Программа данного кружка направлена на приобщение детей к истокам бурятской народной культуры
Полнота содержания - программа содержит все сведения, необходимые для достижения запланированных целей.
Инвариативность содержания – программа применима для разных групп школьников, что достигается обобщенностью включенных в нее знаний; их отбором в соответствии с задачами предпрофильного обучения.
Практическая направленность содержания – содержание обеспечивает гражданскую компетентность и зрелость в плане выбора профиля обучения, а также способствует развитию чувства патриотизма, гордости, уважения к творчеству бурятского народа. Системность содержанияобеспечивается логикой развертывания учебного материала.
Программа рассчитана для проведения кружковой работы в школе. Рассчитана на детей среднего школьного возраста. Программа реализуется полностью за 3 года, 1 час в неделю
Цель программы:
Воспитание ребенка в традициях национальной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.
Задачи программы:
· создание в рамках дошкольного образовательного учреждения творческой обстановки, художественной среды, позволяющей максимально привлекать детей всех возрастных групп к разным видам художественно-творческой деятельности и искусству (музыке, изобразительному искусству, театру, поэзии, хореографии);
· создания в Центре развития ребенка творческой среды общения по поводу искусства и через искусство благодаря внедрению в практику интегрированных развивающих форм организации занятий, построенных на принципах формирования творческих групп педагогов и сотрудников ДОУ по решению конкретных тем и направлений работы.
· формирование умственных, волевых и нравственных качеств воспитанников;
· развитие воображения, фантазии, желания выразить себя в каком-либо виде творческой деятельности.
Задачи:
1. Формирование у детей миропонимания, используя средства и опыт народной педагогики.
2. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
3. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры бурятского народа.
4. Углубить знания по художественным особенностям произведений устного народного творчества;
5. Научить бережному отношению к искусству слова, бурятскому слову, бурятской речи.
6. Сформировать представление о народных мастерах слова, сказителях- певцах (улигершинах): П.Петров, П.Тушемилов, П.Дмитриев, Р.Эрдынеев, Б.Барнаков, А. Тороев и др.
7. Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.
8. Развитие музыкального слуха, чувства ритма.
9. Способствование развитию творческой деятельности по освоению элементов музыкальной культуры.
10.Интегрированный подход к процессу освоения искусства на разных возрастных ступенях образования.
Условиями реализации обозначенной цели является:
1.· комплексное освоение искусства,
2.· развитие сенсорно-чувственной сферы детей через многообразное включение их в процесс творчества;
3. перенос акцента на активное творчество;
4.развитие желания проявлять себя в каком-либо виде творчества,
5.формирование представлений об особенностях родного края, традициях и обычаях народа, характер народного жилища, утвари и одежде русского народа;
6. развитие художественного восприятия детей;
7. передача настроения в искусстве через краски, форму, слова, танец, действия, музыку, звуки,
Вся работа направлена на создание разумной практической модели взаимодействия базового и художественного дополнительного образования детей, соединения обучения и воспитания с практикой сотрудничества с учреждениями декоративно-прикладного искусства при активной поддержке родителей.
Программа включает следующие основные направления учебной деятельности:
· Истории
· Краеведения
· Музыки
· Изобразительного искусства
· Трудового обучения
Формы проведения занятий:
1. Интегрированный урок
2. Инсценированное представление
3. Экскурсия
4. Комбинированный урок
5. Краеведческая викторина
6. Посещение культурных мероприятий
7. Просмотр видеоуроков, обсуждение, анализ
Механизм реализации программы:
1. Организация экскурсий в отдел краеведческого музея в Центр детского и юношеского туризма и экскурсий.
2. Посещение концертов фольклорных коллективов.
3. Сбор материала.
4. Проведение тематических недель и праздников народного календаря.
Прогнозируемые результаты:
Программа предусматривает проведение итоговых занятий, которые представляют собой инсценированные представления, участие в различных культурных мероприятиях, праздниках, конкурсах, научно-практических конференциях.
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота своей Родины.
Программа направлена на выработку у обучающихся следующих умений:
· уметь различать по художественным особенностям (композиции, средствам выразительности и т.п.) принадлежность
· произведения к тому или иному жанру;
· уметь составлять самостоятельно произведения разных фольклорных жанров;
· уметь самостоятельно записывать и составлять картотеку произведений разных фольклорных жанров.
Формы подведения итогов реализации программы:
1. Участие в выставках народного декоративно-прикладного искусства
2. Организация праздников.
