Анализ динамики изменения уровня сформированности УУД у младших школьников после проведенной процедуры формирующих воздействий (контрольный этап).

Для оценки эффективности обучения были проведены специальные контрольные исследования аналогичные тем, что были использованы для входной диагностики [143, 194], с выделением тех же четырех уровней сформированности УУД:

1. дети могут самостоятельно выполнять УУД;

2. дети в состоянии выполнить УУД при посторонней помощи (при работе в группе, при помощи педагога);

3. дети имеют представления об УУД, но не в состоянии выполнить их;

4. дети не имеют представления об УУД [188].

По данным обследования в экспериментальной группе первому уровню соответствовали 28 детей (46,7%), второму - 27 детей (45%), третьему - 5 (8,3%). Детей, не имеющих представления об УУД, не было выявлено.

Экспериментальная группа. Диаграмма 3.

Анализ динамики изменения уровня сформированности УУД у младших школьников после проведенной процедуры формирующих воздействий (контрольный этап). - student2.ru

В контрольной группе результаты практически не изменились: первому уровню соответствовали 6 детей (10%), второму - 18 (30%), третьему - 28 детей (46,7%) и четвертому уровню соответствовали 8 детей (13,3%).

Экспериментальная группа. Диаграмма 4.

Анализ динамики изменения уровня сформированности УУД у младших школьников после проведенной процедуры формирующих воздействий (контрольный этап). - student2.ru

Как показало контрольное исследование, в результате обучения по составленной программе у детей отметилась значительная положительная динамика уровня сформированности УУД. У большинства детей исчезли трудности в осуществлении целеполагания и планирования работы. Дети научились самостоятельно находить новую информацию и осуществлять самоконтроль; почти все приобрели навыки коммуникативного взаимодействия, что наглядно представлено на сравнительных диаграммах:

Анализ динамики изменения уровня сформированности УУД у младших школьников после проведенной процедуры формирующих воздействий (контрольный этап). - student2.ru

Экспериментальная группа Контрольная группа

Данные проведенного исследования позволяют утверждать, что формирование УУД у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования будет осуществляться эффективно, если:

· будут выделены структурные компоненты таких занятий с определением возможности формирования различных видов УУД на каждом этапе и выработкой критериев уровня сформированности УУД;

· будет предложена методика формирования различных видов УУД у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования, основанная на деятельностном подходе к организации обучения;

· будет определено предметное содержание и система заданий, направленных на интенсивное формирование у обучающихся способности к выполнению УУД;

· предложенная методика будет апробирована, и проведено экспериментальное исследование её эффективности.

Выводы по 3 главе.

В главе описывается проверка гипотезы исследования то есть формирование УУД у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования будет осуществляться эффективно, если:

· будут выделены структурные компоненты таких занятий с определением возможности формирования различных видов УУД на каждом этапе и выработкой критериев уровня сформированности УУД;

· будет предложена методика формирования различных видов УУД у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования, основанная на деятельностном подходе к организации обучения;

· будет определено предметное содержание и система заданий, направленных на интенсивное формирование у обучающихся способности к выполнению УУД;

· предложенная методика будет апробирована, и проведено экспериментальное исследование её эффективности.

Комплексное экспериментальное исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ №662 САО г. Москвы в период с 2007 по 2012 год. В экспериментальную группу вошли младшие школьники, посещающие кружок по изобразительному искусству (60 человек). Контрольная группа была составлена из их ровесников, которые обучались в той же школе, но не посещали данный кружок (60 человек).

Эксперимент проводился в три этапа.

Целью первого этапа было определение уровня сформированности способностей к выполнению УУД у детей, участвующих в эксперименте. На основе проведенного нами теоретического исследавания были выделены четыре уровня сформированности УУД:

1. дети могут самостоятельно выполнять УУД;

2. дети в состоянии выполнить УУД при посторонней помощи (при работе в группе, при помощи педагога);

3. дети имеют представления об УУД, но не в состоянии выполнить их;

4. дети не имеют представления об УУД.

Для проведения входной диагностики по выявлению способностей к коммуникативным и личностным УУД использовался метод наблюдения. В ходе проведение диагностики по выявлению организационно-рефлексивных общеучебных умений были использованы: задания диагностики знания и понимания общей системы норм учебной деятельности, задания для диагностики умения применять знания общей системы норм учебной деятельности, задания для диагностики знания и понимания учащимися норм пробного действия, задания для диагностики умения фиксировать свои затруднения в пробном действии и определять их причины, задания для диагностики умений планировать свои учебные действия, знаний алгоритма организации своих учебных действий по отработке умений правильно применять новый способ действий.

Наше исследование позволило получить следующие данные о степени готовности детей к выполнению УУД: в экспериментальной группе первому уровню соответствовали 5 детей (8,3%), второму - 15 (25%), третьему - 28 (46,7%), четвертому - 12 детей (20%); в контрольной группе первому уровню соответствовали 6 детей (10%), второму - 14 (23,3%), третьему - 26 (43,4%) и четвертому уровню соответствовали 14 детей (23,3%).

Анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы: у большинства детей отсутствовали навыки целеполагания, планирования работы, умения следовать поставленной цели в ходе выполнения намеченного плана, способность осуществлять самоконтроль, самостоятельно находить новую информацию, участвовать в коммуникативном взаимодействии. В большинстве случаев при выполнении предложенного педагогом задания детям требовалась его помощь по конкретизации задания с точным указанием действий, которые надо выполнить.

После анализа результатов первого этапа эксперимента, были сформулированы задачи коррекционной работы для проведения второго этапа. Поставленные задачи решались в процессе реализации специально созданной программы дополнительного образования по изобразительному искусству, направленной на формирование способности к выполнению универсальных учебных действий у младших школьников. Занятия по данной программе проводились с использованием деятельностного подхода.

В программе предполагалось формирование ценностно–смысловой ориентации учащихся, которая является основой личностных УУД.

В процессе деятельности у младших школьников были созданы условия для формирования личностных и коммуникативных УУД. Этому способствовал тот факт, что на своих занятиях педагог дополнительного образования использовал как индивидуальные (ребенок–педагог), так и групповые формы работы.

Формирование регулятивных УУД происходило в ходе организации открытия детьми нового знания и обеспечивалось характерными особенностями структурных элементов такого занятия.

Занятия имели описанную ранее структуру (мотивация, целеполагание, проектирование действий в соответствии с поставленной целью, выполнение намеченного с последующей рефлексией).

Процесс включения в деятельность предполагает мотивацию обучающихся к активным действиям на занятии, результатом которой должно явиться положительное самоопределение детей к выполнению пробного действия в рамках общей цели обучения на год, которая была согласована на первом занятии.

Для организации самостоятельного целеполагания детьми своей деятельности, необходимо создать проблемную ситуацию, личностно значимую для каждого ребёнка. Преподаватель организует фиксацию каждым ребёнком своего личного затруднения в действии. Далее необходимо помочь детям выявить причину их затруднений и самостоятельно сформулировать цель своей деятельности на занятии, зафиксировав желание преодоления этого затруднения.

На этапе проектирования действий по реализации поставленной цели педагог организует рефлексивный анализ выполнения пробного действия, с определением действий, которые позволят преодолеть возникшее затруднение.

На следующем этапе происходит процесс осуществления запланированных действий. Организуя самостоятельную работу детей, преподаватель отслеживает работу каждого ребёнка, корректируя её в случае необходимости.

На последнем этапе занятия преподаватель организует анализ результатов учебной деятельности детей и сравнение полученных результатов с поставленной целью, при этом фиксируется преодоление возникшего затруднения.

С целью формирования познавательных УУД, в процессе работы над художественным произведением создавались условия, когда ребенку необходимо было самостоятельно найти дополнительную информацию для получения желаемого результата. При этом, познавательные, так же, как и регулятивные УУД, требовали от ребенка постановки цели, составления алгоритма действий, направленных на её достижение, контроля, коррекции и оценки.

На третьем этапе эксперимента для оценки эффективности обучения были проведены специальные контрольные исследования, аналогичные тем, что были использованы для входной диагностики с выделением тех же четырех уровней сформированности УУД.

По данным обследования в экспериментальной группе первому уровню соответствовали 28 детей (46,7%), второму - 27 детей (45%), третьему - 5 (8,3%). Детей, не имеющих представления об УУД, не было выявлено. В контрольной группе результаты практически не изменились: первому уровню соответствовали 6 детей (10%), второму - 18 (30%), третьему - 28 детей (46,7%) и четвертому уровню соответствовали 8 детей (13,3%).

Как показало контрольное исследование, в результате коррекционной работы у детей отметилась значительная положительная динамика уровня сформированности УУД. У большинства детей исчезли трудности в осуществлении целеполагания и планирования работы. Дети научились самостоятельно находить новую информацию и осуществлять самоконтроль; почти все приобрели навыки коммуникативного взаимодействия.

Данные приведенного исследования позволяют утверждать, что специально организованная работа с использованием деятельностного подхода на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования, направленная на формирование общеучебных умений, позволяет сформировать у младших школьников способности к выполнению универсальных учебных действий, что доказывает справедливость сформулированной гипотезы.

Заключение.

Проблема формирования универсальных учебных действий у младших школьников приобретает в современной педагогике все большую актуальность. Это связано с процессом перехода системы образования в новую образовательную парадигму. Необходимость реализации требований государственного стандарта начального общего образования в области создания новой личностно – ориентированной модели развивающего обучения младших школьников ставит перед образовательными учреждениями всех видов задачу: организовать обучение школьников выполнению универсальных учебных действий (УУД), которые позволят сформировать у них способность к самоорганизации своей деятельности.

В следствие того, что задача формирования умения выполнять универсальные учебные действия у обучающихся становится приоритетной в современной педагогике, результаты обучения должны определятся не только предметным форматом, но и, прежде всего, уровнем сформированности надпредметных умений. Это особенно актуально для младших школьников, так как этот возраст является сензитивным периодом для развития способностей к УУД, потому что именно в этом возрасте учебная деятельность становится ведущим видом деятельности ребёнка.

