Урок физического воспитания в V-a классе

Проведен практикантом (фамилия, инициалы)

Задачи урока:

1.Совершенствовать способность к уравновешиванию на повышенной опоре.

2.Закрепить умение выполнять смешанные висы хватом сверху.

Тип урока - урок совершенствования и закрепления.

Общая плотность 78% - фактическая, т.е. с учетом лишь по­ложительных {+) показателей двигательная плотность - 33.5%.

Выводы и рекомендации: Тип урока - урок закрепления и совершенствования ранее изученного материала. Для подобных уроков характерна высокая моторная плотность.

ОБРАЗЕЦ

ЗАПИСИ НАБЛЮДЕНИЙ

№ п/п действия Время окончания действия Умственная по преимуществу работа Двигательная по преимуществу работа Отдых Нецелесообр. затраты времени (простой) примечание
+ - + - + -
1. Построение, рапорт 2.45 - - 1.45 - - - 1.00  
2. Слушание задач 3.05 0.20 - - - - - -  
3. Ходьба 4.30 - - 1.25 - - - -  
4. Слушание задания 4.45 0.15 - - - - - -  
5. Выполнение задания 1 5.15 - - 0.30 - -   -  
6. Слушание указаний 6.00 0.20 0.25 - - -   -  
7. Повторно бег, ходьба 8.15 - - 2.15 - -   -  
8. Слушание описан. упр 2 9.30 1.15 - - - -   -  
9. Выполнение упр. 2 9.45 - - 0.15 - -   -  
10. Слушание описан. упр.3 10.25 0.40 - - - -   -  
11. Выполнение упр.3 10.45 - - 0.20 - -   -  
12. Слушание указаний 11.20 0.35 - - - -   -  
13. Выполнение упр.3 11.30 - - 0.10 - -   -  
14. Слушание и набл. упр.4 12.20 0.25 0.25 - - -   -  
15. Выполнение упр.4 12.40 - - 0.20 - -   -  
16. Слушание описан. упр.5 13.05 0.15 0.10 - - -   -  
17. Выполнение упр.5 13.25 - - 0.20 - -   -  
18. Слушание,описан.упр.6 13.50 0.25 - - - -   -  
19. Выполнение упр.6 14.20 - - 0.30 - -   -  
20. Слушание описан.упр7 15.05 0.25 0.20 - - -   -  
21. Выполнение упр.7 и т.д. 15.30 - - 0.25 - -   -  
  Сумма затраченного времени по видам действий   10.10 6.00 15.10 1.00 2.0 7.1 3.10  

В уроке имели место два явно выраженных простоя: один в начале, когда учащиеся по звонку были готовы к исходному по­строению, а педагог искал палочки и мел, второй - в основной части урока, когда педагог, увлекшись подгруппой на брусьях, перестал контролировать работу другой. Воспользовавшись этим, девочки прекратили упражнение на бревне.

22% - нецелесообразных затрат времени явились следствием весьма слабой организации урока. Так, при выполнении упраж­нений в равновесии можно было вообще обойтись без пауз, если бы педагог индивидуализировал работу, своевременно подумал о принципе постепенности и прочности. Одним можно было пред­ложить выполнение на полу, другим - на гимнастической скамей­ке, третьим - на рейке гимнастической скамейки, а четвертым - на бревне (наиболее сложные условия).

В первую часть урока были включены простые и хорошо знакомые ученикам упражнения, большинство из которых можно было провести поточно. Вместо этого педагог перед каждым уп­ражнением делал паузы, обязательно описывал и показывал их. Дозировка упражнений была мизерной (4-5 раз). Уже в этой час­ти урока обнаружились резервы для увеличения не только двига­тельной, но и общей плотности урока. Хорошо знакомые учени­кам упражнения не следовало показывать и описывать, а лишь назвать, требуя выполнения сразу. По ходу выполнения можно было давать характеристику, указания, оценочные суждения. Вместо непрерывного подсчета, следовало использовать посту­кивание палочками, задания на самостоятельное удерживание за­данного темпа и т.д.

Моторная плотность основной части урока составила всего 24%. Как свидетельствуют данные протокола, много времени ученики затратили на всякие паузы, главным образом нецелесо­образные. В продолжение основной части урока ученица, за ко­торой велось наблюдение, выполнила 8 подходов к бревну (один вне очереди) и 2 подхода к брусьям. Моторную плотность основ­ной части урока можно было увеличить, используя в дополнение

к бревну гимнастические скамейки. Висы на брусьях следовало выполнять, как минимум, по два человека одновременно.