3. Участие в районных краеведческих конференциях
4. Участие в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”
5. Участие в Всероссийском молодежном форуме по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности “ЮНЭКО”
Содержание программы “ Сансар ”
Четверть
№ | Основное содержание материала | Творческое задание |
1-4 | История Бурятии Предания об истории заселения и освоения края | |
5-6 | Бурятские роды и племена в древности | |
Религия. Шаманизм. Буддизм. | ||
8-9 | Иволгинский дацан. | Хамбо-ламы дацана. Д-Д Итэгэлов. Эрын гурбан наадан. –исследовательская работа |
Образование Республики Бурятия | Выучить гимн Бурятии | |
11- | Улан-Удэ- столица Бурятии. | Изображение бурятской символики с помощью разнообразных видов прикладного искусства |
14- | Символы Бурятии | |
16- | Танцы и игры бурят. Ёхор | Разучивание народных игр. Разучивание ехора, участие в школьной, районной конференции. |
19- | Байкал | Подготовка теста по теме «Байкал» |
Четверть
№ | Основное содержание материала | Творческое задание |
1-4 | Байкал – мировое наследие | Подобрать фольклор о Байкале, викторина, использование мультимедиа |
5-7 | Символика в традиционной культуре бурят Символика чисел | Подтвердить на примере популярные числа и числовые композиции |
8-10 | Символика цвета | Знание значений цвета-викторина |
11-13 | Символика орнаментов | Значение народного орнамента-тест |
14-16 | Материальная культура бурят Дерево в культуре бурят | |
17-18 | Пища как часть культуры народа | Составление меню из бурятской кухни |
19-24 | Устное народное творчество | Инсценировка бурятской народной сказки |
Четверть
№ | Основное содержание материала | Творческое задание |
1-8 | Сагаалган | Театрализованное представление Разучить игры |
9-10 | Материальная культура бурятского народа(загадки, игры, легенды) | Подготовка к интеллектуально-познавательной игре «Предания старины глубокой» |
11-17 | Бурятский костюм | Изготовление моделей одежды из разных материалов, использование мультимедиа |
18-24 | Бурятское жилище | Конструирование юрты, мебели. |
25-30 | Рисунки украшений |
Четверть
№ | Основное содержание материала | Творческое задание |
1-6 | Духовная культура бурят Лошадь в традиционной культуре бурят | |
7-10 | Сурхарбан | Приготовить сообщения о национальных видах спорта |
11-12 | Истоки традиции. Культ предков, родителей и старших. Формирование и воспитание личности в семье | Составление родословную своей семьи, рода |
13-16 | Традиционный фольклор бурят вобрал многие компоненты: миф, героический эпос (үльгэр), легенду (домог), предание (түүхэ), сказку (онтохон), песню (дуун), колыбельную песню (үлгын дуун), пословицу ( оньһон үгэ), поговорку (хошоо үгэ), загадку ( таабари), детскую считалку (үхибүүдэй тоололго), скороговорку ( түргэн хэлэлгэ гү ,али жороо үгэ). | Сопоставительный анализ текстов. |
17-18 | Сказители- певцы (улигершины) П.Петров, П.Тушемилов, П. Дмитриев,П.Степанов,С.Шанаршеев,А.Бадакшинов,А.О.Васильев, Б.Барнаков, А. Тороев и др. Хранители заповедных знаний по истории, этнографии, верованиям, культуре были подлинными творцами художественных ценностей в традиционной культур | Задание. Подготовка докладов-исследований. Туурээлгэ. |
19-21 | Сказки, предания. (Онтохонууд, домогууд) Определение сказки.. Характер связи с действительностью в сказке. Собирание и изучение сказок. | Разучить благопожелания. Инсценирование сказок. |
22-23 | Бурятские народные игры детей . ( Буряад арадай үхибүүдэй наадан) | Выучить считалки, правила игр. |
Викторина по пройденным материалам |
Ожидаемые результаты.
- Создание сборника «Нютагаймнай ульгэр туурээгшэд»
- Создание картотеки носителей произведений устного народного творчества для школьного музея.
- Выпуск презентаций, видеофильмов в программе Microsoft Office PawerPoint 2003.ink
- Пополнение «Копилки рефератов и исследовательских работ обучающихся по факультативу».
- Постановка и показ сказки «Ноен ба угытэй хубуухэн».
- Участие в научно- практических конференциях школьников с экспедиционными, исследовательскими материалами по данному факультативу.
- Участие в различных конкурсах (Краеведение, этнография, этнопедагогика, фольклор и т.д)
Список литературы
12. Алагуева В.П. “Золотая книга о бурятах” - У-Удэ: Респ. типография, 2006
13. Бабуева В.Д. “Материальная и духовная культура бурят” учебное пособие.- Улан-Удэ, 2004
14. Батоева Д.Б., Галданова Г.Р. и др. “Обряды в традиционной культуре бурят”- М.: Вост. Лит., 2002
15. Баирова Л.К. “Истоки и тайны бурятских улигеров” в 2 частях – Улан-Удэ: Изд. БГУ, 2006
16. Галшиев Э-Х. “Зеркало мудрости”-Улан-Удэ: Бур. книжное изд-во, 2006
17. Герасимова К.М., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. “Традиционная культура бурят”- Улан-Удэ, 2000
18. Дашиева Л.Д. “Традиционная музыкальная культура бурят” Метод. пособие – Улан-Удэ: Респ. типография, 2005
19. Дугаров Б. и др. “ Бурятские народные сказки”. Сборник- М:, Современник 1990
20. Детский ежемесячный иллюстрированный журнал “Одон. Star.Звезда”- Улан-Удэ: Респ. типография
21. Календарные обычаи и обряды у народов Восточной Азии. Новый год.- М., 1985
22. “Костюмы народов Бурятии” Справочно-библиографический СD. Сост: Базарова Д.В. и др.: национ. Библиотека РБ, Улан-Удэ, 2006
23. Могоева Д.Д. “Амар сайн, ухибууд!”-Улан-Удэ: изд. Бэлиг-2002
24. Муханов И.Л. “Дождь из цветов” Бурятские буддийские притчи. Центр русско-азиатских исследований “Агирти”, 2005
25. Энциклопедия Байкала “Байкал. Флора и фауна” СD- Иркутск: Восьмое небо – 2005