Технологическая карта урока 61 Строчная и заглавная буквы ж, Ж
Педагогическая цель | Создать условия для формирования умения писать заглавную и строчную буквы Ж, ж, способствовать развитию фонематического слуха, мелкой моторики, глазомера |
Тип урока | Решение частной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Различают строчную и заглавную, прописную и печатную буквы; грамотно записывают предложения, обозначают границы предложения на письме; осуществляют списывание с печатного и письменного шрифта и письмо под диктовку; правильно интонируют при чтении повествовательное предложение; осуществляют слого-звуковой анализ слов |
Личностные результаты | Анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: анализируют собственную работу: соотносят план и совершенные операции, выделяют этапы и оценивают меру освоения каждого, находят ошибки, устанавливают их причины. Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства (схемы) для решения учебной задачи; логические – осуществляют слого-звуковой анализ слов. Коммуникативные: оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета |
Основное содержание темы, понятия и термины | Буквы Ж, ж, строчная, заглавная, печатная, письменная буквы; звуки [ж]; предложение |
Образовательные ресурсы | 1. Презентация «Живая азбука» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://viki.rdf.ru/item/1677/download/ 2. Презентация по письму [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://mentemirova.my1.ru/news/1-0-1 |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
I. Организация начала урока | Фронтальная, индивидуальная | Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради «Прописи 4», ручки) | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок | Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок | Индивидуальный.Проверка готовности к уроку |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Вступительное слово учителя | – Какие буквы мы учились писать на прошлом уроке? – Сегодня будем учиться отрабатывать умение использовать эти буквы в письме слов, выполнять слого-звуковой анализ слов, отвечать письменно на вопросы | – Заглавную и строчную буквы Ж, ж. Слушают учителя | Принимают учебную задачу, сформулированную учителем | Фронтальный. Устные ответы |
III. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Пальчиковая гимнастика | Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Упражнение для развития мелкой моторики | – Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Змейка». | Сцепить ладони в замок – это голова «змеи». Руки прижать друг к другу. Двигать «змею» в разные стороны, имитируя ползание | Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя | Индивидуальный. Правильное выполне- ние упражне- ния для мелкой моторики пальцев рук |
Продолжение табл.
2. Правила посадки за столом во время письма | Индивидуальная. Практический | – Проверяем посадку, правила обращения с ручкой | Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку | Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с ручкой | Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с ручкой |
3. Работа с элементами букв в «Прописи 4» (с. 8, 9) | Фронтальная. Словесный, наглядно-демонстрационный, практический. Беседа, письмо | – Что вы видите в верхней части страницы 8? – Что хочет сказать нам Карандашик? – Элементы, каких букв вы можете назвать? – Напишите в квадратике соответствующие буквы. Какой шрифт будете использовать? – Что вы видите в верхней части с. 9? – Элементы каких букв вы можете назвать? – Напишите в квадратике соответствующие буквы | – Элементы букв. – В пустой квадрат записать буквы, элементы которых написаны (Ш, ш, ж). – Ж, ш, у, н | Распознают и правильно называют элементы букв Ш, ш, ж, у, н,самостоятельно выполняют их письмо | Фронтальный. Наблюдение учителя |
4. Работа в «Прописи 4» (с. 8). Письмо букв Жж | Фронтальная, индивидуальная. Практический, сло- весный. Письмо, беседа | – Что написано на 1-й строке? – Внимательно рассмотрите соединение букв Жж и выполните их письмо. – Выберите из написанных соединений букв наиболее удавшийся вариант и отметьте его точкой | Рассматривают соединение букв Жж, выполняют их письмо | Анализируют написанные буквы, выбирают наиболее удавшийся вариант | Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, письмо. Самоконтроль |
Продолжение табл.
