Творческие способности как предмет исследования
Одной из актуальных задач педагогической психологии является выявление условий успешного овладения каждым подрастающим поколением необходимым социальным опытом, накопленным предшествующими поколениями. Среди таких условий, несомненно, может быть названо развитие индивидуальных способностей личности. Поэтому решение вышеназванной задачи невозможно без детального и глубокого психологического анализа проблемы способностей.
Понятие способностей является одним из неоднозначных, дискуссионных в психологии.
Зачастую к способностям необоснованно относят любые процессы, состояния и функции нашей психики. Так, до сих пор иногда говорят о способности человека к мышлению, к восприятию, к запоминанию, о способности испытывать эмоции и т.д.
До рубежа XIX и XX веков в психологии и педагогике было распространено мнение, что способности – это высокий уровень владения знаниями, умениями и навыками, обеспечивающий человеку определенный уровень успешности выполнения различных видов деятельности. Такое понимание способностей отчасти является употребляемым и в настоящее время. Действительно, высокий уровень сформированности перечисленных характеристик во многом обеспечивает успешность деятельности. Но при таком понимании способностей нельзя объяснить, почему у разных людей в одной и той же деятельности знания, умения и навыки вырабатываются с разной скоростью и с разной успешностью. Еще в 40-х годах XX века один из классиков отечественной психологической науки С.Л. Рубинштейн [18, с.96] указывал на «злоупотребление» понятием «способности» в психологии, вследствие чего данное понятие было дискредитировано. И по сей день чрезмерно широкое употребление данного термина в психологии, педагогике ведет к размыванию глубинного смысла, сущности понятия «способности».
Анализируя литературу, можно найти различные определения способностей, которые могут быть разделены на два основных общих направления.
Так называемый функционально-генетический подход к определению способностей был провозглашен Л.С. Выготским и рассмотрен также в работах В.Д. Шадрикова, B.Н. Дружинина, Я.А. Пономарева и др. Согласно этому подходу, способности определяются как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие определённую меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических функций [6, с.7]. В данном определении способности выступают как общие сущностные качества психических функций, в отличие от определений другого похода, при котором способности разделяются по видам деятельности.
Этот второй подход, личностно-деятельностный, восходит к работам C.Л. Рубинштейна. С.Л. Рубинштейн определяет способность как сложное синтетическое образование, включающее в себя особенности, без которых человек не был бы способен к какой-либо деятельности, и свойства, которые способны вырабатываться только в процессе определенным образом организованной деятельности. Причем это могут быть конкретные виды деятельности или любые ее обобщенные проявления [18, с.112]. Например, Н.С. Лейтес относит способности к психическим свойствам личности, являющимся условием успешного выполнения определенных видов деятельности. А универсальный характер способностей, по мнению А.В. Ярмоленко, подчеркивает Г.С. Костюк, который считает способностями стойкие особенности человека, проявляющиеся в любом его виде деятельности и являющиеся необходимым условием его успеха [6, с.9] Таким образом, способности в контексте рассмотренного выше подхода выступают в качестве индивидуально-психологических свойств, необходимых для успешного выполнения деятельности (одного или нескольких ее видов). Именно этот подход и закрепился как наиболее общеупотребительный в отечественной психологии.
Если выделить суть понятия «способности», раскрытую в разнообразных их определениях, встречающихся в литературе (С.Л. Рубинштейн, Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов, В.Г. Крысько и др.), то можно дать понятию «способности» обобщенное определение: способности – это синтез свойств личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокий уровень достижений в ней, успешность, легкость и быстроту выполнения деятельности. Данная точка зрения была и остается наиболее точным и общепринятым пониманием термина «способности» в отечественной психологии на сегодняшний день.
Выделенное выше содержание понятия «способности» восходит к точке зрения С.Л. Рубинштейна. Именно он говорил о том, что «всякая способность является способностью к чему-нибудь, к какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Способность должна включать в себя различные психические свойства и данные, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые от нее исходят» [18, с. 111].
