Программы индивидуальной медицинской и психосоциальной реабилитации .
? Рекомендации по реабилитации в ИПР ребенка-инвалида при заболеваниях органов зрения
Медицинская реабилитация.Восстановительная терапия (с первого года жизни до окончания роста ребенка):медикаментозная терапия, массаж общий; лечебная физкультура, логопедическая помощь при необходимости. Реконструктивная хирургия: при необходимости имплантация искусственного хрусталика, с учетом возраста ребенка и размеров его глазного яблока. Санаторно-курортное лечение показано детям как этап восстановительного лечения. Протезирование: протезирование глазного яблока индивидуальными глазными протезами, не реже одного раза в год, в связи с ростом и формированием костей черепа (глазницы). Динамическое наблюдение врача офтальмолога детской поликлиники 1раз в 6 мес. до окончания роста; офтальмохирурга - по мере необходимости.
Психолого-педагогическая реабилитация: получение дошкольного воспитания и обучения в дошкольном учреждении специализированного назначения (для детей с ослабленным зрением). Получение общего образования в общеобразовательной школе общего назначения с использованием обычной программы по очной форме, режим занятий соответствует классу обучения, объем изучаемого материала может снижаться за счет исключения заданий для выполнения, которых требуется значительное зрительное напряжение. Для детей с ослабленным зрением, в общеобразовательных школах, организованы классы охраны зрения с индивидуальным подходом к обучению или на дому, слабовидящие и слепые дети обучаются в специализированных коррекционных школах (III-IV типа), по специально адаптированной к их зрительному дефекту программе, дети-инвалиды по зрению с задержкой психомоторного и речевого развития обучаются в специализированных коррекционных школах; проведение психолого-педагогической коррекции: формирование образовательных и социально-бытовых навыков (письмо, чтение, использование клавиатуры, использование столовых приборов, навыков самообслуживания, проведения досуга и др. по возможности самостоятельно с помощью технических средств реабилитации), обучают навыкам взаимоотношений в детском коллективе, в семье; подбор профессий при профессиональной ориентации, проводится с учетом доступных по состоянию здоровья: слабовидящим детям с исключением чрезмерной нагрузки на орган зрения; незрячим - с ориентацией на тактильную чувствительность.
Социальная реабилитация:социально-средовая реабилитация: обучение пользования приборами, компьютером и др. с применением технических средств реабилитации; социально-бытовая адаптация: обучение социально-бытовым навыкам с использованием ТСР; обустройство жилья в соответствии с имеющимися ограничениями жизнедеятельности (установка звуковых индикаторов и др.); социально-педагогическая реабилитация методами туфлопедагогики; физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт (близорукость высокой степени с изменениями на глазном дне является противопоказанием для адаптивной физической культуры); другие мероприятия, ориентированные на индивидуальную потребность ребенка.
Технические средства реабилитации:тифлотехнические средства реабилитации для слепых и слабовидящих: трость тактильная (белого цвета), специальные устройства для чтения "говорящей книги", для оптической коррекции слабовидения, приборы для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, медицинские термометры и тонометры с речевым выходом; собаки-проводники с комплектом снаряжения; тифлосредства по ГОСТу Р 52079-2006 (не входящие в перечень государственных гарантий)
? Рекомендации по реабилитации в ИПР ребенка-инвалида при заболеваниях органа слуха
Медицинская реабилитация: восстановительная терапия: фармакотерапия, включая сосудорасширяющие и рассасывающие средства, витамины, курсы восстановительной терапии речи (слухоречевой реабилитации) в условиях речевого отделения стационара. Реконструктивная хирургия: по показаниям. Протезирование: слухопротезирование, основным критерием оценки потребности в которой является возможность восприятия разговорной речи; одним из наиболее эффективных методов является слухоэндопротезирование (кохлеарная имплантация). Санаторно-курортное лечение показано как этап восстановительного лечения. Динамическое наблюдение лор-врача, сурдолога, невролога, педиатра.
Психолого-педагогическая реабилитация:
– рекомендуется обучение и получение образования в соответствии со степенью ограничения в обучении с созданием специальных условий для получения образования, применением специальных вспомогательных технических средств (слуховых аппаратов, кохлеарных имплантов), поддержкой тьютеров и др. (при 1 степени) и созданием специальных условий для получения образования только по адаптированным образовательным программам и адаптированным (основным) образовательным программам с применением специальных вспомогательных технических средств и др.
– при проведении профориентационной работы и подборе профессий для профессионального обучения и дальнейшего трудоустройства учитывают противопоказанные и доступные условия и факторы труда;
– при необходимости рекомендуется проведение психолого-педагогической коррекции.