Управление умственной деятельностью младшего школьника

Классификация умственных действий может быть прове­дена по различным основаниям. Она возможна с точки зре­ния ведущего психического процесса — восприятия, памяти, мышления, — и в этом случае говорят о перцептивных, мне­монических и мыслительных действиях. Может быть дана классификация по ведущей функции, которую выполняет ум­ственное действие в умственной деятельности человека. В этом плане можно выделить ориентировочные, исполни­тельные и контрольные умственные действия. Возможно классифицировать умственные действия по степени их стан­дартизации и допустимой формализации. Здесь могут быть названы умственные действия типа алгоритма, алгоритмиче­ского предписания и эвристики. Можно также разделить ум­ственные действия по степени их обобщенности и говорить о конкретных и общих умственных действиях.

Называя все эти линии классификации, следует иметь в виду, что они не исключают друг друга, а демонстрируют собой лишь различный подход, различный угол зрения под­час на одно и то же умственное действие.

В реальной умственной деятельности школьников перцептивные, мнемонические и мыслительные действия тесно пере­плетены и выступают в единстве при решении различных учебных задач. Без создания специальных условий как-то выделить тот или другой вид оказывается практически невоз­можным. Поэтому в настоящей работе мы все время говорим об умственных действиях вообще, хотя во всем последующем изложении речь будет идти преимущественно о мыслитель­ных действиях…

Вторая линия классификации может выражаться либо в выделении умственных действий, специально выполняющих функцию ориентировки, исполнения или контроля, либо же в вычленении этих же функций как отдельных компонентов в структуре одного и того же умственного действия (П. Я. Гальперин).

Ориентировочную функцию можно понимать двояко. Во-первых, как определение того, что должно быть сделано в исполнительной части действия. В связи с этим могут быть выделены различные типы ориентировочной основы действия. Во-вторых, ориентировочную функ­цию можно понимать как процесс распознавания, который заключается в том, «что в объектах, подлежащих распозна­ванию, выявляются определенные признаки, которые сопо­ставляются с признаками, характерными для объектов опре­деленных классов» (Л. Н. Ланда ). Распознавание оказывается обязательным этапом, предшествующим факти­ческому выполнению действия, так как является необходи­мым условием переноса ранее сформированных действий на новый объект…

Исполнительная функция умственного действия представ­ляет собой акт преобразования, который может носить как материальный, так и идеальный характер в зависимости от особенностей объекта, подлежащего преобразованию, и по­ставленных целей…

Контрольная функция представляет собою проверку и оценку достигнутого, ее выполнение служит важным условием, обеспечивающим осознанное усвоение формируемого умственного действия. Если же понимать эту функцию не только как констатацию достигнутого, но и как оценку вы­полненного действия с точки зрения возможности его дальнейшего совершенствования и применения в новых условиях, то данная функция весьма важна при построении перспективного управления умственной деятельностью учащихся.

Рассматривая классификацию умственных действий по степени их стандартизации и формализации, коснемся лишь одного вопроса в этой большой, сложной, мало разработанной и весьма дискуссионной проблеме — вопроса о роли целенаправленного формирования умственных действий алгоритмического типа для развития у учащихся эвристических ум­ственных действий…

Положительный ответ о роли целенаправленного форми­рования умственных действий алгоритмического типа для развития эвристических умственных действий можно дать « в том случае, если окажется возможным проследить взаимосвязь и показать общность между алгоритмами и эвристиками…

Взаимосвязь и общность между алгоритмами и эвристи­ками можно обнаружить уже в том, что любое новое реше­ние так или иначе базируется на имеющемся опыте. Интерес­ную мысль в этом отношении высказал еще И. М. Сеченов, который писал: «Через голову человека в течение всей его жизни не проходит ни одной мысли, которая не создава­лась бы из элементов, зарегистрированных в памяти. Даже так называемые новые мысли, лежащие в основе научных открытий, не составляют исключения из этого правила»

Следующая линия классификации умственных действий возможна по степени их общности. В этом плане можно говорить о конкретных и общих умственных действиях…

(Управление умственной деятельностью младшего школьника. СПб., 1976.с. 18-31. Текст дан в сокращении)

Приложение №20

А.И. Раев

Наши рекомендации