Когда мягкость обозначается буквами
Е, Ё, И, Ю, Я
При прохождении данной темы учитывается, что: данное написание соответствует произношению и слоговому принципу русской графики; основную роль играет слуховое восприятие учащихся.
Учебная задача заключается в следующем:
1) развитие фонематического восприятия;
2) формирование умения улавливать на слух разницу в звучании твердых и мягких согласных;
3) уточнение произношения твердых и мягких согласных;
4) развитие умения обозначать при письме мягкость согласных соответствующими гласными буквами.
Схемы у р о к ов
Урок 1. Различение твердых и мягких согласных.
1. Выделение твердых и мягких согласных из слов. Уяснение того факта, что после твердых согласных пишутся гласные а, о, у, ы, а после мягких — я, е, ё, ю, и.
2. Подбор учащимися слов с твердыми и мягкими согласными. Записывание в один столбик слов с твердыми согласными, в другой — с мягкими.
3. Выделение согласных цветным карандашом или подчеркиванием (например, твердые согласные — одной чертой, мягкие —двумя).
Урок 2. Твердые и мягкие согласные.
1. Различение твердых и мягких согласных на слух. Уточнение артикуляции слов с твердыми и мягкими согласными.
2. Списывание текста после предварительного анализа слов с твердыми и мягкими согласными. Выделение мягких согласных.
Урок 3. Буквы а—я для обозначения твердости и мягкости согласных.
1. Установление сходства и различия в восприятии на слух, произношении и написании пар слов с буквами а — я {мал — мял, мак — мяч).
2. Составление предложений с этими словами по вопросам учителя. После тщательного анализа записывание составленных предложений. Выделение мягких согласных.
Урок 4. Буквы о — ё для обозначения твердости и мягкости согласных.
1. Сравнение слов (нос — нёс, вол— вёл),
2. Словарный диктант по следам анализа. Записывание слов нора, нёс, Лёша, лом.
3. Подбор предложений к картинкам. {Тома и Тема кормят кур. Лёва ловит рыбу.)
Урок 5. Буква е для обозначения мягкости согласных.
1. Практическое усвоение написания слов с буквой е {лето, лента, Сева, Лена, семена, змей и др.)
2. Самостоятельный подбор учащимися слов с буквой е. Звуковой анализ этих слов и запись их на доске и в тетради.
3. Выполнение задания вставить пропущенную букву е в словах— подписях под рисунками {ветка, белка, лес, пень, орех),
4. Списывание текста. Подчеркивание мягких согласных с буквой е.
Урок 6. Буквы у — ю для обозначения твердости и мягкости согласных.
1. Сравнение слов с согласными, твердость и мягкость которых соответственно обозначается гласными у — ю {лук — люк, суда — сюда).
2. Выписывание из текста слов с буквами у и ю в два столбика.
3. Списывание текста с заданием вставить пропущенные сло
ги. {Дай мне пилу. Я дрова пилю.)
Урок 7. Буквы ы — и для обозначения твердости и мягкости согласных.
1. Сравнение по звуковому составу слов с согласными, твердость и мягкость которых обозначается гласными ы — и (Мила —мыла, мышка — мишка). Составление данных слов из букв раз
резной азбуки и запись их на доске и в тетради.
2. Списывание предложений с включением слов, данных для справок.
Урок 8. Обобщающий урок по различению слов с твердыми и мягкими согласными при обозначении твердости и мягкости буквами а — я, о — ё, у — ю, ы — и, е.
1. Предупредительный диктант.
2. Составление и записывание коротких предложений по картинкам, в названия которых входят слова с твердыми или мягкими согласными.
Урок 9. Проверочная работа.
1. Записывание по предложенным рисункам слов с твердыми и мягкими согласными.
2. Контрольный диктант.
ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ ПО ПРАВИЛУ
Проблема обучения грамотному письму умственно отсталых школьников младших классов особенно остро возникает при переходе к письму по правилу, когда написание расходится с произношением. Фонетически правильное письмо опирается на слуховые, зрительные, пространственные, речедвигательные и общедвигательные восприятия и представления при достаточно сохранном внимании. Затруднения связаны в основном с имеющимися у отдельных учеников психофизическими нарушениями.
Усвоение правила правописания — сложный психический процесс, который осуществляется при достаточно развитом умении отвлечься от конкретного содержания, видеть сходство и различие, общее и закономерное и на этой основе делать определенные выводы, обобщения, что оказывает влияние на выработку ассоциаций орфографического рода. У детей с нормальным интеллектом сохранная познавательная деятельность и предшествующий речевой опыт способствуют формированию ряда грамматических обобщений до изучения грамматики. «...Так называемое чутье языка оказывает влияние на процесс усвоения орфографии благодаря тому, что помогает заметить в слове или словосочетании наличие определенных структурных элементов языка, не прибегая к грамматическому анализу»1.
У умственно отсталых школьников этих ассоциаций не возникает без специально направленного обучения вследствие нарушения аналитико-синтетической деятельности и бедности предшествующего речевого опыта. Именно поэтому первые орфографические сведения во вспомогательной школе в программе отодвинуты на более поздний срок.