5. Чтение и письмо предло- жения (с. 8) | Индивидуальная. Практический, словесный. Чтение, письмо | – Прочитайте предложение. – Обведите слово служить, прокомментируйте его правописание. – Напишите полностью предложение на свободной строке, по образцу | Читают предло- жение, обводят слово, пишут предложение самостоятельно | Грамотно оформляют предложение на письме, используют прием комментирования | Фронтальный, индивидуальный. Письмо |
6. Слого-звуковой анализ слов (с. 8) | Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Письмо, беседа | – Прочитайте слова, рассмотрите схемы. Что вы заметили? – Что нужно сделать со словами, чтобы они стали соответствовать схемам? Какие слова получились? – Запишите вместо точек новые слова. – Выполните слого-звуковой анализ этих слов. – В слове чиж мы слышим оглушенный звук [ж] на конце слова. Слово чижи является проверочным словом, здесь мы отчетливо слышим звук [ж]. – Произнесите слово уж. Что вы можете сказать? | – Схемы не соответствуют словам. – Записать слово во множественном числе: чижи, ужи. Выполняют анализ слов. Отвечают на вопрос | Наблюдать за оглушением звука [ж] на конце слова, подбирать проверочные слова по образцу. Выполняют слого-звуковой анализ слов | Фронтальный. Устные ответы, письмо |
7. Чтение и письмо предложений (с. 8) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, наглядный, практи- ческий | – Рассмотрите рисунки и прочитайте предложение. Спишите предложение, комментируя его. – Посмотрите на второе предложение. Что вы заметили? – Рассмотрите рисунок и замените схему соответствующим словом. Впишите слово вместо точек | Пишут предложения. – Слово заменено схемой. – Ужи (записывают слово вместо точек) | Дополняют предложение словом в соответствии со схемой-моделью. Обозначают границы предложения | Фронтальный. Наблюдение учителя |
Продолжение табл.
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Жаба прыгала, скакала. Чуть в болото не упала. Из болота вышел дед – Двести восемьдесят лет. Раз, два, три, четыре, пять – Будем бегать и играть. | Прыжки на месте, руки на поясе. Шагают на месте, медленно, прихрамывая, изображая походку пожилого человека. Хлопают в ладоши, бег на месте | Осуществляют профилактику утомления, активно участвуют в физкультми- нутке | Коллективный. Правильное выполнение упражнений |
8. Работа в «Прописи 4» (с. 9). Право- писание жи, ши | Фронтальная. Словесный. Беседа | – В написании слов нам встречались сочетания букв жи, ши. Какую букву мы писали после согласной буквы ж? – Прочитайте слоги в рамке и попробуйте сформулировать правило | – Букву и. – Жи и ши пишем с буквой и | Под руководством учителя формулируют правило правописания жи, ши | Фронтальный. Устные ответы |
9. Письмо соединений Шш, Жж (с. 9) | Индивидуальная. Практический. Письмо | – Соединения каких букв написаны на первой строке? – Выполните письмо данных букв по образцу | Выполняют письмо соединений Шш, Жж | Соблюдают соразмерность букв по высоте, ширине и углу наклона, соединение букв | Индивидуальный. Письмо |
IV. Закрепление знаний и способов деятельности | Фронтальная, индивидуальная, парная. Практический, словесный | – Прочитайте слова на 3, 4-й строках. – Чем различаются слова на одной строке? – Выполните слого-звуковой анализ слов: шар, жар, шил, жил. – Запишите данные слова под диктовку друг друга, предварительно внимательно | – Шар, жар, шил, жил. – Первыми буквами. Анализируют слова. Смотрят на правописание слов, диктуют друг | Сравнивают слова, находят между ними различие. Выполняют слого-звуковой анализ слов | Фронтальный, парный, индивидуальный. Письмо, устные ответы |
Продолжение табл.
1.Слого-звуковой анализ слов, письмо (с. 9) | Анализ, письмо, чтение | посмотрев на их написание | другу. Выполняют письмо слов | Выполняют правила работы в паре. Записывают слова под диктовку | |
2. Работа с предложениями (с. 9) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, чтение, письмо | – Найдите предложение на с. 9. – Какое это предложение по цели высказывания? – Прочитайте предложение выразительно, с интонацией. – Давайте ответим на вопрос, выбрав подходящее слово. – Запишите ответ | – Вопросительное. Читают предложение. – Жужжит. – Пчела жужжит | Правильно интонируют при чтении предложение и грамотно оформляют на письме. Списы- вают без ошибок с печатного шрифта | Фронтальный, индивидуальный. Чтение, письмо, устные ответы |
3. Вопросительные слова «кто?», «что?» (с. 9) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, чтение, письмо | – Какие вопросы написаны на последних строках? – В каких случаях мы используем вопрос «кто?». – В каких случаях мы используем вопрос «что?». – Подберите ответ к вопросу «кто?». – Подберите ответ к вопросу «что?». – Запишите ответы рядом с вопросами | – Кто? что? – Когда речь идет об одушевленном предмете. – Когда речь идет о неодушевленном предмете. – Мыши. – Лыжи. Пишут | Правильно употребляют вопросительные слова «кто?», «что?» в речи, грамотно отвечают на данные вопросы. Подбирают слова по смыслу | Фронтальный, индивидуальный. Чтение, письмо, устные ответы |
Окончание табл.