом и наказан | оо 4О | |
Мать была под судом и наказана | **^ АГ\А | |
Число правонарушителей | 424 2 ее | |
На сколько лиц приходится одна комната | 1,33 | ,ОО О А 4 |
На сколько лиц приходится одна кровать | 1,4 | 2,41 |
Заработок в семье на одно лицо во франках | 6,68 | 2,96 |
IV. Можно ли утверждать, что ребенок, чьи родители I были пьяницами, обязательно разделит их судьбу? '
1. Безусловно. Если у человека неблагоприятные задатки,
они со временем разовьются.
2. Разовьются ли наследственные задатки в устойчивые
качества личности — это зависит от обучения, воспитания
и самовоспитания.
3. В условиях неблагоприятной социальной среды ребе
нок с такими задатками обязательно разделит судьбу сво
их несчастных родителей.
4. Попав в неблагоприятную среду, человек с такой на
следственностью скорее станет алкоголиком, чем человек
без отягощающей наследственности.
5. Это еще ни о чем не говорит.
Развитие и воспитание I
Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание — главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. Слабость воспитания в
г
том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия, в то время как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Этим определяется роль, место, возможности воспитания в формировании человека. Роль воспитания оценивается по-разному, причем диапазон этих оценок очень широк — от утверждения его полной бес-сильности и бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Истина, как обычно, находится между крайностями. Лозунг «Воспитание может все», с которым неоднократно выступала педагогика, себя не оправдал. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя. В судьбы людей воспитание вносит различную лепту — от самой незначительной до максимально возможной.
Сравните несколько мнений о силе воспитательного воздействия, принадлежащих знаменитым людям. С кем вы и почему?
«Воспитание может все».
Гельвеции
«Надо детей учить как можно меньше. Это потому, что если дети вырастут, не научившись чему-нибудь, — это далеко не так опасно, как то, что случается почти со всеми детьми, особенно когда матери, не знающие тех предметов, которым обучаются дети, руководят их воспитанием, — именно то, что они получают пресыщение... учения и потому отвращение к нему».
Л.Н. Толстой
«От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах».
Вольтер
«Воспитание сможет сделать многое, но оно не безгранично. С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника не сможет заставить ее приносить желуди».
В. Г. Белинский
«Воспитание направляет развитие, оно — главная сила в формировании личности. Вместе с тем следует сказать, что слабость воспитания тяжело сказывается на формировании личности ребенка, так как не создает иммунитета к отрицательным условиям жизни, мирится с накоплением отрицательного опыта отношений и усугубляет своей беспомощностью те или иные вредные явления среды».
С.Л. Рубинштейн
Воспитание подчиняет развитие человека намеченной цели. I» Целенаправленное и систематическое влияние воспитателей ™ приводит к образованию новых заранее запроектированных ус-ловнорефлекторных связей, которые никакими иными путями созданы быть не могут. Воспитание — это заполнение пробелов в программе человеческого развития. Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания — выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.
Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Воспитание детенышей обезьяны в одинаковых условиях с ребенком показало, что детеныши обезьяны, имея те же контакты с людьми, получая хорошее питание и уход, тем не менее не приобретают ни одного психического качества, свойственного человеку (исследования Н.И. Ладыгиной-Коте).
Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития. В этом и состоит сложная диалектика взаимоотношений развития и воспитания как цели и средства. Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, обусловленного влиянием наследственности и среды. Люди поддаются воспитанию неодинаково, диапазон «податливости» очень широк — от полного неприятия воспитательных требований до абсолютного подчинения воле воспитателей. Существующая «сопротивляемость воспитанию» как противодействие внешней силе, исходящей от воспитателей, определяет конечный результат. Поэтому определяющую роль играют конкретные ситуации и взаимоотношения людей в воспитательном процессе.
Сила воспитательного воздействие зависит от ряда условий и обстоятельств. Отечественный педагог и психолог Л.С. Выготский (1896—1934) обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития». Он выделяет два уровня умственного развития: 1) «уровень актуального развития»; 2) «зона ближайшего развития». На первом уровне ребенок выполняет задания самостоятельно. На втором — он не может с ними справиться, а поэтому разрешает проблему с помощью взрослых. Только то воспитание признается хорошим, которое идет впереди развития. Задача воспитания состоит в том, чтобы создать «зону ближайшего развития», которая в дальнейшем перешла бы в «зону актуального развития». Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии становления.
I IV. От чего главным образом зависит развитие способ-