Технология традиционного обучения 1 страница
Учебное занятие (урок) — это форма организации учебной работы в среднем специальном, высшем учебном заведении, при которой преподаватель занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом студентов, по твердому расписанию, используя разнообразные методы для решения дидактических задач, определенных требованиями учебной программы.
Эффективность образовательного процесса в средних специальных учебных заведениях во многом определяется технологией учебного занятия. Не подлежит сомнению, что учебное занятие в профессиональной школе, урок в средней общеобразовательной школе являются основной формой обучения, поскольку именно они позволяют за относительно короткое время решить сразу несколько задач, организуя разнообразную деятельность учащихся.
В традиционной классификации уроков выделимте их типы, которые наиболее часто встречаются в практике среднего специального учебного заведения, реализующего одновременно классно-урочную и лекционно-семинарскую системы обучения:
1) комбинированный урок или смешанный урок;
2) урок ознакомления с новым материалом или урок сообщения, изучения новых знаний;
3) урок выработки и закрепления умений и навыков;
4) обобщающий урок;
5) урок проверки знаний, умений и навыков.
Перечисленные типы уроков проводятся преподавателем по-разному. Например, комбинированный урок относительно самостоятелен, а вот урок изучения новых знаний проводится и как самостоятельная разновидность, и в виде лекции. Урок выработки и закрепления умений и навыков проводится как практическое и лабораторное занятие в виде деловой, ролевой игры, тренингово-го занятия. Обобщающий урок может быть представлен как семинарское занятие, урок-собеседование, интегрированное учебное занятие, урок-соревнование, учебная конференция и т.д. Из примеров видно, что технология их проведения строится с учетом структуры занятия, представляющей собой совокупность его элементов, обеспечивающих целостность и сохранение основных проявлений при различных вариантах. Составные части учебного занятия находятся в тесной взаимосвязи и реализуются в определенной последовательности. Структуру занятия определяют:
- поставленные цели учебного занятия;
- содержание учебной информации, которую предполагает донести до студентов преподаватель;
- специфика познавательной деятельности студентов, которую планирует организовать педагог на учебном занятии;
- роль преподавателя на учебном занятии;
- сочетание трех соподчинительных уровней развивающего обучения — дидактического, логико-психологического, методического, где дидактический — это актуализация, формирование, применение и закрепление знаний, умений и навыков; логико-психологический — выстраивание предметной логики изложения учебной информации с учетом возрастных, индивидуальных особенностей учебной группы, а также мотивации, интереса студентов к процессу обучения в целом, учебной дисциплине конкретно, получению будущей профессии; методический — система методов, средств обучения, позволяющих преподавателю при изложении материала наилучшим образом реализовывать поставленные цели занятия, определенным образом готовить себя к встрече со студенческой аудиторией.
Рассмотрим основные технологические особенности подготовки и проведения обозначенных выше учебных занятий, разделив их весьма условно на учебные занятия традиционного обучения и нетрадиционные учебные занятия.
Прежде всего выделим основные позиции, касающиеся всех разновидностей учебного занятия.
1. Любое учебное занятие начинается с организационного момента: взаимное приветствие преподавателя и студентов, определение степени готовности аудитории к учебному занятию, оглашение темы и цели урока, а также плана изложения темы.
2. Сочетание на каждом этапе проведения учебного занятия времени активного учебного труда и времени отдыха.
3. Проверка качества полученных знаний, изложение новых знаний, их закрепление, систематизация и применение на практике определяются как обязательные компоненты урока, но их компоновка зависит от разновидности учебного занятия.
4. Любое учебное занятие предполагает наличие домашнего задания.
5. Завершается занятие подведением итогов и прощанием преподавателя со студенческой аудиторией.
Начнем рассмотрение технологии проведения учебных занятий с комбинированного урока.
Комбинированный урок — основная форма обучения традиционной классно-урочной системы. Прародитель этого типа урока —
Я. А. Коменский. На всем протяжении периода своего существования комбинированный урок подвергался неоднократным попыткам модернизации, однако до сих пор он остается одним из наиболее распространенных в учебной практике благодаря своей универсальности, позволяющей за относительно короткий срок решить сразу несколько задач.
Современный комбинированный урок применяется в профессиональной школе тогда, когда тема по содержанию небольшая или довольно подробно изложена в учебном пособии. Этот тип урока предполагает жесткую регламентацию времени и жесткую структуру, нарушение которых недопустимо.
