Исторический экскурс в информационные технологии
Для понимания роли и перспектив развития информационных технологий рассмотрим их эволюционный путь. Существует разные точки зрения на развитие информационных технологий. Обычно с этой целью используют определенные признаки, по которым осуществляется выделение этапов в эволюции информационных технологий: вид задач и процессов обработки информации, виды инструментария технологии, процессы хранения, обработки и передачи информации и другие.
Информационная технология возникла на Земле несколько миллионов лет назад вместе с первыми приемами общения: нечленораздельные звуки, мимика, жесты, прикосновения и другие сигналы наших далеких предков. При этом обеспечивался лишь обмен информацией между индивидами. Вместе с возникновением речи около 100 тыс. лет назад возникла возможность накопления информации, пока что индивидуального, в памяти человека.
Возникновение письменности 5-6 тысячелетий назад дает человечеству коллективную, общественную, память. Появление письменности позволило реализовать полный набор процессов циркуляции и переработки информации: сбор, передачу, переработку, хранение и выдачу.
Возможности фиксации информации на материальных носителях выделяют фазы:
· до бумажная фаза (запись на камне, переход на папирус в третьем тысячелетии до н.э., появление пергамента в III в. до н. э.);
· бумажная фаза развития информационных технологий с Х в., когда бумага становится объектом промышленного производства в странах Европы .
Мощным толчком к развитию информационных технологий послужило книгопечатание (середина XV в.), позволившее тиражировать информацию.
С расширением торговли и ремесел появились городские почты, с XV в. – частная почта (Западная Европа), в XVI—XVII вв. - централизованная королевская почта (Франция, Швеция, Англия и другие страны). Благодаря этим стабильным коммуникациям в информационную деятельность вовлекается большое число людей и она охватывает крупные регионы.
Центрами хранения и передачи информации становятся первые университеты Италии, затем Франции, Германии, Англии.
По существу это стало началом нового научно-технического этапа в естествознании. Главным качественным содержанием информационных технологий стало рождение систем научно-технической терминологии в основных отраслях знаний, а количественным - выпуск многотиражных книг, журналов, газет, географических карт, технических чертежей, а также первых энциклопедий – своего рода стационарных информационно-поисковых систем на алфавитной основе.
Новый этап в развитии информационных технологий, связанный с технической революцией конца XIX в., характеризуется созданием почтовой связи как формы стабильных международных коммуникаций (Всеобщий почтовый союз с 1874 г. И Всемирная почтовая конвенция с 1878 г.), изобретением фотографии (с 1839 г.), изобретением телеграфа (1832 г.), телефона (1876 г.), радио (1895 г.), кинематографа (1895 г.), а позднее – беспроводной передачи изображения (1911 г.) и промышленного телевидения (с конца 20-хгодов).
Изобретение электронных вычислительных машин (1949 г.), цифровых систем связи и вычислительных сетей, создание в 1978 г. первого персонального компьютера и его распространение именно в качестве инструментального средства накопления, преобразования и передачи информации позволили новым, автоматизированным информационным технологиям внедриться практически во все области человеческой деятельности.
В развитии информационных коммуникаций наступил период создания общемировой системы сосредоточения, хранения и быстродействующей передачи информации в наиболее удобной для пользователей форме.
Это превратило информацию в движущую силу технического, социального и экономического прогресса, определило ей ведущую роль на этапе современной технологической революции, которая придает информационным технологиям форму интеллектуальной индустрии. Информация превращается в один из наиболее ценных по содержанию и массовых по форме продуктов цивилизации, потребителем которой становится все человечество.
Этап информационной революции второй половины XX в. знаменует начало безбумажной фазы развития информационных технологий. Машинная интуиция в виде экспертных систем превращается в производительную силу, а искусственный интеллект позволяет решать качественно новые задачи технического прогресса.
История развития механизма информационного взаимодействия между людьми, а теперь и между человеком и машиной, дает основание для понимания информационных технологий как единой интеграционной системы развития всех областей знаний, этапы которой в основном совпадают с периодами становления естествознания и с более ранними по времени периодами накопления знаний в обществе.