Педагогическая перспективность обучения детей с умственной отсталостью.

Понятие, этапы, сферы социализации. Формы и модели интеграции.

Основная цель системы образования для детей с нарушением интеллекта — максимально возможная социализация: При этом под социализацией подразумевается совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, Социализация включает: раннюю социализацию (от рождения до поступления в школу); обучение (школьное и профессиональное), социальную зрелость (трудовую активность), завершение жизненного цикла (с момента прекращения постоянной трудовой деятельности).

Следовательно, процесс социализации осуществляется на протяжении всей жизни человека и проходит в трех сферах:

1.в деятельности — у человека развиваются задатки и способности, и происходит их реализация

2.в общении, которое возникает во всех сферах жизнедеятельности, развиваются коммуникативные способности, способности взаимодействия с окружающими;

3.в самосознании, сознании и понимании самого себя, в развитии правильной самооценки, что означает «адекватное мнение и суждение человека о самом себе, о своих качествах, достоинстве и недостатках, деятельных способностях, потенциальных возможностях, а также о своем месте и роли среди других людей».

Интеграция в общество детей-инвалидов — это целенаправленный процесс передачи обществом социального опыта с учетом особенностей и потребностей различных категорий детей-инвалидов при активном их участии и обеспечения адекватных для этого условий, в результате которого происходит включение детей во все социальные системы, структуры, социумы и связи, предназначенные для здоровых детей.

Передача социального опыта, обучение социальным формам и способам деятельности осуществляется посредством воспитания, обучения, включения в различные виды деятельности и воздействия среды.

Социальная адаптация, обусловливая способность человека приспособиться к изменяющимся условиям жизни, является важнейшим механизмом социализации и интеграции. Социальная адаптация осуществляется в процессе различных видов деятельности (игра, общение, учение, труд) и самосознания человека.

В процесс обучения необходимо включить все виды социальной адаптации; социально-бытовую, социально-средовую, социально-трудовую, социально- психологическую, социально-педагогическую.

Педагогическая интеграция предполагает формирование у детей с ограниченными возможностями в развитии способности к усвоению учебного материала, определяемого общеобразовательной программой, то есть общим учебным планом (совместное обучение).

В настоящее время в России развивается две основные модели педагогической интеграции: интернальная и экстернальная. Интернальная интеграция — интеграция внутри системы специального образования, а экстернальная предполагает взаимодействие специального и массового образования.

Педагогическая перспективность обучения детей с умственной отсталостью.

Умственная отсталость (Интеллектуалное недоразвитие)

Под недоразвитием интеллекта подразумевают особый вид дизонтогенеза, возникающий на ранних этапах психического развития ребенка, связанный с недоразвитием отдельных участков ЦНС, преимущественно головного мозга и проявляющуюся в 3-х основных признаках:

1) Недоразвитие познавательной деятельности, прежде всего мышления

2) Сложностей социализации

3) Наличие органического очага поражения в ЦНС

Таким образом, наличие двух из трех признаков не является основанием для признания недоразвития интеллекта у ребенка!!!

При недоразвитии интеллекта проблема характеризуется:

§ Тотальностью

§ Иерархичностью проблемы (на фоне общего недоразвития есть более сохранные функции, наиболее сохранна эмоционально-волевая сфера, менее сохранны восприятие и память, а наиболее разрушено мышление и как следствие речь)

§ Прогредиентностью (при деменции)

При одной и той же причине тяжесть нарушений может быть различна.

На сегодняшний день по МКБ-10 выделяют 4 степени умственной отсталости:

1. Лёгкая (F70.) — дебильность. IQ — (50-69)

2. Умеренная (F71.) — имбецильность. IQ — (35-49)

3. Тяжёлая (F72.) — имбецильность, тяжёлая умственная субнормальность. IQ — (20-34)

4. Глубокая (F73.) — идиотия. IQ < 20

Деменция

Деменция – это научное название слабоумия, приобретенногочеловеком в результате заболевания или повреждения головного мозга. (В этом смысле деменция отличается от врожденного слабоумия, или олигофрении.)

В отличие от легких и умеренных когнитивных расстройств, деменция(слабоумие) – это всегда тяжелое и часто необратимое расстройство, существенно сказывающееся на повседневной жизни человека и на его социальной активности (по сути – их разрушение).

Перспективы развития:

ЗПР по ( инфантилизму; соматогенной, психогенной задержке): через 4 (начальные кл. в шк. 7 вида) года выход на норму

ММД: обучение по упрощенной программе с учетом его актуальных возможностей, с большим количеством часов, с уменьшением количества понятий (шк. 7 вида) Могут продолжать образование в учреждениях полного среднего образования. (При осложненных задержках (психопатия) содержание образования приближается к шк. 8 вида)

Легкое недоразвитие интеллекта (дебильность): ребенок формально обучаем (возможность усвоения материала без понимания его смысла), но программы обучения упрощены и материал отобран с учетом адаптации к профессиональной деятельности.

Большинство детей с легкой степенью умственной отсталости к моменту выпуска из школы по своим психометрическим и клиническим проявлениям мало чем отличаются от нормальных людей. Они благополучно трудоустраиваются, создают семьи, имеют детей. Эти люди дееспособны поэтому общество признает их способными отвечать за свои поступки, нести воинскую повинность, наследовать имущество, участвовать в выборах…

Наши рекомендации