В комбинированном уроке три части: контрольный опрос по предыдущей теме, изучение нового материала, закрепление материала. В среднем на опрос отводится 10—12 минут, на изучение нового — 20—25, на закрепление — 5 — 7 минут и еще 2—5 минут — на домашнее задание. Разберем каждый из этапов комбинированного урока.
Прежде всего в комбинированном уроке предусмотрен традиционный организационный этап — приветствие и определение отсутствующих. Он выполняет важную функцию — создает определенный психологический настрой, атмосферу будущего урока. Приветствие преподавателя — своеобразное приглашение к сотрудничеству на уроке, заявка на тот психологический режим, в котором будет протекать совместная деятельность преподавателя и студентов. А определение отсутствующих — показатель готовности преподавателя к безусловно позитивному отношению к своим студентам.
Первый этап — контрольный опрос по теме направлен на проверку домашнего задания по материалам предыдущей темы. Опрос требует тщательной предварительной работы преподавателя по отбору системы заданий. Педагоги предпочитают фронтальные или индивидуальные формы. И это оправдано существующим временным регламентом данного этапа урока.
Фронтальный опрос предполагает работу преподавателя одновременно со всей аудиторией студентов и проводится в виде беседы по вопросам. При отборе вопросов и постановке перед студентами педагог должен учитывать следующее:
- как правило, вопросов должно быть не более пяти, они должны непосредственно относиться к проверяемой теме и раскрывать существенные признаки явлений, причинно-следственные связи, доказательства рассматриваемых явлений;
- формулировка вопроса должна быть однозначной и понятной отвечающему;
- недопустимо предлагать студентам вопросы, требующие множества ответов, т.е. вопросы открытой формы или так называемые «тестовые» вопросы с ответом «да/нет»;
- не следует увлекаться вопросами с точной формулировкой раздела, параграфа, поскольку они заставляют работать механическую память обучаемых;
- вопросы должны носить репродуктивный и познавательный характер: «Кто? Где? Когда? Что? Зачем? Почему? Какой? В чем?..»;
- все предполагаемые вопросы формулируются заблаговременно и выписываются в плане или конспекте урока;
- вопрос задается всем студентам. Ответы даются или по принципу круга, где каждый следующий отвечает на поставленный педагогом вопрос, или по желанию студентов;
- следует соблюдать динамику ответов: не затягивать паузы между ответами студентов, если требуется задать наводящий вопрос, то следует попросить ответить на заданный вопрос другого студента или попросить дополнить отвечающего;
- форма работы со студентами в системе вопросов может быть разной. Например, чтобы уйти от системы, когда один отвечает,... 3 — 4 человека слушают, а остальные занимаются своими делами, преподаватель использует опрос «тройкой». На заданный преподавателем вопрос отвечают три студента одновременно: ответ первого дополняет второй, третий комментирует, остальным предоставляется право оценивания ответа всех троих.
При письменном фронтальном опросе используются мини-контрольные, дидактические тесты, программированные опросы, перфокарты, разнообразные терминологические диктанты и т.д.
Индивидуальный опрос направлен на выявление знаний конкретного студента. Он также может быть письменным и устным. Формы опроса разнообразные: карточки-задания, решение педагогических ситуаций, тестирование, работа с высказываниями, работа у доски, с книгой, разнообразные интеллектуальные задания.
Приведем примеры использования разных вариантов заданий для студентов при этой форме опроса. Задание «Следствие»: отвечающему предлагается конкретный факт, и нужно сказать, что за ним следовало. Задание «Логическая схема»: студентам предлагаются опорные слова изученной темы, нужно показать их взаимосвязь и зависимость. Вариант задания: составить графическую схему изученного материала, заполнить таблицу, вписать недостающие компоненты в опорную схему. Задание «Работа с планом»: возможные варианты: 1) дать другое название пункту плана, не искажая его содержания; 2) составить план по прочитанному параграфу или первоисточнику; 3) составить тезисный, цитатный план и т.д. Задание «Логический рассказ»: студенту предлагается устно ответить на вопрос (назвать, перечислить, рассказать), ответ должен прозвучать в форме рассказа с использованием знаний студента, полученных на предыдущем уроке и приобретенных самостоятельно во время домашней работы. При подготовке
рассказа необходимо составить план, высказать свое отношение к фактам и явлениям, по возможности использовать наглядную иллюстрацию в виде опорной схемы. Интеллектуальные задания: решение кроссвордов, ребусов, головоломок по заданной теме.
