Урок физического воспитания в V-a классе
Проведен практикантом (фамилия, инициалы)
Задачи урока:
1.Совершенствовать способность к уравновешиванию на повышенной опоре.
2.Закрепить умение выполнять смешанные висы хватом сверху.
Тип урока - урок совершенствования и закрепления.
Общая плотность 78% - фактическая, т.е. с учетом лишь положительных {+) показателей двигательная плотность - 33.5%.
Выводы и рекомендации: Тип урока - урок закрепления и совершенствования ранее изученного материала. Для подобных уроков характерна высокая моторная плотность.
ОБРАЗЕЦ
ЗАПИСИ НАБЛЮДЕНИЙ
№ п/п | действия | Время окончания действия | Умственная по преимуществу работа | Двигательная по преимуществу работа | Отдых | Нецелесообр. затраты времени (простой) | примечание | |||
+ | - | + | - | + | - | |||||
1. | Построение, рапорт | 2.45 | - | - | 1.45 | - | - | - | 1.00 | |
2. | Слушание задач | 3.05 | 0.20 | - | - | - | - | - | - | |
3. | Ходьба | 4.30 | - | - | 1.25 | - | - | - | - | |
4. | Слушание задания | 4.45 | 0.15 | - | - | - | - | - | - | |
5. | Выполнение задания 1 | 5.15 | - | - | 0.30 | - | - | - | ||
6. | Слушание указаний | 6.00 | 0.20 | 0.25 | - | - | - | - | ||
7. | Повторно бег, ходьба | 8.15 | - | - | 2.15 | - | - | - | ||
8. | Слушание описан. упр 2 | 9.30 | 1.15 | - | - | - | - | - | ||
9. | Выполнение упр. 2 | 9.45 | - | - | 0.15 | - | - | - | ||
10. | Слушание описан. упр.3 | 10.25 | 0.40 | - | - | - | - | - | ||
11. | Выполнение упр.3 | 10.45 | - | - | 0.20 | - | - | - | ||
12. | Слушание указаний | 11.20 | 0.35 | - | - | - | - | - | ||
13. | Выполнение упр.3 | 11.30 | - | - | 0.10 | - | - | - | ||
14. | Слушание и набл. упр.4 | 12.20 | 0.25 | 0.25 | - | - | - | - | ||
15. | Выполнение упр.4 | 12.40 | - | - | 0.20 | - | - | - | ||
16. | Слушание описан. упр.5 | 13.05 | 0.15 | 0.10 | - | - | - | - | ||
17. | Выполнение упр.5 | 13.25 | - | - | 0.20 | - | - | - | ||
18. | Слушание,описан.упр.6 | 13.50 | 0.25 | - | - | - | - | - | ||
19. | Выполнение упр.6 | 14.20 | - | - | 0.30 | - | - | - | ||
20. | Слушание описан.упр7 | 15.05 | 0.25 | 0.20 | - | - | - | - | ||
21. | Выполнение упр.7 и т.д. | 15.30 | - | - | 0.25 | - | - | - | ||
Сумма затраченного времени по видам действий | 10.10 | 6.00 | 15.10 | 1.00 | 2.0 | 7.1 | 3.10 |
В уроке имели место два явно выраженных простоя: один в начале, когда учащиеся по звонку были готовы к исходному построению, а педагог искал палочки и мел, второй - в основной части урока, когда педагог, увлекшись подгруппой на брусьях, перестал контролировать работу другой. Воспользовавшись этим, девочки прекратили упражнение на бревне.
22% - нецелесообразных затрат времени явились следствием весьма слабой организации урока. Так, при выполнении упражнений в равновесии можно было вообще обойтись без пауз, если бы педагог индивидуализировал работу, своевременно подумал о принципе постепенности и прочности. Одним можно было предложить выполнение на полу, другим - на гимнастической скамейке, третьим - на рейке гимнастической скамейки, а четвертым - на бревне (наиболее сложные условия).
В первую часть урока были включены простые и хорошо знакомые ученикам упражнения, большинство из которых можно было провести поточно. Вместо этого педагог перед каждым упражнением делал паузы, обязательно описывал и показывал их. Дозировка упражнений была мизерной (4-5 раз). Уже в этой части урока обнаружились резервы для увеличения не только двигательной, но и общей плотности урока. Хорошо знакомые ученикам упражнения не следовало показывать и описывать, а лишь назвать, требуя выполнения сразу. По ходу выполнения можно было давать характеристику, указания, оценочные суждения. Вместо непрерывного подсчета, следовало использовать постукивание палочками, задания на самостоятельное удерживание заданного темпа и т.д.