Анализ специальной методической литературы по проблеме формирования УУД у младших школьников со всей очевидностью показывает необходимость совершенствования традиционных приёмов и методов организации обучения, а также поиска новых более эффективных, научно обоснованных путей решения этой задачи. Создание нового педагогического инструментария для формирования общеучебных умений, отвечающего современным требованиям обучения, и являлось основной целью нашего исследования.

Проведенное исследование позволило решить все поставленные задачи, подтвердить гипотезу и получить следующие результаты:

1. Теоретически обосновано понимание сущности деятельностного подхода к образованию как средства для формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

2. Изучены основные характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий

3. Проанализированы особенности применения деятельностного подхода к организации занятий по изобразительному искусству для младших школьников; определены педагогические условия, необходимые для организации таких занятий: активность обучающихся, позволяющую им усваивать новый материал не пассивно слушая педагога, а входе самостоятельной деятельности, направленной на нахождения необходимого знания или изучения возможных способов действий для художественного решения создаваемого произведения; преемственность как в содержании изучаемого материала, так и в методике организации его изучения; профессиональную направленность деятельности, что позволит обучающимся успешно осуществить переход от учебных задач к творческим; дифференцированность обучения, предоставляющая каждому ребёнку возможность работать над решением посильных и интересных для него задач, продвигаясь в обучении в собственном темпе; комфортность обучающихся на занятиях; оптимизация учебного процесса, позволяющая ребёнку самостоятельно выбирать наиболее продуктивный способ решения поставленных задач; креативность, обеспечивающая возможность активной творческой деятельности для каждого ребёнка.

4. Определены структурные части занятий по изобразительному искусству, направленных на формирование УУД с опорой на общую теорию деятельности и её структуру (вовлечение обучающихся в деятельность, целеполагание, проектирование действий, реализация данных действий, рефлексия);

5. Выявлены критерии сформированности способности к выполнению младшими школьниками УУД с определением уровней их формирования (дети могут самостоятельно выполнять УУД, дети в состоянии выполнить УУД при посторонней помощи, дети имеют представления об УУД, но не в состоянии выполнить их, дети не имеют представления об УУД);

6. Разработана методика формирования всех видов УУД у детей младшего школьного возраста на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования, реализованная в программе «Волшебная кисточка», созданной в ходе исследования и использованной на формирующем этапе эксперимента. В основе этой методики лежит деятельностный подход, который обеспечивается выполнением условий к организации образовательного процесса, перечисленных выше. Контрольный этап эксперимента подтвердил её эффективность: по сравнению с данными входной диагностики в экспериментальной группе количество детей, способных самостоятельно выполнять УУД, увеличилось в 4,5 раза; количество детей, которые в состоянии выполнить УУД при посторонней помощи (при работе в группе, при помощи педагога) увеличилось в 1,8 раза; количество детей, имеющих представления об УУД, но не обладающих способностью выполнить их, даже с посторонней помощью уменьшилось в 4,5 раза; в экспериментальной группе не осталось ни одного ребёнка, не имеющего представления об УУД.

Для успешной реализации предложенной методики от преподавателя требуется понимание специфики универсальных учебных действий и возможность формирования каждого из видов УУД, исходя из особенностей организации занятий по изобразительному искусству в системе дополнительного образования и психолого-возрастных особенностей обучающихся.

Описанный подход к организации занятий дает возможность преподавателю дополнительного образования, без увеличения объема изучаемого материала и сохраняя традиции, сформировавшиеся в школе российского академического искусства, развивать у младших школьников способность к универсальным учебным действиям в ходе осознанного выполнения основных этапов учебной деятельности, которое не требует от ребёнка механического заучивания их названий, они воспринимаются и запоминаются непосредственно при выполнении алгоритма действий.

Для успешной реализации предложенной методики от преподавателя требуется понимание специфики универсальных учебных действий и возможность формирования каждого из видов УУД, исходя из особенностей организации занятий изобразительного искусства в системе дополнительного образования и психолого-возрастных особенностей обучающихся. Так, развитие личностных УУД происходит в процессе формирования ценностно – смысловой ориентации учащихся, регулятивных – в ходе организации учащимися своей деятельности, познавательных - в процессе работы над художественными произведениями, коммуникативных - вступая в позитивное взаимодействие с окружающими на занятии.

В ходе исследования представлена возможность реализации деятельностного подхода для изобразительного искусства, несмотря на то, что изобразительная деятельность является сложным творческим индивидуальным процессом, она, как всякая деятельность, имеет свою структуру, которую необходимо учитывать в ходе её организации, что позволит более эффективно управлять процессом обучения.

Возможность формирования всех видов УУД на занятиях ИЗО доказывает значимость изобразительной деятельности для становления базовых компетенций у детей младшего школьного возраста. Верно и обратное: развитие УУД положительно влияет на уровень освоения основ изобразительного искусства и активного восприятия духовно – нравственного наследия мировой художественной культуры.

