Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников
1.Познакомить родителей с особенностями физического, социально-личностного, познавательного и художественного развития детей дошкольного возраста и адаптации их к условиям дошкольного учреждения.
2. Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно-гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице.
3. Познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в социально-личностном развитии дошкольников. Совместно с родителями развивать доброжелательное отношение ребенка к взрослым и сверстникам, эмоциональную отзывчивость к близким, уверенность в своих силах.
4.Совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности, простейших навыков самообслуживания, предложить родителям создать условия для развития самостоятельности дошкольника дома.
5. Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире.
6. Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах художественной и игровой деятельности.
НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ
Педагогический мониторинг
В ходе организации педагогического мониторинга воспитателю младшей группы важно изучить своеобразие семей, особенности семейного воспитания, педагогические проблемы, которые возникают в разных семьях. Для этого воспитатель использует методы первичной диагностики: анкетирование родителей на тему «Мой ребенок», беседу с родителями «Наша семья и ребенок», наблюдение за общением родителей и детей в утренний и вечерний отрезки времени.
Так, в ходе наблюдений за общением родителей с ребенком в утренний и вечерний отрезки времени воспитатель может обратить внимание на следующие показатели.
Эмоциональный настрой ребенка на общение со взрослым: ребенок встречается с близкими радостно, спокойно, равнодушно, с нежеланием, раздраженно.
Эмоциональный настрой взрослого на общение с ребенком: взрослый вступает в общение с удовольствием, спокойно, с нежеланием раздраженно.
Особенности взаимодействия взрослого и ребенка в общении: сотрудничают, умеют договориться; не взаимодействуют, каждый занимается «своим делом»; конфликтуют, не могут прийти к общему решению.
Особенности воспитательной тактики родителя: при затруднениях взрослый настаивает, угрожает наказанием, уговаривает, убеждает, принимает позицию ребенка, ищет компромиссы.
Типичная позиция, которую занимает каждый в общении: Лидер (указывает, направляет, заставляет, оценивает), Партнер (советуется, сочувствует, напоминает, интересуется, согласовывает), Отстраненный (выслушивает, отвлекается, молчит, задает формальные вопросы) или другие.
Возникающие трудности общения, конфликты, их причины, пути выхода из затруднительных ситуаций.
Эти проявления родителя и ребенка могут дать воспитателю общую картину их взаимоотношений, помогут понять родительскую тактику воспитания ребенка в семье, типичные трудности и проблемы.
Для того чтобы более глубоко познакомиться с особенностями воспитания и характером взаимоотношений с ребенком в разных семьях, может быть использована методика «Родительское сочинение», в которой воспитатель предлагает родителям написать сочинение на тему «Мой ребенок» или «Портрет моего ребенка».
Данная методика позволит воспитателю определить проблемы и особенности воспитания и развития ребенка «глазами родителя», что позволит в дальнейшем наладить более тесный контакт с семьей воспитанника.
Педагогическая поддержка
Одна из важнейших задач совместной деятельности воспитателя и родителей в среднем дошкольном возрасте — организовать условия для благополучной адаптации малыша в детском саду. В беседах с родителями педагог подчеркивает, что во многом привыкание ребенка к условиям детского сада зависит от организации его жизни в семье (режима, особенностей питания), развития элементарной детской самостоятельности в бытовых процессах.
Для более успешной адаптации воспитатель предлагает следующие совместные формы с родителями.
■«Первое знакомство», когда мама и ребенок впервые ненадолго приходят в младшую группу, знакомятся с новым окружением, которое ждет малыша в детском саду (шкафчик в раздевалке, интересные игрушки, кроватка в спальне). Ребенок пробует проявить себя в интересной для него деятельности — порисовать красками, поиграть с водой и песком, слепить мячик из пластилина.
■«Вместе с мамой бегаем, рисуем, играем»: мама или кто-нибудь из близких малыша принимает участие в совместных играх и других видах деятельности.
■ «Делаем рисунок (поделку) в подарок группе».
Для родителей дошкольников, которые только поступили в детский сад, особенно важно помочь понять свои возможности как родителя и особенности своего ребенка, узнать, какие возможности для развития ребенка есть в дошкольном учреждении. С этой целью для вновь поступивших воспитанников и их родителей педагоги проводят совместный праздник «Здравствуй, детский сад!». Его цель — эмоциональное сближение всех участников педагогического процесса, общение в неформальной обстановке, развитие интереса родителей к деятельности дошкольного учреждения.
В беседах с воспитателями, психологом родители знакомятся с возможными средствами повышения своей психолого-педагогической компетентности. Это знакомство с материалами информационных бюллетеней и тематических газет, консультации у педагогов и специалистов дошкольного учреждения, посещение программ психолого-педагогического образования родителей, участие в психолого-педагогических тренингах на темы «Знаю ли я своего ребенка?», «Упрямые дети или упрямые родители», «Растим талантливого ребенка». В дальнейшем с помощью ежемесячных информационных бюллетеней «Для вас, родители» они узнают о планируемых в дошкольных учреждениях мероприятиях и выбирают наиболее значимые и интересные для себя.
Постепенно воспитатель включает родителей в активное сотрудничество с педагогами группы, нацеливает их на совместное развитие ребенка. Так, например, развивая у детей чувство привязанности к своим близким, желание помочь, позаботиться о них, воспитатель включает в решение этих задач родителей. Родители вместе с детьми рассматривают семейный альбом, узнают и называют близких родственников (бабушка — мамина мама, тетя Вера — мамина сестра), рассуждают с детьми о внимании со стороны близких и о заботе по отношению к ним.
Решая задачи развития детской самостоятельности, инициативности, родители поддерживают стремление малышей участвовать в элементарной трудовой деятельности: вместе с мамой испечь пирожки, помочь навести порядок в комнате, сделать полку вместе с папой. Воспитатель подчеркивает, что взрослым очень важно поощрять самостоятельность детей, поддерживать попытки ее проявления, хвалить ребенка за помощь и заботу.