Сказки эллинов. Мифы Древней Греции
- Тайны славянской мифологии.
- Мир глазами Вечности, или то, что открывает нам Библия.
8. Прочитайте мифы, проанализировать в данном тексте особенности, характерные мифу, восприятие данного мифа ребенком дошкольного возраста, высказать свое мнение о роли мифа в круге детского чтения:
- Греческий миф «Немейский лев» (Первый подвиг Геракла).
- Славянский «Миф о Солнце».
- «Вавилонская башня».
9. Напишите реферат на тему «Роль славянских мифов в культурном воспитании ребенка дошкольного возраста».
Тема №15. Сказки зарубежных авторов, вошедшие в «золотой фонд» детской литературы
1. Составьте литературный дайджест на одного из зарубежных авторов ХIХ в., вошедшие в «золотой фонд» детской литературы.
Дайджест литературный (англ. digest - краткое изложение) сжатое изложение каких-либо сведений, сообщений и т.п., например, книжный обзор.
Структура дайджеста
1) Титульный лист – афиша.
2) Оглавление (план).
3) Предисловие (от составителя) или обращение (к читателям).
4) Основной текст, обычно разделенный на разделы и подразделы (обзор сказок).
5) Список использованной литературы.
6) Приложения: иллюстративный материал, фотографии, фотокопии обложек изданий, портреты писателей.
Обзор сказки (примерный)
1) Интересные факты из жизни сказочника.
2) Представление сказки.
3) Основная тема.
4) Герои.
5) Иллюстрации с цитатами из текста сказки (можно использовать отрывки из мультфильмов и художественных фильмов, аудиокниг).
6) Значение для современных маленьких читателей.
Список авторов для выполнения работы:
Страна | Писатель | Произведения |
Германия | Братья Гримм: Якоб и Вильгельм | «Бременские музыканты» «Красная Шапочка» «Спящая красавица» «Белоснежка и семь гномов» |
Эрнст Теодор Амадей Гофман | «Золотой горшок» «Щелкунчик и Мышиный король» | |
Вильгельм Гауф | «Маленький Мук», «Карлик Нос», «Калиф-аист» | |
Дания | Ханс Кристиан Андресен | «Гадкий утенок» «Дикие лебеди» «Дюймовочка» «Новое платье короля» «Огниво» «Принцесса на горошине» «Русалочка» «Свинопас» «Снежная королева» |
Франция | Шарль Перро | «Золушка» «Кот в сапогах» «Красная шапочка» «Мальчик с пальчик» «Спящая красавица» |
Англия | Льюис Кэррол | «Алиса в стране чудес», «Алиса в зазеркалье |
Ирландия | Оскар Уальд | «Мальчик-звезда |
США | Джоэль Чандлер Харрис | «Сказки дядюшки Римуса». |
A2. Сделайте подборку детских анимационных, мультипликационных и художественных фильмов по мотивам сказок Ш. Перро и бр. Гримм.
!3. Сочините сказку «наизнанку»
Берется любая знакомая сказка, и ее героям приписываются прямо противоположные свойства. Например, сказка звучит совершенно по-другому, если волк в ней будет добрый, а Красная Шапочка – злая («Красная Шапочка») и т. п.
4. Напишите реферат на тему: «Ш. Перро – родоначальник жанра авторской литературной сказки. Роль и значение писателей Германии в обработке народных и создании литературных сказок».
Тема № 16. Сказки Х.К. Андерсена.
Их источники, познавательное и воспитательное значение.
1. Познакомьтесь с таблицей «Своеобразие стиля Короля сказок Ханса Кристиана Андерсена» (Приложение №17).
2. Кто является главными героями сказок Андерсена?____________________________
__________
__________
3. Как проявляются христианские мотивы в сказках Андерсена? __________________
__________ ______________________________
4. В чем заключается двойная линия развития сюжета в сказках Андерсена?________
__________
__________
5. Поразмышляйте, почему у большинства сказок Андерсена несчастливый конец?
- Во время прочтения сказки Андерсена «Свинопас» заполните «Дневник читателя».
A7. Сделайте подборку детских анимационных, мультипликационных и художественных фильмов по мотивам сказок Андерсена.
!8. Сочините сказку, используя прием «Салат из сказок» на основе объединения 2-х или более сказок Х.К. Андерсена.
.
