Работа по формированию самоуправления в отряде

Участие детей в самоуправлении, в организаторской работе - дело всегда сложное и требует выучки. Провести в отряде выборы (или просто назначить) лидеров-активистов, а потом попросту ждать от них каких-то дей­ствий бесполезно. Не удивительно, что практически всегда дети, по­павшие в похожую ситуацию, не оправдывают надежд педагогов-вожатых. И дело не в том, что были выбраны не те ребята, а в том, что любая серьезная и полезная ра­бота детей в самоуправлении возможна лишь тогда и там, где есть специальная подготовка и обучение со стороны педагогов-вожатых. Поэтому вожатым, начинающим ра­боту с детьми, выбранными в актив отряда или лагеря, следует четко представлять, что придется делать выбранным активистам; какими знаниями и умениями следует их вооружить.

Одна из основных задач вожатого в работе с детским коллективом - воспитать работоспособный актив, который стал бы ядром сплочения коллектива отряда, организатором и инициатором всех дел. Научить, объяснить, помогать каждую минуту (особенно в пору становления системы самоуправления) - тут нужны и терпение, и настойчивость, и многое-многое другое. И, не научив ребят по-настоящему работать (планировать, анализировать, организовывать свою жизнь в отряде), вожатые спрашивают с них, требуют и возмущаются нежеланием и пассивностью, которые вызваны, прежде всего, отсутствием соответствующих умений и навыков.

Одно из важнейших правил педагогического руково­дства самоуправлением формулируется кратко и четко - учить всему.

Помимо знаний и навыков по своему участ­ку работы, каждый член актива должен практически применять знания в организаторской работе:

- уметь спла­нировать работу,

- правильно распределить обязанности среди участников дела,

- не бояться требовать и контроли­ровать выполнение того или иного задания.

Здесь в зада­чи педагога-вожатого входит формирование у воспитанников чувства личной ответственности, здорового сорев­новательного отношения к делу в интересах всего отряда. Обучая своих воспитанников, педагог-вожатый всегда должен контролировать и себя. Иногда бывает, что пе­дагог подменяет детей в их организаторской работе. Ведь самостоятельность у детей не появляется просто так. Она является результатом специальных упражнений, органи­зованных педагогами-вожатыми. Грамотно построенная педагогическая работа предполагает постоянное усложне­ние упражнений в самостоятельном и инициативном ре­шении вопросов жизни отряда. Естественно, в первые дни приходится подробно и точно инструктировать детей, контролировать каждый шаг их творческо-практической деятельности, подсказывать им правильные и оптималь­ные решения. Позже задания переходят в состояние, ко­гда формулируется только цель, основное направление задачи.

Условно организацию самоуправления можно разде­лить на три стадии, время которых также достаточно ус­ловно.

Первая стадия предполагает задания по отработке от­дельных компонентов законченных действий детей. В этот промежуток времени жизни в отряде и лагере дети делают все по указаниям вожатых и под их чутким на­блюдением: утренний подъем, зарядка, уборка кроватей и палат, дежурство по лагерю и столовой, выход за терри­торию лагеря и т.д. Это самый сложный и самый ответственный этап в работе вожатого по формированию само­управления. Обратим на него более пристальное внима­ние.

1. Перед выполнением каждого требования или задания проводится подробнейший инструктаж, сопровождаемый, где только можно, практической демонстрацией действий (яркий пример: уборка кровати). В младших отрядах вожатым особенно важно обратить внимание малышей на последовательность действий, из которых слагается выпол­нение того или иного приема работы, и разобрать каждое действие в отдельности.

2. Практическое выполнение вожатый контролирует и комментирует. Форма организации практического выполнения может быть разнообразной и зависеть от возраста детей.

В любом коллективе всегда есть свои достижения, успехи, как есть и неудачи, провалы. Задача педагогов-вожатых - помочь ребятам увидеть связь между проде­ланной работой и ее лучшими результатами. Поэтому на первых порах формирования коллектива так велика роль поощрений. Награждениями участников, объявлениями благодарности от имени всего отряда должны сопровож­даться усилия детей. Но при этом всегда главной наградой должен оставаться тот успех, которого добились сами ребята.

Любое правильно поставленное требование педагога-вожатого обязательно должно быть выполнено, должно доводиться до конца. Это правило важное, так как оно связано с формированием авторитета товарища, педагога-вожатого.

