Особенности физического развития и двигательных способностей детей с УО

На физическое развитие, двигательные способности, обучаемость и приспособляемость к физической нагрузке оказывает влияние тя­жесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вто­ричные нарушения, особенности психической и эмоционально-воле­вой сферы детей.

Психомоторное недоразвитие детей с легкой умственной отста­лостью проявляется в замедленном темпе развития локомоторных функций, непродуктивности движений, двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Осо­бенно плохо сформированы тонкие и точные движения рук, предмет­ная манипуляция, жестикуляция и мимика.

Моторная недостаточность: страдает согласованность, точность и темп движений. Они замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию механизма бега, прыжков, метаний. Даже в подростковом возрасте школьники с трудом принимают и удерживают заданную позу, дифференцируют свои усилия, переключаются на другой вид физических упражнений. У одних детей двигательное недоразвитие проявляется в вялости, неловкости, низкой силе и скорости двигательных действий, у других — повышенная подвижность сочетается с беспорядочностью, бесцельно­стью, наличием лишних движений.

Нарушения физического развития: отставания в массе тела; отставания в длине тела; нарушения осанки; нарушения в развитии стопы; нарушения в развитии грудной клетки и снижение ее ок­ружности; парезы верхних конечностей; парезы нижних конечно­стей; отставания в показателях объема жизненной емкости легких; деформации черепа; дисплазии; аномалии лицевого скелета.

Нарушения в развитии двигательных способностей:

1) нарушение координационных способностей — точности дви­жений в пространстве; координации движений; ритма движений; дифференцировки мышечных усилий; пространственной ориентиров­ки; точности движений во времени; равновесия;

2) отставания от здоровых сверстников в развитии физических качеств — силы основных групп мышц рук, ног, спины, живота на 15—30%; быстроты реакции, частоты движений рук, ног, скорости одиночного движения на 10—15%; выносливости к повторению бы­строй динамической работы, к работе субмаксимальной мощности, к работе большой мощности, к работе умеренной мощности, к стати­ческим усилиям различных мышечных групп на 20—40%; скоростно-силовых качеств в прыжках и метаниях на 15—30%; гибкости и подвижности в суставах на 10—20%.

Нарушения основных движений:

— неточность движений в пространстве и времени;

— грубые ошибки при дифференцировании мышечных усилий;

— отсутствие ловкости и плавности движений;

— излишняя скованность и напряженность;

— ограничение амплитуды движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях.

Специфические особенности моторики обусловлены прежде всего недостатками высших уровней регуляции. Это порождает низкую эффективность операционных процессов всех видов деятельности и проявляется в несформированности тонких дифференцированных движений, плохой координации сложных двигательных актов, низкой обучаемости движениям, косности сформированных навыков, недостат­ках целесообразного построения движений, затруднениях при выпол­нении или изменении движений по словесной инструкции.

Отставания в физическом развитии умственно отсталых детей, сте­пень приспособления к физической нагрузке зависят от а)пора­жения ЦНС, б) следствие вынужденной гипокинезии. От­сутствие или ограничение двигательной активности тормозит естественное развитие ребенка, вызывая цепь негативных реакций организма: ослабля­ется сопротивляемость к простудным и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки для формирования слабого малотренированного сердца. Гипокинезия часто приводит к избыточному весу, а иногда к ожирению, что еще больше снижает двигательную активность.

Отмечают характерные для умственно отсталых школьников быстрое истощение нервной системы, особенно при монотонной ра­боте, нарастающее утомление, снижение работоспособности, меньшую выносливость. У многих учащихся встречаются нарушения сердеч­но-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем, внутренних органов, зрения, слуха, врожденные структурные аномалии зубов и прикуса, готическое небо, врожденный вывих бедра, а также множественные сочетанные дефекты.

Среди вторичных нарушений в опорно-двигательном аппарате отмечаются деформация стопы, нарушения осанки (сколиозы, кифо-сколиозы, кифозы, лордозы), диспропорции телосложения, функциональ­ная недостаточность брюшного пресса, парезы, кривошея. Мелкие дис-пластические признаки встречаются у 40% умственно отсталых школьников.

Оценивая физическое развитие учащихся 9—10-летнего возра­ста, Н.А. Козленке (1987) отмечает, что 45% детей имеют плохое физическое развитие, среднее гармоническое развитие — 25%, развитие ниже среднего — 23%, чрезмерно негармоничное — 7%. У 55% младших школьников нарушен акт ходьбы и бега, у 36% наблюдаются трудности выполнения изолированных движений паль­цами (застегивание пуговиц, завязывание шнурков, бантов). У уча­щихся 5—9-х классов уровень двигательных возможностей повыша­ется, заметно сглаживаются нарушения движений пальцев, лучше выполняются задания по словесной инструкции.

Уровень развития физичес­ких качеств находится в прямой зависимости от интеллектуально­го дефекта. Так, в развитии выносливости дети с легкой умственной отсталостью уступают здоровым сверстникам на 11%, с умеренной умственной отсталостью — на 27%, с тяжелой — около 40%. При­близительно такие же данные получены и в развитии мышечной силы, хотя школьники с высоким уровнем физического развития по силе подчас не уступают здоровым подросткам того же возраста. Значительное отставание отмечается у детей с умственной отстало­стью в развитии скоростных качеств, особенно во времени двига­тельной реакции. Установлено, что основным нарушением двигательной сферы умственно отсталых детей является расстройство координации дви­жжений. И простые, и сложные движения вызывают у детей затрудне­ния: в одном случае нужно точно воспроизвести какое-либо движе­ние или позу, в другом — зрительно отмерить расстояние и по­пасть в нужную цель, в третьем — соразмерить и выполнить прыжок, в четвертом — точно воспроизвести заданный ритм движения. Любое из них требует согласованного, последовательного и одновре­менного сочетания движений звеньев тела в пространстве и време­ни, определенного усилия, траектории, амплитуды, ритма и других ха­рактеристик движения. Однако в силу органического поражения различных уровней мозговых структур, рассогласования между ре­гулирующими и исполняющими органами, слабой сенсорной афферентации, управлять всеми характеристиками одновременно умствен­но отсталый ребенок не способен. Координационные способности регулируются теми биологическими и психическими функциями, которые у детей с нарушениями интеллекта имеют дефектную ос­нову (чем тяжелее нарушение, тем грубее ошибки в координации (Забрамная С.Д., 1995).

Для практической деятельности педагога важно знать благопри­ятные периоды развития основных видов координационных способ­ностей у детей с нарушениями интеллекта. В массовом обследовании и тестировании детей коррекционных школ И. Ю. Горская установила достоверные отставания абсолют­ных показателей всех видов координационных способностей школь­ников 8—15 лет с умственной отсталостью от учащихся массовых школ.Большинство сенситивных периодов развития коор­динационных способностей падает на возрастной диапазон 9—12 лет. Возрастные темпы прироста имеют ту же динамику, что и здоровые школьники, но с отставанием на 2—3 года.

Наши рекомендации