Вениамин Фильштинский. Открытая педагогика
— Жалко, что этой сцены не будет в спектакле, — прервал он молчание. Она посмотрела на него удивленно и ободряюще.
— Не будет, — сказал я. — На малой сцене не поместится такая большая лестница.
Я думал о том, с какой тонкостью и теплотой будут они теперь, после проведенного опыта, играть сцену проводов. Они думали о том же. Так потом оно и было. Скорее всего, потому, что лестница была настоящая. Теперь им за сорок, и у них взрослые дети. У каждого свои. Жуть.
Я думал тогда, что подхожу к предельной правде актерского бытия на сцепе, что сближаю на минимальную дистанцию сценические и жизненные чувства, что подбираюсь к идеалу Константина Сергеевича Станиславского, требовавшего «распроультранатураль-ного» поведения актера в роли... Теперь же я понимаю, что это было нечто другое: первый шаг, первый, но решительный шаг к игровому самочувствию артиста — безоглядная смелость, отчаянный риск, бесповоротный уход в стихию азартной игры...
СОДЕРЖАНИЕ
Л. ДОДИН УЧИТЕЛЬ, КОТОРЫЙ СОМНЕВАЕТСЯ • 3
ОТ АВТОРА•5
НАЧАЛО ОБУЧЕНИЯ• 7
Набор в театральную школу • 8 Три упражнения • 34
К ТЕОРИИ• 53
О «словесном действии» и других понятиях • Что кроется за терминами • 61 Этюдное воспитание • 83
ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ• 109
Как возникла наша программа • ПО Стратегия обучения драматического артиста •
ТЕАТР И ПЕДАГОГИКА• 159
Педагогика в театре • 160
А. В. Эфрос и этюдный метод • 201
Неразрешенные вопросы • 217
ДИАЛОГИ С КОЛЛЕГАМИ• 225
Разговоры с Ю. X. Васильковым • 227 Разговор с В. Н. Галендеевым • 267 Разговор с Л. В. Грачевой • 277
ИЗ ПРОШЛОГО• 305
На уроках А. И. Кацмана На уроках Л. А. Додина •
• 306 328
ПРИЛОЖЕНИЯ• 343
Н. В. Демидов. Новые материалы {Публикация М. Ласкиной) М. М. Буткевич. Опыт • 362
Ф 578
В. М. Фильштипский
Открытая педагогика. - СПб.: «Балтийские сезоны», 2006. -368 с, 2 п. л. илл.
ISBN 5-902675-16-2
Книга известного театрального режиссера и педагога, профессора Санкт-Петербургской академии театрального искусства Вениамина Фильштинского посвящена теме, которую сам он обозначает формулой «как рождаются актеры». Автор прослеживает отношения будущего артиста и педагога с первых шагов — с экзаменов в театральную школу - до первых ролей. И как педагог, и как режиссер Фильштинский исповедует «этюдный метод», что дает потрясающие результаты - и на сцене, и в учебной аудитории, и на международных мастер-классах. Книга поможет прикоснуться к тайнам творчества. Здесь есть чему поучиться и с чем поспорить. Она заинтересует профессионалов и будущих студентов, практиков и теоретиков, - всех тех, кому дорог театр.
УДК 792 ББК 85.33Р
Фильштипский Вениамин Михайлович ОТКРЫТАЯ ПЕДАГОГИКА
Издательский редактор Е. С. Алексеева Художественно-технический редактор В. С. Дзяк
Корректор П. Д. Цветкова Компьютерная верстка С. В. Арефьева
Подписано в печать 27.09.2006. Формат 60x90 '/,„.
Бумага офсетная. Псч. л. 25. Тираж 1000 экз. Заказ № 1775
НП «Балтийские сезоны»
E-mail: [email protected]
Тел/факс (812) 713-43-46
Отпечатано с готовых диапозитивов
ОАО «Издательско-по.пирафическое .предприятие «Искусство России». 198099. Санкт-Петербург, ул. Промышленная, д. 38. корп 2.
[1] Нынче Галя — известный петербургский режиссер, уважаемый педагог нашей академии.
[2] Петров В. В. Мастер набирает курс // Диагностика и развитие актерской одаренности: Сб. ст. — Л., 1986.
