Теоретическая функция состоит из трех уровней:

- описательный, или объяснительный — изучение передового и новаторского педагогического опыта;

- диагностический — выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся;

- прогностическом — связан с раскрытием сущности педагогических явлений.

2. Технологическая функция состоит из трех уровней:

- проективный -разработка методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий);

- преобразовательный - внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику;

- рефлексивный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания.

IV. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ОТРАСЛИ ПЕДАГОГИКИ

Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования и обучения.

Выделяют категории в педагогике:

1. Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности.

2. Образование – процесс приобретения систематизированных знаний, умений и навыков, усвоения определенного культурного багажа.

3. Обучение – двусторонний процесс совместной, целенаправленной деятельности ученика и учителя по приобретению систематизированных знаний, умений и навыков.

4. Самообразование – целенаправленная самостоятельная деятельность человека по усвоению системы знаний, умений, навыков, повышению своего общекультурного уровня.

5. Развитие человека – целенаправленный процесс совершенствования умственной, психической и физической деятельности обучаемых.

Различают:

- умственное развитие, которое базируется на творческом мышлении образованного и культурного человека. Задача педагога научить анализировать, обобщать и конкретизировать действительность, а при необходимости уметь нестандартно мыслить;

- психическое развитие – это развитие реакции и координации, эмоционально-волевой устойчивости;

- физическое развитие – это улучшение работы внутренних органов человека, усиление (укрепление) его мышц, связок и опорного аппарата. Гармония и красота определяют стремление человека к физическому развитию.

В результате в педагогике:

Субъект — это педагог.

Объект -это ребенок, школьник или обучающийся под чьим-то руководством взрослый.

Современная педагогика представляет собой широко развернутую область знаний, включающих ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Для педагогики характерен процесс дифференциации. Это процесс вызывает значительную разветвленность педагогики на отдельные отрасли. Часто эти отрасли довольно сильно расходятся, сохраняя при этом общий предмет исследования. Дифференциация педагогики дополняется встречным процессом интеграции. Она позволяет педагогики поддерживать связь со всеми остальными науками.

Современная педагогика представляет собой широко разветвленную область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений – отраслей педагогики:

История педагогики – исследует развитие воспитания как общественного явления, историю педагогических явлений.

Общие основы педагогики – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека.

Возрастная педагогика - изучает закономерности воспитания человека внутри определенных возрастных групп.

Семейная педагогика - изучает закономерности воспитания ребенка внутри семьи как института социализации личности.

Социальная педагогика изучает социализацию личности человека, а также взаимоотношения с людьми, с группой.

Дошкольная педагогика – изучает закономерности воспитания детей дошкольного возраста.

Педагогика высшей школы - изучает закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения.

Специальная педагогика – занимается вопросами обучения и воспитания глухонемух, глухих и умственно отсталых детей:

- тифлопедагогика (слепые);

- сурдопедагогика (глухо-немые);

- олигофренопедагогика (умственно отсталые).

V. МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ ФАКТОВ В ПЕДАГОГИКЕ

Для ведения педагогических исследований применяются разнообразные методы. Выделяют, с одной стороны, общую классификацию методов, в основу которых положен принцип этапности педагогического исследования: от организации к интерпретации полученных результатов (Б.Г. Ананьеву). А, с другой стороны, классификацию, построенную по принципу разделения общего и частного (Ю.К. Бабанскому).

Общая группа методов включает в себя исторические, логические и философские методы. Применение таких методов позволяет производить различные варианты членения исторического времени и анализировать исторический процесс в педагогических целях. Такой подход дает возможность в теоретических исследованиях идти от абстрактного к конкретному и позволяет добиться до обобщений и выводов высокого научного достоинства.

Специальная группа методов,базируясь на потребностях и закономерностях педагогики, включает разнообразные методы:

Педагогическое наблюдение – метод, в основе которого лежит целенаправленное восприятие исследователем определенных сторон и явлений педагогической практике. Наблюдение планируется, то есть составляется его программа, частоту, количество и объекты наблюдений, время, характеристики педагогических ситуаций и т.п. Оно зависит от способа регистрации.

Наблюдение бывает:

- непосредственным – способ непосредственной регистрации позволяет фиксировать моменты реального явления.

- опосредованным – способ предоставляет возможность предоставлять фактический материал о следах какого-либо явления. Визуальные способы наблюдения все чаще усиливаются применением разнообразных технических средств (кино, видеозаписи, телевидения, телефонометрия и т.п.).

Педагогический опрос – метод в основе которого лежит процесс получения информации от людей о каких-либо сторонах или явлениях педагогической практики. Он предусматривает логически продуманную систему небольшого количества (3-5) вопросов, их точную формулировку, а также предполагает возможности ответа в категоричной форме (да, нет).

К разновидностям опроса относятся беседа и интервью.

- беседа – применяется в устно-контактной форме общения и без записывания ответов собеседника.

- интервью – предусматривает изложение суждений в определенной, заранее намеченной последовательности. Ответы при этом могут записываться на видеомагнитофон.

Анкетирование– метод, в основе которого лежит получение письменных ответов на поставленные вопросы. От содержания анкеты, формы задаваемых вопросов, количества заполненных анкет во многом зависит достоверность результатов исследования. Анкеты следует составлять таким образом, чтобы их многочисленные данные можно было обработать методами математической статистики.

Педагогический эксперимент – позволяет проверять достоверность рабочих гипотез, являть связи и отношения между отдельными элементами педагогических систем.

Основные виды:

- естественный эксперимент – проходит в условиях без нарушения типичного режима, проверяются новые учебные планы, программы, учебники и т.п.

- лабораторный эксперимент – в группах (экспериментальных и контрольных) фиксируются начальные и конечные показатели измерений, анализируются происшедшие изменения и сопоставляются различия.

Этапы педагогического эксперимента:

- первый этап исследования – разработка замысла исследования (выбираем предмет своего исследования, формулируем проблему исследования).

- второй этап исследования – выдвижение гипотезы и разработка методики проверки ее справедливости (сформулировав проблему исследователь выдвигает гипотезу, предложение возможного пути решения проблемы. Правильность или ложность гипотезы можно выявить в ходе экспериментальной работы, которая начинается с составления методики проведения эксперимента.

- третий этап исследования – внедрение результатов эксперимента в практику.

Наши рекомендации