Список использованных источников:

1. Абдулин О.А. Педагогика. -М.: Просвещение, 2009. - 463 с.

2. Авдеев А.П. Психологические предпосылки и педагогическая сущность процесса самообразования. // Формирование у учащихся готовности к самообразованию / под. ред. Б.Ф. Райского – Волгоград, 1975. – С. 15 - 22.

3. Авдеев А.П. Педагогическая система фомирования ключевых образовательных компетенций старшеклассников: автореф. дис. … канд.пед. наук – Томбов, 2007. – 23 с.

4. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению: Учеб. пособие. – М.: Изобразительное исксство, 1985. – 152 с.

5. Айзенберг А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы: учеб.пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 1986. – 126 с.

6. Акулова Е.А. Личностно – деятельностный подход в обучении студентов технического университета предметам гуманитарного профиля. Автореф. … канд.пед наук. Брянск, 2003. – 23 с.

7. Александрова Т.К. Формирование межпредметных умений учащихся в учебной деятельности: Автореф…канд.пед.наук.Л.,1982 – 18с.

8. Александрова Е.А. Педагогическое сопроваждение самоопределения старших школьников. – М.: НИИ школьных технологий, 2010. – 336 с.

9. Алексеева А.В., Бокуть Е.Л., Сиделева Т.Н. Преподавание в начальных классах: Психолого-педагогическая практика. Учебно-методическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2010. - 208 с.

10. Алексеева Л.Г., Воронин А.Н.. Развитие и диагностика способностей.- Москва. Наука 2009. - 240 с.

11. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. – М.: Наука. Издательство АПН РФСФР, 1960. – 486 с.

12. Анисимов Н.Н. Основы рисования учеб. пособие для строит спец вузов / 2 – е изд. – М.: Стройиздат, 1977. – 168 с.

13. Андреев В.И. Диалектика вопитания и самовоспитания творческой личности. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1988. – 240 с.

14. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Казань: Изд – во Казанского университета, 1996. – 565 с.

15. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. - 151с.

16. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно – воспитательного процесса: Методические основы. – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.

17. Баранников А.В. Зарубежный опыт организации самообразования в рамках школы // Мир образования – образование в мире. – 2002. - № 2. – С. 44- 60.

18. Басова М.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов на Дону.: «Феникс», 1999. – 416 с.

19. Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. / Т.В. Башаева - Яр. Академия развития. 1997. – 243 с.

20. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М.: Просвещение, 1981 – 158 с.

21. Белич В.В. Соотношение эмперического и теоретического в познавательной деятельности учащихся: Автореф…д-ра пед. наук- Челябинск, 1993. – 49с.

22. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации. // Педагогика. – 1996. №1 – С. 3 – 7.

23. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2т. Т.2. / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 2009. – 434 с.

24. Богоявленский Д.Н. Формирование приёмов умственной работы как путь развития мышления и активизации учащихся // Вопросы психологии, 1965. №4. – С. 74-82.

25. Богоявленский Д.Н. Приёмы умственной деятельности и их формирование у школьников // Вопросы психологии, 1969. №2. – С. 25-28.

26. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Просвещение, 1983. – 180 с.

27. Бондаревская Е.В. Воспитание как встреча с личностью (Избр.пед.труды): в 2 т. – Ростов н/Д: Изд – во РГПУ, 2006. – т. 2. – 504 с.

28. Болотина Л.Р. Развитие мышления учащихся // Начальная школа - 2010 - №11 – С. 45-48.

29. Бордовская Н.В., Реап А.А. Педагогика. Учебник для вузов (Серия «Учебник нового века»). – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 304 с.

30. Брушлинский А.В. Мышление как процесс и проблема деятельности // Вопросы психологии, 1982. №2. – С. 28-38.

31. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: Знание, 1983. – 96 с.

32. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. – Минск: Университетское, 1990. – 211 с.

33. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 64 с.

34. Венгер, Л.А. О некоторых проблемах и путях изучения умственных способностей ребёнка // Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте (на материалах овладения действиями пространственного моделирования). – М., 1980. – С 3 – 14.

35. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение. / Л.А. Венгер - М.: Просвещение. 1969. – 225 с.

36. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. / Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. - М.: Просвещение. 1988. – 213 с.

37. Вендровская Р.Б. Уроки дифференцированного обучения // Советская педагогика, - 1990. - № 11. – С 78 – 86.

38. Виноградов Г.Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1980. – 144 с.

39. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. – М.: изд. АПН РСФСР, 1950. – 507 с.

40. Волков Н.Н. Восприятие картины. – М.: Просвещение 1976. – 32 с.

41. Воровщиков С.Г. Развитие учебно – познавательной компетентности старшеклассников: управленческий аспект. – М.: АПК и ППРО, 2006. – 232 с.

42. Вопросы психологии учебной деятельности / Ред. В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин. – М.: АПН РСФСР, 1962. – 287 с.

43. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Искусство, 1965. – 379 с.

44. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений. – Т. 2. – М.: Педагогика, 1982. – с. 360.

45. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика - Пресс, 1999. – 536 с.

46. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997 – 144 с.

47. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6–ти тт., т. 3, М.: Педагогика, 1993, с.124

48. Газман О.С. Самоопределение // Новые ценности образования. – М.: Инноватор, 1995. – Вып. 1- С 45 – 113.

49. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. – М., 1969. – Т.1. – 599 с.

50. Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. – М.: МГУ, 1968. – 134 с.

51. Гальперин П.Я., Кобыльницкая СИ. Экспериментальное формирование внимание. – М.: Просвещение, 1974. – 128 с.

52. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учеб. Пособие / Гальперин П.Я., Ред., предисл. и коммент. А.И. Подольского. – 2 – е изд. – М.: Университет, 2000. – 330 с.

53. Гамезо М.В. Знаки и знаковое моделирование в познавательной деятельности: психологическое исследование познавательной функции знаков: Дис. … докт. психол. наук. – М., 1977. – 348 с.

54. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: учеб.пособие для вузов. – М.: «Школа – пресс», 1995. – 448 с.

55. Гильманов С.А., Морева Г.И. Система диагностики развития личности в инновационных образовательных учреждениях. – Тюмень: ИПК ПК, 1995. – 19 с.

56. Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения: автореф. дис. … д-ра психол.наук. – М., 1996. – 60 с.

57. Глейзер Г.Д. Методы формирования и развития пространственных представлений взрослых в процессе обучения геометрии в школе: Автореф. … д-ра пед наук. М., 1984. – 43 с.

58. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. – Самара, 2003. – 148 с.

59. Голубева. Индивидуальные особенности памяти человека. М., «Педагогика», 1980 г. – 352 с.

60. Голубева Н.Д., Щеглова Т.М. Формирование геометрических представлений у первоклассников // Начальная школа. - 2010. - №3 – С. 64 -65.

61. Гончаров О.А. Восприятие пространства и перспективные построения. – СПб.: Изд-во С. – Петерб. ун-та, 2007. – 252 с.

62. Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. М.: Просвещение, - 1983. – 144 с.

63. Громыко Ю.В. Метод В.В. Давыдова / Учебное книга для управленцев и педагогов. – М.: Пушкинский институт, 2003. – 416 с.

64. Громыко Ю.В. Мыследеятельность: курс лекций. – В 3-х кн.: Кн. 1. Введение в теорию мышления и деятельности. – М.: Пушкинский институт, 2005. – 384 с.

65. Гузеев В.В. Инновационные идеи в современном образовании // Школьные технологии, 1997. № 1. – С.3 – 9.

66. Гузеев В.В. Технология проблемного семинара: синтез «мозгового штурма» и «творческой дискуссии» // Школьные технологии, 1998. № 1 – С. №1 – 56.

67. Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2004. – 128 с.

68. Гурьева Т.Н. Методика развития интеллектуальных и коммуникативных способностей учащихся младшего подросткового возраста на уроках информатики: Дис. … канд. пед. наук. – СПб., 1997. 194 с.

69. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. – М.: Педагогика, 1972. – 423 с.

70. Давыдов В. В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б. и др. Возрастная психология / Под ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979. – 288 с.

71. Давыдов В. В., Варданян А.У. Моделирование и учебная деятельность. – Ереван, 1981. – 220 с.

72. Давыдов В. В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности // Впросы психологии, 1981. №6. – С. 13 – 26.

73. Давыдов В. В. Новое обеспечение образования в свете нового педагогического мышления / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1989. – С. 64- 89.

74. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.

75. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения – М.: Директ-Медиа, 2008. – 239 с.

76. Даниэль С.М. Искусство видеть / о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя / - Л.: Искусство, 1990, -223 с.

77. Демин М.В. Природа деятельности. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 168 с.

78. Доровской А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся: Учеб. пособие. – М.: Российское пед. агенство 1998. - 210 с.

79. Дружинин В.Н. Психология Общих способностей. – СПб.: Изд – во «Питер», 2000. – 368 с.

80. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. – М.: Дом педагогики, 1996. – 208 с.

81. Ермаш Г.Л. Искусство как мышление, - М.: Искусство, 1982. – 277 с.

82. Епишева О.Б. Деятельностный подход как теоретическая основа проектирования методической системы математики: Дисс. … д-ра пед. наук – М., 1999. – 427с.

83. Епишева О.Б., Крупич В.И. Учить школьников учиться математике: Формирование приёмов учебной деятельности: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 127 с.

84. Житникова Л.М. Учите детей запоминать. - М., 1985.

85. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: «Владос». 2008 г. – 186 с.

86. Закиров Г.С. Самообразование учащихся. – Казань, 1967. – 82 с.

87. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д: Феликс, 1997. – 480 с.

88. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. – 2- е изд., доп. – М.: Учпедгиз, 1961. – 223 с.

89. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. – М.: Знание, 1968 – 32 с.