В настоящее время наибольшую актуальность приобретает развитие творческих способностей. Разделение способностей на творческие и репродуктивные осуществляется в зависимости от степени и характера новизны продукта, получаемого в разнообразных видах деятельности, реализующих и формирующих разные способности. Кроме того, известно, что понятие «способность» определяет успешность, легкость и быстроту выполнения деятельности, как при наличии полной информации, так и в условиях ее дефицита. Это также может служить возможным основанием для разделения способностей на репродуктивные и творческие.
Репродуктивные способности отличаются тем, что определяют успешность воспроизведения человеком опыта, уже накопленного человечеством. Они реализуются в условиях полной информации и выражаются в успешности овладения человеком знаниями, умениями и навыками, в успешности формирования качеств личности. При этом получаемый человеком опыт, хотя и обладает для него субъективной новизной, но не имеет объективно нового характера, это – всего лишь репродуктивное усвоение опыта предшествующих поколений.
Согласно словарю-справочнику по проблемам творчества, «творческие способности – это синтез свойств и особенностей личности, ее уровневая характеристика, предполагающая наличие определенного свойства, обеспечивающего новизну и оригинальность продукта совершаемой деятельности, уровень ее результативности» [1, с. 54]. Тем самым творческие способности обеспечивают успешность в творческих видах деятельности, то есть в таких, в которых создаются новые предметы материальной и духовной культуры, осуществляются новые идеи, открытия, изобретения. Как правило, эти способности проявляются в условиях недостатка, дефицита информации.
Особая значимость творческих способностей для педагогической проблематики сегодняшнего дня обусловлена спецификой современного социального опыта, который должны усвоить последующие поколения, обусловлена динамичным и нестабильным характером этого опыта.
Во-первых, в настоящее время резко возрастает информационный поток, а объем его таков, что овладеть им полностью принципиально невозможно. Творческие способности позволяют успешно осуществлять деятельность и в условиях дефицита информации. Во-вторых, в условиях все ускоряющегося процесса развития различных сторон общества большее, чем прежде, значение приобретает способность видеть и находить правильные решения постоянно возникающих новых проблем. В-третьих, появление все новых и новых профессий, существенные изменения требований к уже имеющимся профессиям предполагают определенную мобильность личности, что также требует развития творческих способностей.
Изменчивый характер социального опыта требует от современного человека развития не просто творческих способностей, а творческих способностей общего характера. Разделение творческих способностей на специальные и общие определяется диапазоном видов деятельности, в которых они реализуются.
Специальные творческие способности связаны с конкретными видами творческой деятельности и обеспечивают успех в определенных областях творчества.
Можно выделить музыкальные, артистические, хореографические, литературные способности, а также способности к изобразительной, технической, научной, управленческой, педагогической деятельности и др. В каждом случае специальные способности опираются на определенные специфические задатки и требуют развития своеобразного набора прижизненно формируемых личностных свойств, развивающихся именно в данном виде деятельности. Наиболее ярко специальные творческие способности проявляются в склонностях человека, то есть в предпочтении именно тех видов творческой деятельности, к которым имеются задатки, в получении удовольствия от выполнения именно этой деятельности, в наиболее полной самореализации личности в ней.
Общие творческие способности, в отличие от специальных, реализуются в широком диапазоне видов деятельности и обеспечивают успешность в самых разнообразных областях творчества. Эти способности обеспечивают готовность личности к успешной деятельности независимо от конкретного ее содержания. Данный вид творческих способностей не просто дает человеку возможность адекватно отражать окружающий мир в его существенных связях и отношениях, но и позволяет выбрать творческие способы взаимодействия с окружающей действительностью как привычные и устойчивые [1, с.94-96]. Именно за счет этих качеств и достигается успех в самых разнообразных видах творческой деятельности (как говорится, талантливый человек талантлив во всем). Итак, можно сказать, что творчество как способность – это уровневая характеристика личности, которая предполагает наличие определенного свойства, обеспечивающего новизну и оригинальность, легкость и быстроту выполнения различных видов деятельности.