Следует помнить, что настойчивость в доведении требований до конца, конечно, нужна только там, где са­мо требование педагога-вожатого правильно и справедли­во. Признание своей ошибки и отмена неправильно от­данного указания больше укрепит авторитет, чем настаи­вание на абсолютной правильности своих решений ради ложного престижа. Требова­ния должны быть едиными. И это очень важное правило, сложившееся в опыте педагогических коллективов. Вся­кий разнобой в требованиях сильно тормозит процесс выработки необходимых навыков и привычек у детей, особенно в условиях детского оздоровительного лагеря.

Каждое требование должно приводиться в жизнь последовательно и систематически. Все, что требо­вали педагоги-вожатые сегодня, они должны требовать завтра, послезавтра и так до тех пор, пока у воспитанни­ков не сформируются прочные навыки и умение само­стоятельного выполнения указанных задач. Ведь следует учитывать, что требование может меняться, развиваться.

Вторая стадия предполагает самостоятельное выпол­нение отдельных законченных заданий детьми, ранее вы­полнявшихся с помощью педагогов. Теперь вожатые, не вмешиваясь в ход работы, только контролируют сам про­цесс, комментируя его выполнение (например, уборка территории дежурными палатами, построение в опреде­ленное время на зарядку или на линейку, оформление сменных детских рубрик уголка и т.д.). Завершенной ста­дию можно считать, когда точку зрения педагога-вожатого начинают постепенно поддерживать сначала несколько человек, потом палаты и, наконец, большин­ство ребят отряда. Практически весь отряд сознательно хочет жить той жизнью, которую сформировали педаго­ги-вожатые.

Третья стадия предполагает включение отработанных действий в систему деятельности в отряде и в лагере. Те­перь задания заключаются в том, что поручается не вы­полнение какого-то конкретного приема, а раздел работы и целом, где нужно самостоятельно принимать те или иные решения. Так педагоги-вожатые формируют в усло­виях творческой деятельности умение правильно выби­рать нужные средства и приемы для решения возникаю­щих задач.

Если отряды в лагере вышли на третью стадию само­управления, то может действительно получиться праздник «День самоуправления».

Что делать и кто виноват?

(некоторые проблемы в работе вожатого и пути их решения)

Дети приезжают в лагерь с разным настроением, с разными ожиданиями и потребностями. В детском лагере, как и в любой семье, могут воз­никать самые различные ситуации, знания о которых помогут избежать неприятных последствий, сложнос­тей со здоровьем детей. Каковы же ситуации, которые можно спрогнозировать еще до отъезда и определить пути их решения? Рассмотрим некоторые часто встречающиеся проблемы.

Дети в оздоровительном лагере оказываются в но­вом сборном коллективе.Произошел разрыв старых дружеских связей, дети не знают друг друга, у них нет общих воспоминаний, и нет еще общих интересов. И вот образуются группировки, происходит формирова­ние симпатий и антипатий. На этом фоне у детей мо­гут возникнуть проблемы в общении. Некоторые дети замыкаются в себе,испытывают чувство одиночества.

Отрядный вожатый должен быть готов к тому, что ребята приезжают в лагерь с разным настроением. Мно­гие положительно настроены на жизнь в лагере, не пер­вый год приезжают, знают традиции, имеют своих дру­зей. Такие дети с первых минут обоснования в лагере стре­мятся активно участвовать во всех отрядных начинаниях, выполняют поручения вожатых, проявляют инициативу. На них отрядный вожатый может смело опираться в орга­низационный период, продолжая активно налаживать контакт с другой частью ребят.

Эта часть ребят занимает выжидательную позицию. Обычно это новички, возможно, первый раз в свое жизни приехавшие в лагерь. Если ребенок первый раз в лагере, то он потребует большего внимания к себе. Вожатому надо помнить, что у такого ребенка отсутствуют навыки в выполне­нии режима дня, он не приспособлен к самостоятель­ной жизни и должен еще привыкнуть к общественному питанию, новым порядкам. Чувство покинутости, оди­ночества испытывают, как правило, именно такие дети.

Всегда отрядный вожатый должен помнить педагоги­ческую истину: нет плохих детей, есть взрослые, которые не смогли найти подход к ним, не захотели помочь детям научиться общаться, не заинтересовали их каким-то по­лезным для себя и других делом.

Поэтому при изучении своего отряда вожатый в пер­вую очередь должен выделить таких детей и обратить на них свое внимание. В противном случае эти дети могут замкнуться или примкнуть к группе трудных, проявить негативное поведение.

Характеристика трудных детей такова: попадая в но­вый коллектив, они ведут себя задиристо, даже грубо, пытаются противиться требованиям вожатого, уклоняются от общей коллективной работы, мотивируя свое поведе­ние тем, что не привыкли к этому, «в другом лагере нас не заставляли делать эту работу» и т.д.

