Но на свете почему-то торжествует доброта(музыка в мультфильмах) (1 час)
Музыка, написанная специально для мультфильмов. Любимые мультфильмы. Слушаем А. Шнитке Рондо из «Concertogrosso»; Б. Савельев «Неприятность эту мы переживём».Пение песни В. Шаинского «Голубой вагон». Итоговый тест.
Требования к уровню подготовки учащихся:
-в наличии интереса к предмету «Музыка»;
-в умении определятьхарактер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений;
-во владении некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов (быстро, медленно), динамики (громко, тихо);
-в узнаваниинекоторыхмузыкальныхинструментов (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народных инструментов (гармонь, баян, балалайка);
-в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении).
Методическое обеспечение.
Музыка. 1 кл.: учеб.для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. – 111, [1] с.: ил.
Музыка. 1 кл.: Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-метод. пособие / Сост. В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2006. – 207, [1] с.: нот.
Музыка. 1кл.: Фонохрестоматия, CD / В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2009г.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (32 часа)
№ п/п | Содержание учебной темы | Кол-во часов | Дата | ||
«Нас в школу приглашают задорные звонки». | 05.09 | ||||
«Музыка, музыка всюду нам слышна». | 12.09 | ||||
«Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку». | 19.09 | ||||
Краски осени. | 26.09 | ||||
5-6 | «Что ты рано в гости, осень к нам пришла» | 03.10 10.10 | |||
Музыкальное эхо. | 17.10 | ||||
8-9 | «Мои первые в жизни каникулы» | 24.10 31.10 | |||
«Встанем скорей с друзьями в круг – пора танцевать». | 14.11 | ||||
Ноги сами в пляс пустились. | 21.11 | ||||
Русские народные музыкальные инструменты. | 28.11 | ||||
Марш деревянных солдатиков. | 05.12 | ||||
«Детский альбом» П.И. Чайковского. | 12.12 | ||||
15-16 | «Новый год! Новый год! Закружился хоровод». | 19.12 26.12 | |||
Волшебная страна звуков. В гостях у сказки. | 16.01 | ||||
18-19 | Зимние игры. | 23.01 30.01 | |||
«Водят ноты хоровод». | 06.02 | ||||
«Кто-кто в теремочке живёт?» | 20.02 | ||||
22-23 | Весёлый праздник Масленица. | 27.02 06.03 | |||
Где живут ноты? | 13.03 | ||||
Весенний вальс. | 20.03 | ||||
Природа просыпается. | 03.04 | ||||
Мелодии и краски весны. | 10.04 | ||||
Мелодия, звуки дня. | 17.04 | ||||
Музыкальные инструменты. Тембры -это краски в музыке. | 24.04 | ||||
Легко ли стать музыкальным исполнителем? | 08.05 | ||||
На концерте. | 15.05 | ||||
Но на свете почему-то торжествует доброта. | 22.05 | ||||
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МУЗЫКЕ (32ч.)
