Управление умственной деятельностью младшего школьника
Классификация умственных действий может быть проведена по различным основаниям. Она возможна с точки зрения ведущего психического процесса — восприятия, памяти, мышления, — и в этом случае говорят о перцептивных, мнемонических и мыслительных действиях. Может быть дана классификация по ведущей функции, которую выполняет умственное действие в умственной деятельности человека. В этом плане можно выделить ориентировочные, исполнительные и контрольные умственные действия. Возможно классифицировать умственные действия по степени их стандартизации и допустимой формализации. Здесь могут быть названы умственные действия типа алгоритма, алгоритмического предписания и эвристики. Можно также разделить умственные действия по степени их обобщенности и говорить о конкретных и общих умственных действиях.
Называя все эти линии классификации, следует иметь в виду, что они не исключают друг друга, а демонстрируют собой лишь различный подход, различный угол зрения подчас на одно и то же умственное действие.
В реальной умственной деятельности школьников перцептивные, мнемонические и мыслительные действия тесно переплетены и выступают в единстве при решении различных учебных задач. Без создания специальных условий как-то выделить тот или другой вид оказывается практически невозможным. Поэтому в настоящей работе мы все время говорим об умственных действиях вообще, хотя во всем последующем изложении речь будет идти преимущественно о мыслительных действиях…
Вторая линия классификации может выражаться либо в выделении умственных действий, специально выполняющих функцию ориентировки, исполнения или контроля, либо же в вычленении этих же функций как отдельных компонентов в структуре одного и того же умственного действия (П. Я. Гальперин).
Ориентировочную функцию можно понимать двояко. Во-первых, как определение того, что должно быть сделано в исполнительной части действия. В связи с этим могут быть выделены различные типы ориентировочной основы действия. Во-вторых, ориентировочную функцию можно понимать как процесс распознавания, который заключается в том, «что в объектах, подлежащих распознаванию, выявляются определенные признаки, которые сопоставляются с признаками, характерными для объектов определенных классов» (Л. Н. Ланда ). Распознавание оказывается обязательным этапом, предшествующим фактическому выполнению действия, так как является необходимым условием переноса ранее сформированных действий на новый объект…
Исполнительная функция умственного действия представляет собой акт преобразования, который может носить как материальный, так и идеальный характер в зависимости от особенностей объекта, подлежащего преобразованию, и поставленных целей…
Контрольная функция представляет собою проверку и оценку достигнутого, ее выполнение служит важным условием, обеспечивающим осознанное усвоение формируемого умственного действия. Если же понимать эту функцию не только как констатацию достигнутого, но и как оценку выполненного действия с точки зрения возможности его дальнейшего совершенствования и применения в новых условиях, то данная функция весьма важна при построении перспективного управления умственной деятельностью учащихся.
Рассматривая классификацию умственных действий по степени их стандартизации и формализации, коснемся лишь одного вопроса в этой большой, сложной, мало разработанной и весьма дискуссионной проблеме — вопроса о роли целенаправленного формирования умственных действий алгоритмического типа для развития у учащихся эвристических умственных действий…
Положительный ответ о роли целенаправленного формирования умственных действий алгоритмического типа для развития эвристических умственных действий можно дать « в том случае, если окажется возможным проследить взаимосвязь и показать общность между алгоритмами и эвристиками…
Взаимосвязь и общность между алгоритмами и эвристиками можно обнаружить уже в том, что любое новое решение так или иначе базируется на имеющемся опыте. Интересную мысль в этом отношении высказал еще И. М. Сеченов, который писал: «Через голову человека в течение всей его жизни не проходит ни одной мысли, которая не создавалась бы из элементов, зарегистрированных в памяти. Даже так называемые новые мысли, лежащие в основе научных открытий, не составляют исключения из этого правила»
Следующая линия классификации умственных действий возможна по степени их общности. В этом плане можно говорить о конкретных и общих умственных действиях…
(Управление умственной деятельностью младшего школьника. СПб., 1976.с. 18-31. Текст дан в сокращении)
Приложение №20
А.И. Раев