При организации индивидуальной работы с такими детьми вожатому следует помочь каждому из них найти свое место в отряде, самоутвердиться, заинтересовать в участии в работе по созданию норм и правил отряда, удовлетворить потребность в самостоятельности, убедить попробовать свои силы в различных видах деятельности: спортивной, трудовой, художественной, организаторской.

Энурез.Нередко дети сталкиваются с этим непри­ятным явлением в оздоровительном лагере: они мо­чатся в кровать. Роль вожатого заключается в том, что­бы избавить ребенка от смущения и унижения со сто­роны сверстников. Процедура смены белья должна быть проработана так, чтобы вожатые справлялись с ней тихо и аккуратно.

Проблемы сна.Во-первых, может появиться хожде­ние во время сна (лунатизм). Во-вторых, могут возник­нуть ночные кошмары, если для них имеются предпо­сылки. Вожатый должен особенно внимательно сле­дить за такими детьми. Проявлять особое внимание вечером (проводить спокойные мероприятия, настраивающие на сон) младшим и средним детям рассказать в палате историю на ночь.

Воровство.Когда обнаружится, что ребенок украл что-либо, с ним следует поговорить, убедить в необ­ходимости вернуть предмет и помочь ему вернуть по­хищенное с извинениями.

Гиперактивность.Такой ребенок импульсивен, не­внимателен и излишне активен, носится взад-вперед, редко занимается одним занятием или делом. Роль во­жатого заключается в защите ребенка от его собствен­ных действий, он должен постараться, чтобы ребенок участвовал в обычной деятельности оздоровительного лагеря. Это требует значительного контроля. Некото­рые дети в таком состоянии требуют вмешательства врача, поэтому вожатый должен быть постоянно вни­мателен к ним.

Одиночество.Ребенок может испытывать одиночество впервые оказавшись в непривычной обстановке летне­го лагеря. Стремиться переключить внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью общения. Нередко лагерь, обстановка вне дома, дает возможность ребенку проявить себя в новом окруже­нии, выйти из изоляции, так как на нем нет ярлыка изгоя. Получив положительный импульс к общению в оздоровительном лагере, он, может быть, попытается построить свои отношения с коллективом и вне лагеря. Лагерь даст такому ребенку возможность «найти себя», раскрыть свои способности в какой-либо области.

Тоска по дому.Наиболее часто дети скучают по сво­им родителям, друзьям или домашним животным, становятся плаксивы и падают духом. Необходимо занять детей деятельностью, которая позволяет обрести друзей или забыть о доме - один из способов решения проблемы. Отвлечь интересными делами, переключить внимание. Дать какое-либо задание, чтобы ребенок почувствовал себя нужным в новом коллективе.

Задают много вопросов.Вожатому необходимо внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания.

Внешнее проявление взрослости:курение, игра в карты, проба спиртного, употребление взрослого лексикона, использование косметики, украшений. Бодрствование после отбоя, различные ночные занятия. Вожатому необходимо разъяснительную работу с привлечением всех специалистов и показом соответствующих кинофильмов. Приучить к выполнению разумного режима дня. Если невозможно полностью избежать ночных занятий, направит их в положительное русло.

Появление тайн(укромные уголки леса, полянки, места рыбалки) Озорство, шалости. Знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать. Организовывать интересные игры с элементами романтики.

Неподчиненность взрослым, действие «наперекор», критиканство.Стремление к независимости, вызывающее поведение. Пытаться понять подростков, понять причины того или иного их поступка, тактично направ­лять их действия в нужное русло, стать приятным собеседником.

Интерес к себе. В коллективной беседе - находить у такого подростка лучшие каче­ства и подчеркивать их.

Развитие интереса к проти­воположному полу, появ­ление новых ощущений, чувств, переживаний.Тактично, целомудренно необходимо рас­крыть подросткам красоту насто­ящей любви. На вопросы отвечать тактично и серьезно

Проявление чрезмерной самостоятельности. Стрем­ление освободиться от ро­дительской опеки. Вожатому необходимо учитывать это и предоставлять подросткам как можно больше подконтрольной самостоятельно­сти.

Суицидальное поведение.Общество обеспокоено суи­цидальным поведением подростков. Вожатым следует научиться распознавать надвигающиеся признаки деп­рессии, улавливать симптомы поведения, которые ча­сто предшествуют такому явлению. Любая попытка суи­цида должна рассматриваться со всей серьезностью, но в то же время осторожно и не только вожатым, но и административным персоналом, психологом.

Наши рекомендации