Моторная плотность основной части урока составила всего 24%. Как свидетельствуют данные протокола, много времени ученики затратили на всякие паузы, главным образом нецелесообразные. В продолжение основной части урока ученица, за которой велось наблюдение, выполнила 8 подходов к бревну (один вне очереди) и 2 подхода к брусьям. Моторную плотность основной части урока можно было увеличить, используя в дополнение
к бревну гимнастические скамейки. Висы на брусьях следовало выполнять, как минимум, по два человека одновременно.
Более двух минут педагог затратил на замечания по поводу дисциплины. Учитывая особенности данного класса (ребята старательны, любят физкультуру) можно предположить, что улучшению дисциплинированности будет способствовать более основательная подготовка к уроку, конкретизация частных задач и формулировка заданий для учеников, выбор соответствующих методических приемов обучения, воспитания, организации и др.
Заключительной части урока фактически не было: ребята наспех убрали снаряды, построились и были отпущены.
Итак, общую и моторную плотность урока можно было повысить, резервы для этого имелись.
Главное для педагога этого урока - тщательная, всесторонняя подготовка. Следует обратить внимание на более качественную разработку конспекта и своевременную организацию материально-технических условий.
Подпись студента_________________
Оценка анализа урока______________
Подпись методиста _____________
ПУЛЬСОМЕТРИЯ
Пульсометрия играет вспомогательную роль в контроле за уроком физического воспитания в школе. На основании показателей пульса выясняется реакция сердца на нагрузку, вызванная определенным упражнением или серией упражнений, а также динамика этих реакций на протяжении всего урока. В последнем случае вычерчивается "кривая нагрузки".
Частота сердечных сокращений подсчитывается в течение 10 секунд в наиболее характерные моменты урока.
Оценка пульсовых данных и пульсовой кривой должна сопровождаться всесторонним анализом. Показатели пульса у разных лиц, как и у одного и того же лица в разное время и при разных обстоятельствах - не совпадают. Измеряют же, как правило, частоту сердечных сокращений лишь у одного занимающегося. Кроме того, следует иметь в виду, что эти изменения происходят не только в зависимости от характера и величины мышечной работы, но и под влиянием эмоций, которые в уроках физического воспитания нередко достигают значительной силы. Поэтому относительно правильная оценка показателей пульсометрии возможна лишь при учете данных педагогического наблюдения, которые фиксируются частично в графе "Примечания".
Содержание и порядок записей уясняются из названия отдельных граф протокола. Форма протокола и образец выполнения этого задания приводятся ниже. Для обеспечения информативности данных важно соблюдать следующее:
1) своевременно подготовить часы (с секундной стрелкой) или секундомер, который включается по звонку и не выключается до конца урока (без этого невозможно оформить кривую нагрузки);
2) подготовить протокол для черновой записи показателей;
3) заблаговременно выбрать объект наблюдения - по возможности наиболее значимый для анализа. Это должен быть "средний" ученик - характеризующий основную массу учащихся данного класса. Студент выбирает мальчика, студентка - девочку. Характеристику намеченного ученика дает учитель физического воспитания.
При возможности можно наблюдать за работой одновременно нескольких разнотипных представителей класса и подсчитывать у них пульс: девочки и мальчика; сильного, среднего и слабого по подготовленности ученика: старательного и нерадивого и т.п. В этом случае каждого ученика наблюдают разные студенты. Анализ и обобщение всех исследовательских данных можно поручить одному из студентов, который оформляет соответствующие материалы и докладывает их при обсуждении урока в бригаде.
Намеченного для наблюдения ученика необходимо заблаговременно предупредить, поставив его в известность о цели, содержании и порядке предстоящей процедуры. Подсчитывается пульс сразу после окончания упражнения или серии упражнений и перед выполнением. Для этого хронометрист должен своевременно подойти к занимающемуся, чтобы не отвлекать его и избежать паузы после выполненной работы, причем желательно все измерения производить в одной и той же свободной основной стойке. Важно получить исходные показатели пульса до начата урока. Далее пульс подсчитывается при входе ученика в зал, по звонку и т.д.
4) После окончания урока, полученные десятисекундные показатели пульса переводят в минутные, по которым оформляется графическое изображение динамики пульса в течение урока - его "кривая".
При анализе полученных данных учитывается лип урока и запланированное в конспекте содержание. Реальная кривая нагрузки оценивается с учетом общих требований к развертыванию работоспособности.
По высоте кривой условно можно судить об интенсивности нагрузки, а по величине площади между кривой и проекцией от исходного пульса - о ее объеме. Записи в примечании дают ответ на возникшие вопросы.
Для того чтобы анализ полученных данных был достаточно убедительным, необходимо изучить специальную литературу о функциональных особенностях сердечной деятельности учащихся соответствующего возраста.