90. Игнатьев Е.И. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью: (в условиях кружковой работы). - Дисс. … канд.пед. наук – М., 1982. – 264с.

91. Изобразительное искусство. 1-8 классы: развёрнутое тематическое планирование по программе В.С. Кузина / авт. – сост. О.В. Павлова, Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 95 с.

92. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2011. – 129 с.

93. Ительсон Л.Б. Учебная деятельность. Её источники, структура и условия // Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная академия, 1994. – с 152.

94. Йоханнес, И. Искусство формы. Мой форкус в Баухаузе и других школах/ перевод с нем. Л. Монахова-М.: Издатель Д. Аронов, 2001 – 137 С.

95. Йоханнес, И. Искусство цвета. — М.: Издатель Д. Аронов, 2000. — 120 c.

96. Кабанова – Меллер Е.Н. Формирование приёмов умственной деятельности и умственного развития учащихся. – М.: Просвещение, 1968. – 288 с.

97. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования» / Т.Г. Козакова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 255 с.

98. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…». Методическое пособие/ Под редакцией Л.Г. Петерсон – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2010. – 160 с.

99. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.

100. Калугин Ю.Е. Самообразование, формирование готовности к профессиональному самообразованию. – Челябинск: Южно-Уральский гос.ун-т, 2000. – 119 с.

101. Крабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы // Управление начальной школой. – М., 2009. - № 2. – С 9 – 11.

102. Коновальчук В.Н. Модульное построение жизнетворческого пространства в начальной школе // Вестник университета (Государственный университет управления). М., 2010. - №5. – С. 125 – 133.

103. Концепция модернизации российского образования // Вестник образования. – 2002. – № 3. – С. 8-17.

104. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М.:Мнемозина, 1995. – 158 с.

105. Кубышева М.А. «Реализация технологии деятельностного метода», ЦСДП, Москва 2005. – 26 с.

106. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподования в начальных классах: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ по сец №2001 «Преподавание в нач. классах общеобразоват. шк.» - М.: Просвещение, 1984. – 319 с.

107. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. – М.: Сфера. – 2004. – 464 с.

108. Лаврентьева Т.В. Развитие линейного глазомера у дошкольников. М.: Просвещение, 1968. – 253 с.

109. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. – М.: Высш. шк., 1991. – 224 с.

110. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с.

111. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд – во Моск.унт – та, 1981. – 584 с.

112. Леонтьев А. Н. Общее понятие о деятельности // Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семешок. Под ред. Д.И. Фельдштейна – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 152 с.

113. Леонтьев А.А. Деятельный ум (Деятельность, Знак, Личность). - М.: Смысл, 2001. – 392 с.

114. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Смысл, 1997. – 365 с.

115. Леонтьева Н.Р. Жизнь на уроках должна стать подлинной, или Метапредметный подход в обучении и универсальные учебные действия / Учительская газета. – 2009. – 13 янв. - № 1- 2. – с. 23.

116. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981. – 186 с.

117. Логвинов И.И. Основы дидактики. – М.: БИНОМ, 2007. – 248 с.

118. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. М., 1959

119. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. - М.: Просвещение, 1976. – 462 с.

120. Малхасян М.В. Развитие умственных способностей детей младшего школьного возраста в различных социокультурных средах. Автореф. … канд. пед наук. Нижний Новгород, 2011. – 25 с.

121. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. – М.: Просвещение, 1999. – 192 с.

122. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. -М.: Линка-пресс, 2008. – 48 с.

123. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. -М.: Просвещение, 2009. – 431 с.

124. Меренков А.В., Глушкова В.С. Система педагогической работы по приобщению детей к культуре самоорганизации // Завуч. – 2004. - № 6. – С. 117 – 120.

125. Миндзаева Э.В. Развитие универсальных учебных действий в курсе информатики 5-6 классов: Дисс. … кандпед. наук – М., 2009. – 135 с.

126. Мосина В.Р. Изобразительное искусство и формирование эстетического и социокультурного пространства/ В.Р. Мосина// Социально-гуманитарные знания №1, 2007 – С. 42- 46.

127. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Просвещение, 1991 – 473 с.

128. Неменский Б.М. Мудрость красоты. – М.: Просвещение, 1981. – 190 с.

129. Неменский Б.М., Полякова И.Б., Сапожникова Т.Б. Материалы курса «Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»»: лекции 1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007. – 124с.

130. Немов Р.С. “Психология” в 3 кн. Кн. 2 Психология образования.изд. - М: Просвещение: Владос. 2009. – 384 с.

131. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. –М.: Просвещение, 2001. – 240 с.

132. Никитина Н.Н. Самопределение личности как социокультурный феномен // Новые ценности образования: Педагогика «Я». – М.: Школа и демократия, 2005. – вып. 2 (21). – С. 16 – 27.

133. Николаева Е.С. Формирование мотивации самопознания у детей младшего школьного возраста в образовательной среде: Автореф. … кандпед. наук – Нижний Новгород, 2010. – 23 с.