[3] Шведерский А. С. Внутренняя речь в работе над ролью. — Л., 1988.
[4] Впрочем, и новейшие психологические исследования, а также серьезные работы по актерскому тренингу считают «воображение — мышление» единым понятием. (См., напр.: Грачева Л. В. Актерский тренинг: теория и практика. — СПб., 2003.)
[5] Галендеев В. Н. Учение К. С. Станиславского о сценическом слове. — Л., 1990.
[6] Зон Б. В. Встречи с К. С. Станиславским // Станиславский К. С. Театральное наследство: Материалы. Письма. Исследования. Т. 1. — М., 1955.
[7] Станиславский К. С. Работа актера над ролью. Материалы к книге // Собр. соч. Т. 4. - М., 1957.
[8] Немирович-Данченко В. И. Вл. И. Немирович-Данченко о творчестве актера: Хрестоматия. — М., 1973.
[9] Попов А. Д. Художественная целостность спектакля // Попов А. Д. Творческое наследие. — М., 1979.
[10] Станиславский К. С. Работа актера над ролью // Станиславский К. С. Собр. соч. - Т. 4. - М., 1957.
[11] См.: Владимирова 3. В. Каждый по-своему: три очерка о режиссерах. Очерк 1: М. Н. Кедров. - М., 1966.
[12] Галендеев В. Н. Учение К. С. Станиславского о сценическом слове. — Л. 1990.
[13] Я говорю «итоговые», потому что впервые Станиславский изложил свои новые взгляды на анализ пьесы и роли еще в «Работе над ролью. «Горе от ума» (1916-1920 гг.). См.: Станиславский К. С. Собр. соч. - Т. 4 - М., 1957.
[14] Кнебель М. О. О действенном анализе пьесы и роли // Кнебель М. О. О том, что мне кажется особенно важным: Статьи, очерки, портреты. — М., 1970.
[15] Кнебель М. О. Вся жизнь. - М., 1967.
[16] Станиславский К. С. Работа актера над ролью // Собр. соч. — Т. 4. — М., 1957.
[17] Режиссерский театр от Б до Ю. Разговоры под занавес века. Вып. 1. — М., 2001.
[18] Ученик М. О. Кнебель, впоследствии крупный московский педагог, М. М. Буткевич пишет, правда, что она до какого-то времени употребляла выражение «этюдный метод», но потом окончательно перешла на МДА.
[19] Корогодский З. Я. Начало. - СПб., 1996.
[20] Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. - М., 1982.
[21] См.: Молочевская И. Б. Режиссерская школа Товстоногова. - СПб., 2003.
[22] Иногда рассуждают и так, что, мол, метод действенного анализа одновременно и анализ ДЕЙСТВИЯ как структура пьесы и анализ ДЕЙСТВИЕМ, т. е. актерскими пробами (этюдами). Но это уже получается игра словом «действие». Неслучайно, кстати, оказалось, непросто перевести «Метод действенного анализа», скажем, на английский язык. Переводчики спрашивают: THE METHOD OF ACTION или THE METHOD BY ACTION, т. е. анализ действия или анализ действием?
[23] Станиславский К. С. Из записных книжек. Ч. 2. 1912-1938. - М., 1986.
[24] Там же.
[25] Топорков В. О. Станиславский на репетиции: Воспоминания. — М., 1950.
[26] Станиславский К. С. Из записных книжек. Ч. 2. 1912-1938. - М., 1986.
[27] Зон Б. В. Встречи с К. С. Станиславским // Театральное наследство. К. С. Станиславский. Материалы, письма, исследования. — М., 1955.
[28] Станиславский К. С. Работа актера над собой. Ч. 1. — М., 1954.
[29] Кнебель М. О. Школа режиссуры Немировича-Данченко. - М., 1966.
[30] Рехельс М. Л. Этюд, методика сочинения и работы над ним. — Л., 1973.
[31] Станиславский К. С. Работа актера над ролью: Материалы к книге / Станиславский К. С. Собр. соч. - Т. 4 - М., 1957.
[32] Сейчас в репертуар театра «Приют комедианта» включены еще два спектакля нашей мастерской: «Одинокий фокстрот» и «Пролетая над богоугодным заведением».