Более двух минут педагог затратил на замечания по поводу дисциплины. Учитывая особенности данного класса (ребята ста­рательны, любят физкультуру) можно предположить, что улуч­шению дисциплинированности будет способствовать более осно­вательная подготовка к уроку, конкретизация частных задач и формулировка заданий для учеников, выбор соответствующих методических приемов обучения, воспитания, организации и др.

Заключительной части урока фактически не было: ребята наспех убрали снаряды, построились и были отпущены.

Итак, общую и моторную плотность урока можно было по­высить, резервы для этого имелись.

Главное для педагога этого урока - тщательная, всесторон­няя подготовка. Следует обратить внимание на более качествен­ную разработку конспекта и своевременную организацию мате­риально-технических условий.

Подпись студента_________________

Оценка анализа урока______________

Подпись методиста _____________

ПУЛЬСОМЕТРИЯ

Пульсометрия играет вспомогательную роль в контроле за уроком физического воспитания в школе. На основании показа­телей пульса выясняется реакция сердца на нагрузку, вызванная определенным упражнением или серией упражнений, а также ди­намика этих реакций на протяжении всего урока. В последнем случае вычерчивается "кривая нагрузки".

Частота сердечных сокращений подсчитывается в течение 10 секунд в наиболее характерные моменты урока.

Оценка пульсовых данных и пульсовой кривой должна со­провождаться всесторонним анализом. Показатели пульса у раз­ных лиц, как и у одного и того же лица в разное время и при разных обстоятельствах - не совпадают. Измеряют же, как правило, частоту сердечных сокращений лишь у одного занимающегося. Кроме того, следует иметь в виду, что эти изменения происходят не только в зависимости от характера и величины мышечной ра­боты, но и под влиянием эмоций, которые в уроках физического воспитания нередко достигают значительной силы. Поэтому от­носительно правильная оценка показателей пульсометрии воз­можна лишь при учете данных педагогического наблюдения, ко­торые фиксируются частично в графе "Примечания".

Содержание и порядок записей уясняются из названия от­дельных граф протокола. Форма протокола и образец выполнения этого задания приводятся ниже. Для обеспечения информативно­сти данных важно соблюдать следующее:

1) своевременно подготовить часы (с секундной стрелкой) или секундомер, который включается по звонку и не выключает­ся до конца урока (без этого невозможно оформить кривую на­грузки);

2) подготовить протокол для черновой записи показателей;

3) заблаговременно выбрать объект наблюдения - по воз­можности наиболее значимый для анализа. Это должен быть "средний" ученик - характеризующий основную массу учащихся данного класса. Студент выбирает мальчика, студентка - девочку. Характеристику намеченного ученика дает учитель физического воспитания.

При возможности можно наблюдать за работой одновремен­но нескольких разнотипных представителей класса и подсчиты­вать у них пульс: девочки и мальчика; сильного, среднего и сла­бого по подготовленности ученика: старательного и нерадивого и т.п. В этом случае каждого ученика наблюдают разные студенты. Анализ и обобщение всех исследовательских данных можно по­ручить одному из студентов, который оформляет соответствую­щие материалы и докладывает их при обсуждении урока в бригаде.

Намеченного для наблюдения ученика необходимо заблаго­временно предупредить, поставив его в известность о цели, содержании и порядке предстоящей процедуры. Подсчитывается пульс сразу после окончания упражнения или серии упражнений и перед выполнением. Для этого хронометрист должен своевре­менно подойти к занимающемуся, чтобы не отвлекать его и из­бежать паузы после выполненной работы, причем желательно все измерения производить в одной и той же свободной основной стойке. Важно получить исходные показатели пульса до начата урока. Далее пульс подсчитывается при входе ученика в зал, по звонку и т.д.

4) После окончания урока, полученные десятисекундные по­казатели пульса переводят в минутные, по которым оформляется гра­фическое изображение динамики пульса в течение урока - его "кривая".

При анализе полученных данных учитывается лип урока и запланированное в конспекте содержание. Реальная кривая на­грузки оценивается с учетом общих требований к развертыванию работоспособности.

По высоте кривой условно можно судить об интенсивности нагрузки, а по величине площади между кривой и проекцией от исходного пульса - о ее объеме. Записи в примечании дают ответ на возникшие вопросы.

Для того чтобы анализ полученных данных был достаточно убедительным, необходимо изучить специальную литературу о функциональных особенностях сердечной деятельности учащих­ся соответствующего возраста.

Наши рекомендации