134. Новиков А.Н. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы формирования. – М.: Эгвес, 2000. – 272 с.

135. Обухова Л.Ф “Детская психология: теория, факты, проблемы, - М: Тривола, 2010. – 362 с.

136. Овчинников Д.А. Формирование у учащихся опыта субъективного позиционирования в учебном процессе // Школьные технологии. – 2002. - № 6. – С. 138 -145.

137. Павлова, Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие. / Э.Г. Пилюгина Е.Б. Волосова - М. Мозаика- Синтез. 2000. – 315 с.

138. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие / под ред. Смирнова. – М., 1998. – 544 с.

139. Петерсон Л.Г. Теория и практика построения непрерывного образования (на примере курса математики для дошкольников, начальной школы и 5-6 классов средней школы): Монография / Под ред. Г.В. Дорофеева. - М.: УМЦ «Школа 2000…», 2001. – 255 с.

140. Петерсон Л.Г. Что значит «уметь учиться» / Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева, И.В. Зайцева, И.В. Мазурина. - М.: АПКи ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2008. - 80 с.

141. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. - М.: АПКи ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007. – 448 с.

142. Петерсон Л.Г. Технология деятельностного метода обучения как средство реализации современных целей образования. - М.: АПКи ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2008 –16 с.

143. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В. Формирование и диагностика организационно – рефлексивных общеучебных умений в образовательной системе «Школа 2000…». Методическое пособие. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2009. - 112 с.

144. Ж.Пиаже, Б.Инельдер «Генезис элементарных логических структур», М.: Просвещение, 1963. – 218 с.

145. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. / Э.Г. Пилюгина - М. Просвещение. 1983. - 95с.

146. Поддьяков, Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду. / В.Н. Аванесова - М.: Просвещение. 1981. – 215 с.

147. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 281 с.

148. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 класс. (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова): Пособие для учителя. – М.: Вита – Пресс, 2003. – 224 с.

149. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 2 класс. (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова): Пособие для учителя. – М.: Вита – Пресс, 2004. – 256 с.

150. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 3 класс. (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова): Пособие для учителя. – М.: Вита – Пресс, 2005. – 224 с.

151. Пыжьянова М.А. Психолого – педагогические условия развития субъектности в младшем школьном возрасте: Дисс. … кандпед. наук – Нижний Новгород, 2006. – 143 с.

152. Ракитина Е.А. Построение методической системы обучения информатики на деятельностной основе. Авт. … д-ра. пед. наук. М., 2002. – 48 с.

153. Раннала Н.В. Социально – психологические условия формирования младшего школьника как субъекта общения // система формирования и развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. – СПб.: Образование, 1995. – С 19 – 36.

154. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1974. – 245 с.

155. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: зарубежная школа. / Уч. Пособие для студентов пед. ин-тов по специальности 2109 «Черчение, рисование и труд». – М.: Просвещение, 1981. – 191 с.

156. Ростовцев Н.Н. История методов преподавания рисования. Русская и советская школы рисунка. / Уч. Пособие для студентов худож – граф. Фак-тов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1982. – 239 с.

157. Рубакин Н.А. Письма к читателям о самообразовании. – СПб., 1913. – 369 с.

158. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – М., 1957. – 178 с.

159. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. О мышлении и путях его исследования. – М.: изд. АН СССР, 1958. – 147 с.

160. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., Педагогика, 1973. – 416 с.

161. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. – 1986. - №4. – С. 101- 107.

162. Сапожников А.П. Полный курс рисования. – М.: АЛЕВ, 1997. – 2- е изд. – 160 с.

163. Сафронова М.В. Самообразование как необходимое условие достижения успеха: философско – педагогический аспект: (Учащиеся средней школы) // Личностные достижения учащихся в образовательном процессе. – Оренбург, 2000. – С 64 – 68.

164. Селевко Г.К., Маркова Н.Н., Левина О.Г. Научи себя учиться. – М.: Народное образование, 2001. – 191 с.

165. Смирнов Н.В. Влияние индивидуально - личностных особенностей детей младшего школьного возраста на процесс совместной деятельности: Автореф. … канд. пед. наук – Курск, 2013. – 26 с.

166. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 368 с.

167. Суковых А.М. Формирование личностных универсальных учебных действий, активизирующих самообразование старшеклассников: Дисс. … канд. пед. наук – Ростов – на - Дону, 2011. – 182 с.

168. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М.: Изд – во МГУ, 1975. – 343 с.

169. Талызина Н.Ф., Карпов Ю.В. Педагогическая психология. Учебно – методическое пособие для студентов психологии государственного университета. – М.: МГУ, 1987. – 63 с.

170. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 1988. – 175 с.

171. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. М.: Просвещение, 1947. – 154 с.

172. Технеджян Т.В. Система методической работы школы на этапе перехода к реализации деятельностного метода обучения. / Т.В. Технеджян, Л.А. Аверкиева. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2008. – 26 с.

173. Трофимова Н.М., Ерёмина Е.И. Самообразование и творческое развитие личности // Педагогика. – 2003. - №2. – С. 42 -48.

174. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита: учебное пособие для студентов художественно – графических факультетов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1980. - 24 с.

175. Урванцев, Л.П. Психология восприятия цвета. Методическое пособие. / Л.П. Урванцев - Ярославль. 1981. - 65 с.

176. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. [Электронный ресурс]. – URL: http://standart.edu.ru/ (дата обращения: 15.01.2012).

177. Формирование учебной деятельности школьника / под ред. В.В. Давыдова [ и др.]. – М.: Педагогика, 1982. – 216 с.

178. Фридман Л.М., Пушкина Т.М., Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. М.: Просвещение, 1988. – 195 с.

179. Фрумин И.Д., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития // Вопросы психологии. – 1993. - № 1. – С. 24 – 32.

180. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. – М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 140 -141.

181. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

182. Цукерман Г.А. От умения сотрудничать к умению учить себя // Психологическая наука и образование. – 1996. - № 2. – С. 27 – 42.

183. Чекалева Н.В. Современные теории и технологии образования: учеб. Пособие. – Омск: изд – во ОмГПУ, 1993. – 71 с.

184. Шабанова В.А. Проблема формирования универсальных учебных действий на занятиях по изобразительному искусству // Среднее профессиональное образование № 4, 2014 г. – С. 50- 52.

185. Шабанова В.А. Перспектива использования деятельностного подхода в системе профессионального образования // Среднее профессиональное образование № 5, 2014 г. – С. 33- 35.

186. Шабанова В.А. Деятельностный подход как основа организации занятий изобразительного искусства для младших школьников в системе дополнительного образования // Среднее профессиональное образование № 7, 2014 г. – С. 42 – 44.

187. Шабанова В.А. Проект как средство реализации деятельностного подхода в системе дополнительного образования для младших школьников // Среднее профессиональное образование № 9, 2014 г. – С. 61 – 62.

188. Шабанова В.А. Формирование у младших школьников способности к универсальным учебным действиям на занятиях изобразительного искусства в системе дополнительного образования // Среднее профессиональное образование № 10, 2014 г. – С. 24 – 26.

189. Шаров А.С. Психология образования и развития человека: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Омск: Изд – во ОмГПУ, 1996. – 150 с.

190. Шорохов Е.В. Основы композиции. – М.: Просвещение, 1979. – 303 с.

191. Шорохов Е.В. Композиция: Учеб. для студентов худож. – граф. Фак. пед. ин-тов. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 207 с.

192. Шпикалова Т.Я., Магометова П.И., Сокольникова Н.М., Сысуева Е.А. Изобразительное искусство основы народного декаротивно – прикладного искусства. Альбом. ч -1,2 года обучения. – М.: Мозаика – Синтез, 1997. – 44 с.

193. Шпикалова Т.Я., Алексеенко Е.В., Алферова Н.Н., Бидак Н.Т., Ботова С.И., Величкова Г.А., Макарова Н.Р., Покровская Т.А. Изобразительное искусство основы народного декоративно – прикладного искусства. Альбом. ч -2,2 года обучения. – М.: Мозаика – Синтез, 1997. – 40 с.

194. Эльконин Д.Б. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. - М.: Просвещение, 1981. – 380 с.

195. Эльконин Д.В. Психологическое развитие в детских возрастах. М.: Международная педагогическая академия, 2001. – 264 с.

196. Эльконин Д.Б. “Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии” П.ред. Д.И. Фельдштейна - М: Международная педагогическая академия, 2005 – 463 с.

197. Якобсон П.М. Психология и художественное восприятие. – М.: Искусство, 1964. – 85 с.

198. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. – М.: Знание, 1971. – 46 с.

199. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного обучения в современной школе. – М.: Сентябрь, 2000. – 176 с.

200. Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников // Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – Петрозаводск: ПЕТР – ПРЕСС, 1992. – 182 с.

201. Arends Richard. Learning to teach/Richard I. Arends. — 9th ed. Copyright © 2012 by The McGraw-Hill Companies, Inc. – 581 p.

202. A broader, bolder approach to education. (2008). Retrieved January 2010 from http://www.boldapproach.org

203. ASCD whole child. Retrieved August 27, 2007, from http:// www.wholechildeducation.org

204. Barell, J. (2007). Problem-based learning: An inquiry approach (2nd ed.). Thousand Oaks, CA: Corwin Press. – 179 p.

205. Brandt, R. S. (2000). Education in a new era. Alexandria, VA: Association for Supervision and Curriculum Development. – 248 p.

206. Gage, N. L. (1978). The scientific basis of the art of teaching. New York: Teachers College Press, 122 p.

207. Henning, J. (2008). The art of discussion-based teaching: Opening up conversations in the classroom. New York: Routledge, – 226 p.

208. Metts, S. (2005). Suggestions for classroom discussion. Retrieved August 10, 2005, from http://www.cat.ilstu.edu/teaching-tips/handouts/classdis.shtml

Приложение 1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Наши рекомендации