Диагностика личностных результатов
ПРОГРАММА ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ 3AПИСКА
Данная диагностическая программа предназначена для проведения стартовой диагностики предпосылок формирования универсальных учебных действий обучающихся первого класса.
При разработке предлагаемой программы были взяты во внимание показатели сформированности универсальных учебных действий (скорее их предпосылок) при переходе от дошкольного к начальному общему образованию. Тем самым было учтено положение, сформулированное Д.Б. Элькониным о том, что «Для диагностики психического развития в переходные периоды (от дошкольного к школьному возрасту) в схему нужно включать данные как по новообразованию дошкольного возраста, так и по начальным формам деятельности следующего периода, а также о проявлении и уровне развития симптомов, характеризующих наступление переходного периода» (с. 303, 1989).
На ступени предшкольного образования личностный компонент универсальных учебных действийсамоопределения, смыслообразования и нравственно-этического оценивания определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью сформированности внутренней позиции школьника.
Критерии (показатели) сформированности внутренней позиции школьника:
1. положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;
2. проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется, во-первых, в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; во-вторых, в наличии адекватного содержательного представления о подготовке к школе;
3. предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе; предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, 1988).
Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий:
− умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
− умение сохранять заданную цель;
− умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
− умение контролировать свою деятельность по результату;
− умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
На ступени предшкольного образования должны быть сформированы следующие познавательные логические действия:
- умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению;
- операция установления взаимно-однозначного соответствия;
- умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов;
- умение устанавливать аналогии на предметном материале;
- операция классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале;
- переход от эгоцентризма как особой умственной позиции (абсолютизации собственной познавательной перспективы) к децентрации (координации нескольких точек зрения на объект).
На ступени предшкольного образования должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:
- кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов);
- декодирование/ считывание информации;
- умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношений между предметами или их частями для решения задач.
Задача формирования УУД предполагает, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения. В состав базовых (т.е. абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе) предпосылок входят следующие компоненты:
• потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
• владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
• приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;
• ориентация на партнера по общению,
• умение слушать собеседника.
Система оценивания в образовательном учреждении должна быть организована так, чтобы с ее помощью можно было:
· давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения;
· отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в достижении планируемых результатов освоения программ начального образования;
· обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей;
· отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.
Цель и задачи стартовой диагностики:
· выявить уровень готовности первоклассников к школьному обучению и индивидуальные особенности их деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения;
· по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации;
· выработать стратегию и тактику обучения будущего первоклассника с учетом его индивидуальных возможностей, обеспечить решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся;
· обеспечить оценку динамики развития универсальных учебных достижений обучающихся;
· обеспечить сравнительную оценку эффективности образовательного процесса в ОУ;
· обеспечить разработку программ коррекционной работы.
Осуществление диагностики должно проходить с соблюдением основных принципов диагностики:
− принципа специальной подготовки и аттестации лиц, использующих психодиагностические методики, дополненный принципом личной ответственности;
− принципа ограниченного распространения психодиагностических методик (принцип «профессиональной тайны»). Исключения существуют для методов экспертной оценки, тестов достижений, которые могут использоваться педагогами;
− принципа обеспечения суверенных прав личности;
− принципа объективности;
− принципа конфиденциальности;
− принципа психопрофилактического изложения результатов;
− принципа практической целесообразности.
Методики программы проводятся индивидуально и в групповом варианте.
В таблице, помещенной ниже, представлены основные параметры метапредметных и личностных результатов, а также используемые в программе методики для их оценки.
Диагностика личностных результатов