Чтобы задействовать в контрольном опросе как можно большее количество студентов, часто преподаватель использует смешанную форму работы, сочетающую в себе индивидуальный и фронтальный опрос. Например, одна группа отвечает у доски, вторая — оценивает ответ в качестве экспертов, третья — предлагает свой вариант ответа, четвертая — задает дополнительные вопросы отвечающим. Еще одна группа составляет аннотацию, которая строится на ответах на следующие вопросы:
- назовите план ответа товарища;
- установите взаимосвязь частных и общих закономерностей в развитии темы (вопроса);
- определите степень прогрессивности явлений, изложенных в ответе по заданному вопросу;
- какова практическая направленность ответа;
- отметьте использование в ответе новых, дополнительных знаний;
- выделите четкость и логическую последовательность изложения мысли при ответе;
- дайте оценку ответу.
Существенную роль при проведении контрольного опроса играет создание психологического комфорта, который обеспечивают:
- ситуация успеха;
- заблаговременное предъявление педагогического требования к ответам студентов;
- демонстрация преподавателем интереса к ответу студента через технику активного слушателя;
- недопустимость вторжения преподавателя в ответ студента, исключение — если ответ студента заведомо неверный;
- выставление оценки за ответ. В качестве стимулирования активности студентов лучше применять самооценку и взаимооценку, но при условии выделения четких критериев;
- объективность отметки при детальном разборе ответа студента («Ваш ответ заслуживает отметки..., поскольку...»). Недопустимо выставление отметки без комментариев педагога, как, впрочем, и применение преподавателем так называемого комплемента «шоковой терапии»: «Вы хороший студент, но ставлю вам двойку»;
- незатянутый контрольный опрос по времени. Это — главное. Следует избегать групповых форм работы, построенных на диалоге.
В конце опроса преподаватель дает заключительные комментарии по качеству ответов всех студентов.
Второй этап — изучение нового материала. Этот этап предназначен для усвоения студентами новых знаний, поэтому перед преподавателем стоит задача создания условий для восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации студентами нового учебного материала. Достигается это благодаря четкому выстраиванию педагогом урока, под которым подразумеваются создание позитивного настроя и мотивации; предъявление студентам целей урока, темы, плана; сообщение новой информации; осмысление студентами нового материала путем выполнения разнообразных учебных заданий как с помощью педагога, так и самостоятельно; анализ и преодоление трудностей; оценка педагога и самооценка студентов.
Сообщение новой информации, ее осмысление студентами — главное в данном этапе урока. Нужно обратить внимание на то, как преподавателю следует организовать объяснение и как в рамках этого объяснения организовать деятельность студентов.
Объяснение — это: 1) словесный метод обучения — пояснение, анализ, доказательство и истолкование различных положений излагаемого материала; 2) совокупность приемов, помогающих установить достоверность суждения относительно неясного нераскрытого явления или имеющих целью дать более ясное представление о том или ином известном явлении.
Во время объяснения преподаватель заботится о том, чтобы студенты усвоили основную идею изучаемого вопроса, метод и средство исследования изучаемого факта, приведшие к данному обобщению, методики воспроизведения изученного материала (с чего и как начать, из чего исходить, к чему переходить, чем и как аргументировать, какие выводы делать). Объяснение проходит с использованием трех способов: рассказа, т.е. в виде описания; собственно объяснения, т. е. как обоснование, рассуждение и логическое доказательство при преподнесении учебной информации; лекции, когда объяснение бывает сложным и объемным.
Существенным моментом объяснения выступает организация учебно-познавательной деятельности студентов на уроке через фронтальную, индивидуальную формы. Фронтальная требует одновременного выполнения общей работы и обсуждения ее результатов и может быть организована в виде проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного изложения, сопровождаться выполнением репродуктивных и творческих заданий.
При индивидуальной форме каждый получает свое задание. Эта форма используется для закрепления, обобщения и повторения пройденного. При групповой форме организации учебной деятельности основной принцип работы студентов — минигруппы, каждая из которых получает свое задание или, выполняя общее задание, находит свой способ его выполнения. Групповая форма ред-
ко применяется в комбинированном уроке, зато широко распространена на семинаре, дискуссии, деловой игре и т.д.