№ п/п | Кол-во часов | Тема урока | Умения и виды деятельности | Дата | |
Общеучебн. | Специальн. | ||||
«Нас в школу приглашают задорные звонки». | Наблюдать за объектами окружающего мира. | Уметь выявлять настроение музыки: радостное, весёлое, торжественное, серьёзное.Соблюдать основные правила урока – как можно общаться с музыкой, не перебивая её звучание; правила пения. | 04.09 | ||
«Музыка, музыка всюду нам слышна». | Наблюдать за объектами окружающего мира. | Уметь отличать музыкальные звуки от не музыкальных, выявлять характер музыки: задорно, весело, радостно, звонко. Знать и понимать понятие «песня». | 11.09 | ||
«Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку». | Наблюдать, сравнивать. | Уметь отличать музыкальные звуки от не музыкальных, выявлять характер музыки: спокойно, нежно, задумчиво, ярко, звонко, радостно. | 18.09 | ||
Краски осени. | Наблюдать, сравнивать. | Уметь выявлять характер музыки: спокойно, светло, нежно, плавно, напевно, протяжно. | 25.09 | ||
5-6 | «Что ты рано в гости, осень к нам пришла» | Сравнивать. | Знать понятие «Темп» (быстрый, медленный). Уметь определять характер музыкального произведения, его динамику. | 03.10 10.10 | |
Музыкальное эхо. | Умение решать творческие задачи. | Уметь определять характер музыкального произведения, его динамику, темп. Владетьэлементами алгоритма сочинения мелодии. | 17.10 | ||
8-9 | «Мои первые в жизни каникулы» | Наблюдать, сравнивать, сопоставлять. | Уметь выявлять характер музыки: грустно, печально, жалобно, уныло; откликаться на характер музыки пластикой рук, хлопками в ритме, движениями. Уметь определять характер музыки; петь по руке учителя; контролировать дыхания. | 24.10 31.10 | |
«Встанем скорей с друзьями в круг – пора танцевать». | Сравнивать. | Знать название танцев «вальс», «полька». Уметь определять характер музыкальных произведений, сравнивать их. | 14.11 | ||
Ноги сами в пляс пустились. | Сравнивать. | Знать понятия «хоровод», «пляска». Уметьучаствовать в хороводах, выполнять движения по примеру учителя. | 21.11 | ||
Русские народные музыкальные инструменты. | Объединение по общему признаку. | Знатьназвания музыкальных инструментов: гармошка, баян, балалайка, бубен, свирель, рожок, колокольчики, ложки. Уметь распознавать духовые, струнные, ударные инструменты по внешнему признаку. | 28.11 | ||
Марш деревянных солдатиков. | Устное описание объекта наблюдения. | Уметь различать различные виды марша; передавать настроение музыки в музыкально-пластическом движении. | 05.12 | ||
«Детский альбом» П.И. Чайковского. | Сравнивать. | Знать/понимать смысл понятия «композитор». Уметь определять и сравнивать характер, настроение музыкальных произведений. | 12.12 | ||
15-16 | Новый год! Закружился хоровод». | Устное описание объекта наблюдения. | Уметь высказываться о характере музыки. | 19.12 26.12 | |
Волшебная страна звуков. В гостях у сказки. | Уметь исполнять песни с настроением; высказываться о характере музыки; узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. | 16.01 | |||
18-19 | Зимние игры. | Умение решать творческие задачи. Осуществлять учебное сотрудничество | Уметь передавать характер музыки и передавать её настроении; решать творческие задачи на уровне импровизаций. Уметь осуществлять учебное сотрудничество в хоровом пении, ансамблевом музицировании. | 23.01 30.01 | |
«Водят ноты хоровод». | Запомнить и называть ноты по руке; иметь представление о понятиях: нота, звукоряд. | 06.02 | |||
«Кто-кто в теремочке живёт?» | Умение решать творческие задачи. | Знать названия музыкальных инструментов: погремушка, кастаньеты, бубен, треугольник, духовая гармошка, металлофон, аккордеон. Уметь предложить свой вариант исполнительской трактовки. | 13.02 | ||
22-23 | Весёлый праздник Масленица. | Осуществлять учебное сотрудничествоУмение решать творческие задачи. | Уметь определять характер музыки и передавать её настроение. Уметь импровизировать по заданным параметрам | 27.02 06.03 | |
Где живут ноты? | Работать с записью | Уметьработать с нотной записью как простейшим знаковым обозначением музыкальной речи | 13.03 | ||
Весенний вальс. | Сравнивать. | Знать названия музыкальных инструментов: пианино, рояль. Уметь эмоционально откликаться на содержание произведения. | 20.03 | ||
Природа просыпается. | Сравнивать, сопоставлять. | Уметь выявлять общее между прослушанным произведением и произведением живописи. | 03.04 | ||
Мелодии и краски весны. | Сравнивать, сопоставлять. | Уметь выявлять общее между прослушанным произведением и произведением живописи; понимать значение мелодии в музыке. | 10.04 | ||