Тема №17. Мир нонсенса и детского воображения
в повести Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес»
8 1. Раскройте значение следующих понятий:
Литературная сказка – это __________________________________________________
__________
Нонсенс – это ______________________________________________________________
__________
Аллегория – это ____________________________________________________________
__________
Гротеск – это ______________________________________________________________
__________
Ирония – это ______________________________________________________________
__________
Каламбур – это ____________________________________________________________
__________
Лимерик – это _____________________________________________________________
__________
- Найдите в тексте абсурдные ситуации, каламбуры, «ожившие» метафоры», пословицы, слова, образуемые по законам детского словотворчества.
A3.Предложите проект памятника Льюису Кэрроллу. Каким бы Вы изобразили писателя? Где предложили бы поставить памятник?
4. Б. Заходер сказал об авторе Л. Кэрролле: «Особенно он любил и умел играть ... со словами. Самые серьезные, самые солидные, самые трудные слова по его приказу кувыркались, и ходили на голове, и показывали фокусы, и превращались одно в другое — словом, бог знает что выделывали! И еще он умел переделывать старые, надоевшие стишки — переделывать так, что они становились ужасно смешными». Подтвердите эти слова переводчика.
5. Сформулируйте тезисы ответа по вопросам:
Каковы истоки кэрролловский сказки об Алисе?
Чем сказка интересна и близка детям?
!6. Сочините лимерик про приключения Алисы.
Советы для сочинения лимерика:
1) Форма лимерика: 5 строк, рифма обычно между первой, второй и пятой строками, между третьей и четвертой
2) В первой, довольно длинной строке, обычно описывается, кто и где жил.
3) Вторая, тоже длинная, знакомит с какой-то особенностью героя
4) Третья и четвертая строки - короткие, они повествуют о неожиданных, невероятных событиях.
5) Пятая строка – довольно длинная и самая смешная (часто связана с первой).
6) Не бойтесь доводить свой сюжет до абсурда – лимерики именно с этой целью и пишутся.
7) Завершите историю смешной или абсурдной развязкой.
8) Почитайте пару лимериков Эдварда Лира.
Пример лимерика:
Улыбаясь, три смелые леди
Разъезжали верхом на медведе.
Вернулись все три
У медведя внутри,
А улыбка — на морде медведя. (перевод с англ. Маршака)
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
Тема №18. Поиск подходов к феномену детства и детской литературе в XX - XXI вв.
1. Изучите таблицу «Подходы к феномену детства и детской литературе в XX - XXI вв.» (приложение №18).
2. Перечислите основные темы дискуссии о детской литературе впослереволюционный период:
8 3. В какой период детство стало одной из ведущих тем литературы?
_____________
4. Какие задачи были поставлены М. Горьким в докладе «О детской литературе» на Первом съезде писателей?
5. Составьте тезисный конспект:
- СтатьиМ. Горького «О сказках».
- Статьи«Заповеди детским поэтам» из книги К.И. Чуковского «От 2 до 5».
Тема №19. Поэты Серебряного века – детям. Особенности детской поэзии Серебряного века.
Задания для подготовки к практическому занятию:
1. Составьте список поэтов Серебряного века и их произведений, вошедших в круг детского чтения.
2. Определите основную тематику поэзии Серебряного века для детей.
__________________________
_____________
3. Произведите литературно-исполнительский анализ, составить партитуру, выучить наизусть стихотворения по списку:
1) К. Бальмонт. «Осень», «Комарики-макарики».
2) М. Волошин. «Осенью».
3) А. Блок. «Зайчик», «На лугу».
4) И. Бунин. «Листопад» (отрывок), «Первый снег.
5) С. Есенин. «Поет зима – аукает…», «Береза», «Черемуха», «Пороша».
6) С. Черный. «Приставалка», «Про Катюшу», «Волк», «Волшебник».
7) С. Городецкий. «Кто это?, «Первый снег», «Котенок», «Весенняя песенка».
8) В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?»; «Что ни страница – то слон, то львица».
9) Д. Хармс. «Очень страшная история», «Игра», «Врун», «Уж я бегал, бегал, бегал…»; «Иван Торопышкин».
10) М. Цветаева «У кроватки».
Тема №20. Специфика рассказов А.Куприна о детях и животных
(«Ю-ю», «Барбос и Жулька», «Слон»)