Эффективность объяснения зависит от выполнения преподавателем ряда требований:
- выстраивание логической цепочки изложения информации при соблюдении ряда принципов: 1) простоты, когда педагог продумывает соответствие знаковой (наглядной) и вербальной системы записи материала; 2) сохранения, когда продумываются способы активизации познавательной деятельности студентов на уроке и оценки результата этой деятельности; 3) соответствия, когда акцент в объяснении смещается в сторону практического применения полученных сведений и соответствия новых знаний прежним;
- нужно продумать способы концентрации внимания студентов. Этому способствуют оглашение цели, приведение интересных фактов, разнообразные методы обучения и т.д.;
- поскольку базой нового служит предыдущий материал, его знание нужно воспроизводить в контрольном опросе или путем выстраивания внутрипредметных и межпредметных связей;
- нельзя забывать о последовательности изложения, представленной планом темы;
- не отвлекаться на постороннее, чтобы сохранять логический стержень объяснения;
- следует опираться на прошлый познавательный опыт студентов;
- важно строить объяснение с учетом содержания материала учебника (учебного пособия). Следует избегать двух крайностей. Во-первых, слепого следования учебнику, т. е. его фетишизации, когда новый материал преподавателя полностью копирует учебник или когда педагог заимствует из учебника название тем, которые идентичны названиям параграфов. Во-вторых, нигилистического отрицания учебника. Опора на учебник — важная особенность комбинированного урока;
- чтобы заставить студентов активно думать, объяснение должно сочетаться с использованием разнообразных наглядных средств обучения по двум возможным схемам: объяснение — наглядность или, наоборот, наглядность — объяснение;
- для осознанного восприятия нового материала необходимо поощрять вопросы к преподавателю со стороны студентов;
- важно учитывать, что результативность объяснения находится в прямой зависимости от владения преподавателем педагогической техникой и технологией речевого информативного воздействия, которые помогают ему сориентироваться в том, что сказать, как сказать, кому сказать;
- заключительным звеном в объяснении должно быть обобщение, которое может делать как педагог, так и сами студенты. Обобщение переходит в следующий этап комбинированного урока — закрепление материала.
Закрепление материала — третий основной этап комбинированного урока. Его задача — получение информации о степени усвоения материала урока для использования полученных знаний в учебной или производственной практике. Этот этап урока строится на работе непроизвольной памяти студентов и апеллирует к активному мышлению обучаемых. В первую очередь закреплению подлежит система опорных понятий, методика изученного педагогического явления, методика предстоящего ответа при очередной проверке знаний. Традиционно преподаватель использует репродуктивно-воспроизводящие методы в виде вопросов или решения педагогических ситуаций.
Закрепление можно проводить способом воспроизведения. Его суть выражается в следующем. После изложения отдельного вопроса пункта плана или всего материала преподаватель просит закрыть конспекты, вспомнить только что пройденный материал и максимально быстро ответить на возможно большее количество вопросов. Например: «Что было непонятно?», «Что требует уточнения?», «О чем желательно получить дополнительную информацию?». Эти вопросы студенты получают заранее на листах. Из приведенных вопросов преподаватель выбирает только один. На размышление отводится некоторое время, по истечении которого каждый студент должен назвать по памяти самое главное из записанного или уточнить мысль отвечающего.
Вариант вышеописанного способа — прием «запомни и напиши». По окончании занятия преподаватель предлагает студентам за пять минут записать все слова, которые относятся к теме.
Последний этап комбинированного урока — домашнее задание, направленное на закрепление знаний, умений и навыков, полученных на учебном занятии; на расширение и углубление учебного материала; на формирование навыков самостоятельной работы; на развитие самостоятельности мышления путем заданий, выходящих за рамки программного материала; на выполнение индивидуальных опытов, наблюдений, подготовку наглядных пособий. Домашняя работа относится к разряду самостоятельной деятельности студентов при опосредованном руководстве со стороны преподавателя.
Эффективность этого вида деятельности студентов определяют:
- качество проведенного учебного занятия, которое в свою очередь определяется качеством усвоения студентами знаний на учебном занятии. Чем активнее студент на уроке, тем успешней он справляется с домашним заданием;
- интересная форма выполнения задания;
- разносторонность контроля и оценки домашней работы;
- способы руководства этим видом деятельности со стороны педагога.