Мелодия, звуки дня. | Сравнивать, сопоставлять. | Уметь выявлять общее между прослушанным произведением и произведением живописи. Проявлятьспособности к сопереживанию, уметь находить нужные слова для передачи настроения. | 17.04 | ||
Музыкальные инструменты. Тембры -это краски в музыке. | Обосновывать суждение. | Знать названия инструментов: арфа, скрипка, флейта: понятие «тембр». Уметь определять инструменты по звучащему фрагменту. | 24.04 | ||
Легко ли стать музыкальным исполнителем? | Обосновывать суждение. | Стремиться к осмысленному общению с музыкой; уметь разыгрывать песню по ролям. | 08.05 | ||
На концерте. | Уметь разыгрывать воображаемые ситуации | Уметьисполнять песню с настроением; осмысленно владеть способами певческой деятельности. | 15.05 | ||
Но на свете почему-то торжествует доброта. | Сравнить | Уметь охарактеризовать своё внутреннее состояние после прослушивания музыкального произведения, свои чувства, переживания и мысли. | 22.05 |
7.Дополнительная программа «волшебный мир лепки и аппликации» (для детей 5-7 лет)
Пояснительная записка
Дополнительная программа «Лепка и аппликация в старшей группе» разработана для детей 5-7 лет. Программа имеет художественно-эстетическую направленность, так как ориентирована на развитие творческих способностей дошкольников в сфере свободного времени.
Актуальность данной программы состоит в том, что она стимулирует эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста, приобщает к культуре и искусству, а также организовывает увлекательный и содержательный досуг.
Новизна дополнительной образовательной программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов.
Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщением к окружающему миру и искусству, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путём приобретать новые навыки в лепке и аппликации, осваивать новые технологии и материалы и применять их в своём творчестве, но и побудить интерес к творческой деятельности, который в дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к школе.
Целью программы является использование такого вида художественной деятельности как изобразительная, включая лепку и аппликацию, обобщение их в целостный педагогический процесс формирования у детей эстетической культуры, духовности и развития художественного творчества.
Задачи:
1.Образовательные:
- формирование комплекса художественных знаний, умений, навыков;
- освоение приемов и методов практической работы с различными материалами;
- изготовление художественных изделий самостоятельно и с помощью воспитателя.
- усвоение правил безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами.
2. Воспитательные:
- воспитание интереса дошкольников к художественному творчеству;
- воспитание у дошкольников таких качеств как сопереживание и уважение к другим людям через коллективную деятельность на занятиях;
- воспитание эстетических чувств при восприятии действительности.
3. Развивающие:
- развитие у детей навыков работы с различными материалами и средствами;
- развитие творческой деятельности, эстетических чувств, воображения, самостоятельности, трудолюбия, умения работать в коллективе;
- развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей.
Основные принципы, заложенные в основу программы:
1. Принцип поэтапности - «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка.
- На первом этапе дети самостоятельно от других выполняют одинаковое задание, в конце все работы объединяются в одну композицию.
- На втором этапе дети выполняют более сложное и разнообразное задание - для каждого отдельная задача. В конце занятия создается общая композиция, дополняется деталями в соответствии с содержанием.
- На третьем этапе дети планируют, выбирают материалы для творчества, договариваются между собой, создают коллективную работу.
2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, сложного задания.
Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться друг с другом и со взрослым:
в начальном этапе дети работают рядом и общаются с воспитателем;
на втором этапе они начинают разговаривать друг с другом, сначала не о деле, потом подчеркивая, что сосед делает не так, утверждаясь в том, что сами выполняют задание правильно;
постепенно под руководством взрослого дети начинают общаться друг с другом: планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, радуются, хвалят товарища и пр.
3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
4. Принцип выбора подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе.