Грамота. Ударение. Домашние животные
Цель:
·обобщить и систематизировать знания о домашних животных;
·.активизировать и актуализировать словарь по теме «Домашние животные»
· совершенствовать навык слогового анализа слов;
·познакомить детей с ударением, его смыслоразличительной ролью; выделять ударный слог; обозначать знак ударения на схеме;
•совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных множественного числа в родительном и творительном падежах);
·расширять глагольный словарь:
·развивать связную речь, речевой слух, зрительное восприятие, мелкую
моторику;
· воспитывать самостоятельность, активность, любовь и заботливое отношение к животным.
Ход урока
1. Рассмотреть картинку в тетради (звучит запись с голосами животных)
--Как вы думаете, где мы сейчас оказались? (Мы оказались в деревне, на скотном дворе)
--Чьи голоса вы услышали? (Голоса коровы, овцы, лошади, козы, свиньи, собаки, кошки)
-- Кто они? (Домашние животные)
--Сегодня мы поговорим о домашних животных и узнаем еще один «секретик» слов.
2. Игра «Кто что делает?» Расскажите, как подают голос домашние животные, что они делают. Например, корова кричит: «Му!» - корова мычит (Лошадь ржет, свинья хрюкает и т.д.)
2. Игра «Собери семью». Посмотрите на рисунок и назовите кто у кого?
(Образец: теленок у коровы и быка.)
3. Игра «Пастухи». Сейчас вы превратитесь в пастухов и поставите животных в загоны. В первый загон следует поставить всех животных, в названиях которых один слог: Во втором загоне должны оказаться те животные, в названиях которых по два слога, в третьем- три слога, в четвертом- четыре. Разделите слова на слоги и соедините животных с их загонами.
4. Отгадайте загадку. Наклейте отгадку.
Заплелись, густые травы. Закудрявились луга.
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога.
-- Разделите слово баран на слоги. Какой первый слог? Какой второй? Послушайте, как я произношу слово: «бара'н, ба'ран». В каком случае слово звучит правильно? (В первом) Какой слог мы выделили голосом? (Второй)
Какую особенность в произношении слова вы заметили? (Слоги в словах произносятся неодинаково, с различной силой голоса.)
- Один слог в слове произносится громче и протяжнее. Это ударный слог. Чтобы выделить ударный слог, нужно «позвать» предмет, как мы зовем того, кто находится далеко (но слоги произносить более слитно, чем при делении на слоги).
--Позовем животных, одновременно ударяя молоточком,
Выделить ударные слоги в словах - названиях животных.
-Посмотрите на схему слова баран. В ней над вторым слогом стоит наклонная черточка. Так обозначается ударение в словах. Ударение в слове бывает только одно.
-- Кто нарисован на этих картинках? (Овца и пони) Соедините картинку с подходящей схемой.
Физминутка «Замок».
На двери висит 'замок.
Кто открыть его бы мог?
Потянули.
Покрутили
И открыли!
(Замок и замок)
- О каком предмете физминутка?
На какой слог падает ударение в словах? Поменялся ли смысл слов (их значение)?
- Ударение помогает нам понять смысл слова, что оно обозначает.
3. Какую пользу приносит корова человеку'?Что делают из молока? - Произнесите слова, разделите их на слоги. Выделите голосом ударный слог. Поставьте ударение. Какую пользу приносят другие домашние животные?
Выполнение графического задания.
Итог
О ком мы говорим сегодня на занятии? (О домашних животных)
Какой новый «секретик» слов мы узнали'! (Мы узнали, что в слове есть ударение.)
Ударный слог, ударный слог ...
Он назван так недаром.
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом.
Шутник он, невидимка-молоток,
Тук! – и ударил в безударный слог ...
… И сразу же исчез огромный замок,
И появился маленький замок.
(В. Волина)
От ударения зависит смысл слова.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ
Дата «___» __________ ______ ________________
Группа/класс
Занятие 6