При планировании домашнего задания преподавателю следует учесть:
- домашнее задание есть продолжение урока, поэтому студентам нужно в понятной форме увязать домашнее задание с содержанием материала урока;
- систему индивидуальных и дифференцированных учебных заданий;
- посильность заданий, предлагаемых для выполнения всем студентам;
- творческий характер отдельных заданий, направленных на стимулирование интереса студентов к обучению, к профессии, к самореализации;
- временной регламент инструктажа по выполнению, который укладывается в границы 3 — 5 минут;
- инструктаж по выполнению дается или в начале урока — после оглашения плана, или в конце — после закрепления материала; если заданий несколько и они объемны по содержанию — то после изучения каждого пункта плана;
- форму проверки домашнего задания. Как правило, проверке отводится первая часть комбинированного урока во время контрольного опроса по теме. Иногда ее можно провести в конце занятия;
- момент перегрузки студентов домашним заданием. Педагогу следует помнить, что кроме его предмета студент в среднем готовится еще по трем-четырем другим. Преподавателю необходимо тщательно отбирать виды домашнего задания и продумывать целесообразность их выполнения к данному уроку.
При предъявлении студентам домашнего задания преподаватель:
- добивается полного внимания со стороны студентов;
- дает подробный инструктаж выполнения учебных заданий;
- оглашает критерии оценок за выполнение разных видов заданий;
- напоминает об алгоритме подготовки домашней работы: вначале выполняются наиболее трудные задания, затем чередуются письменные и устные, а после каждого часа работы нужен краткий перерыв. Во время перерыва можно проводить релаксационные упражнения, гимнастику для глаз, различные физминутки или переключаться на другой кратковременный вид деятельности. Если есть возможность, то домашняя работа выполняется в тот же день, когда она была задана, по свежему впечатлению, чтобы было легче ее выполнить.
Домашняя работа осуществляется через систему учебных заданий, при отборе которых преподаватель должен учитывать уровни обучения, реализацию которых будет осуществлять то или иное задание. В идеальном варианте домашняя работа предполагает комплекс заданий репродуктивного, самостоятельного и творческого характера.
Кроме того, задания для домашней работы условно разделяются на задания, подготавливающие студентов к восприятию нового материала, задания на применение известной информации на практике и задания на воспроизведение и закрепление изученного материала учебного занятия.
В качестве традиционных заданий выступает работа с учебником (учебным пособием).
На репродуктивном уровне даются задания по изучению конкретной темы без относительной дифференциации заданий. На уровне самостоятельного поиска и способности сочетать при выполнении задания заданный алгоритм и самостоятельность находятся работа с терминами и понятиями или составление плана, а также выполнение разнообразных упражнений. Творческий характер имеют задания на выявление в тексте проблем для будущей дискуссии на семинаре или работа с высказываниями.
Разновидностью учебных заданий выступают следующие пять типов вопросов-заданий к учебному тексту:
1) для воспроизведения знаний с целью активизации деятельности студентов во время формирования определений, понятий и логических умений. Например, «Дайте определение, выделите понятие, раскройте суть...» и вопросы на репродукцию «Кто? Где? Когда? В чем смысл? Каково содержание?...»;
2) способствующие обогащению известных понятий новыми признаками, углубляющие представления об уже известном явлении. Например, «Охарактеризуйте (педагогическое явление) и выделите...», «Какие условия, средства, формы...», «Перечислите и назовите главное, существенное, наиболее важное...»;
3) для выявления причинно-следственных связей. Сюда относят все вопросы на альтернативу, которая формулируется по схеме «Если..., то...», а также задания на составление графической модели процесса, явления;
4) для показа перспективы в развитии явления. Здесь формулировка осуществляется через систему познавательных вопросов: «Зачем, почему, в чем?»;
5) для обобщения, сравнения, оценки однородных явлений, определения их значения: «Выскажите свое мнение, обоснуйте позицию (свою, автора учебного пособия, авторитетного дидак-та...», «Сравните теории, концепции, взгляды и найдите точки их соприкосновеция...», «Каково значение, какова роль... (педагогического явления, личности и т.д.)».
Работа студентов с иллюстрациями — также одна из разновидностей учебных домашних задания. При определении сути задания преподавателю следует:
- ответить на вопросы: «Как связана предлагаемая иллюстрация с учебным текстом учебника, учебного пособия или лекции? Что она дает для его усвоения?»;
- определить в инструкции для студентов целевое назначение иллюстрации: расширить знания, облегчить усвоение текста через зрительный образ, сосредоточить внимание на целостной концентрации знаний, изложенных рассосредоточено по тексту учебника;
-дать студентам возможный алгоритм анализа иллюстрации — в виде памяток, вопросников.
Перечисленные ниже задания предлагаются к выполнению как отдельно каждое, так и в группировке по 2—3—4 или все вместе.
Задания к иллюстрациям.
1. Определите, какую информацию можно получить об изучаемом явлении по данной иллюстрации: «Что можно сказать, узнать о явлении...».
2. Определите характер объекта, явления, процесса, изображенного на иллюстрации: «Что можно сказать о...», «О чем свидетельствует...?».
3. Выявите те элементы иллюстрации, в которых нашли отражение те или иные признаки явления: «Что в иллюстрации свидетельствует о...», «Какой вывод относительно (предмета, явления) можно сделать по данной иллюстрации?».
4. Определите назначение тех или иных элементов иллюстрации, которые, по мнению преподавателя, дают характеристику изучаемого явления: «Зачем здесь... (называется элемент иллюстрации)».
5. Объясните причины, обусловившие появление изображенных на иллюстрации предмета, явления, условий: «Чем объясняется появление... (предмета)», «Что нужно, чтобы возникло, появилось... (явление)?».
6. Выскажете предположение относительно появления рассматриваемого предмета, явления на иллюстрации: «Как могли оказаться здесь...?».
7. Определите отношение студента к изображенному на иллюстрации объекту: «Какое впечатление производит...?», «Как вы относитесь...?».
Нередко студенты домашнее задание не выполняют. Причины разные: от неправильного отношения к учению и трудностей с усвоением учебного материала до неправильно сформированных навыков учебной работы и отсутствия познавательных интересов. Чтобы исправить допущенные недостатки, студентов учат навыкам умственного труда. В качестве упражнения им можно предложить такой алгоритм выполнения домашнего задания:
- выделить в учебной информации ключевые слова и идеи;
- составить на их основе грубый (примерный) план работы;
- методом мозговой атаки найти подходы к решению предложенного задания;
- записать появившиеся варианты;
- посмотреть на полученную запись как бы со стороны и написать заметки;
- соединить по-новому все замечания в новый план;
- по отредактированному плану сделать окончательный вариант работы.
Для будущих профессионалов весьма полезными оказываются задания-наблюдения, которые студенты выполняют в двух вариантах: 1) на педагогической практике — наблюдение за работой педагогов и деятельностью детей и 2) в повседневной жизни — наблюдение за своими проявлениями, развитием психических качеств, отношениями.
Подобные наблюдения позволяют сформировать, скорректировать, рефлексировать студентам личностно-профессиональные качества.
В каждом конкретном случае вопросы для наблюдения группируются в соответствии с темой, но существует система установочных вопросов.
^ За кем и зачем вы будете наблюдать?
-^ Для чего вы собираетесь вести наблюдение?
-^ Как вы будете вести наблюдение?
-/ В какой роли вы будете выступать как наблюдатель?
^ Какие средства нужно при этом использовать?
^ Как часто вы будете вести наблюдение и на протяжении какого времени?
^ В какой форме будет осуществляться фиксация результатов?
^ Какой педагогический вывод следует из проведенного наблюдения?
Разработка разнообразных сценариев, конспектов, составление ребусов, кроссвордов, методических рекомендаций, папок-передвижек — вид творческих заданий, не только вызывающих интерес к будущей профессии, но и дающих студентам возможность самореализоваться.
Особый вид домашней работы — так называемые «опережающие задания». Они связаны с темой будущего урока и нацелены на погружение студентов в предстоящую тему. Такие задания носят дифференцированный характер и предлагаются студентам или «на выбор», или с учетом их интеллектуальных возможностей и интереса к учебной дисциплине.
Завершается занятие подведением итогов. Главная функция этого этапа занятия — справедливая, объективная оценка результата труда каждого студента и всего коллектива по тем видам контроля, которые составляли основу контрольного опроса по теме и результатов домашнего задания.
Урок ознакомления с новым материалом, или урок сообщения, изучения новых знаний (коротко: урок изучения нового материала)