Методика работы над правильностью чтения; типичные ошибки в чтении учащихся; приемы отработки беглости чтения с учетом программных требований и возрастных особенностей
Значение чтения в жизни современного человека. Понятие «навык чтения». Качества полноценного навыка чтения: сознательность, правильность, беглость, выразительность. Общая характеристика качеств
Книга играет большую роль в жизни детей,
но только тогда, когда ребенок умеет хорошо читать.
В.А. Сухомлинский
Чтение в жизни каждого культурного человека занимает важное место. Современный ребенок в условиях господства телевидения, радио и кино потерял интереса к чтению книг. Но если говорить о талантливом читателе, то мнение может быть противоположным, что нам с вами необходимо доказать. Важно не забывать о том, что книги способны обогатить внутренний мир личности, дать знания о жизни и окружающем мире, развить самостоятельность мышления и доставить читателю художественное наслаждение.
Все дети процессом чтения овладевают по-разному и в разное время, но целенаправленный характер обучения чтению приобретает в начальной школе, где первоклассник на уроках обучения грамоте учится читать по слогам. Однако это не означает, что с первых этапов обучения формируется лишь техническая сторона чтения, т. е. чтения, по выражению Д.Б. Эльконина, как «воссоздания звукового облика слова по его буквенной модели».
В букварный период ребенку достаточно научиться хотя бы этому, но задача учителя значительно шире: необходимо сформировать у детей сознательное, а не «озвучивающее» чтение. Речь идет не только о первичном навыке чтения, а о функциональной грамотности: чтение – это не только самостоятельный процесс, но как необходимое жизненное условие, которое обеспечивает свободную ориентировку в различных жизненных ситуациях. Поэтому нам очень важно помнить слова Ш.А. Амонашвили: «Научить ребенка читать – дело чести педагога». Профессионален тот учитель, который быстро и с радостью открывает ребенку мир письменной речи – делает его читающим.
Понятие навык чтения охватывает целый комплекс умений и навыков.
Умение – это способность осознанно выполнять определенное действие при контролирующем участии сознания.
Навык – умение, достигшее уровня автоматизма и выполняемое без особого напряжения умственно-контролирующего порядка.
Развивая навык чтения (НЧ), учитель должен знать его сущность, его природу. В школьном обиходе комплекс умений и навыков для удобства называют навыком чтения, который имеет 2 стороны: техническую и смысловую.
Техническая сторона включает в себя способ чтения, правильность, беглость, выразительность.
Смысловая– это понимание учащимися таких положений, как:
- значения большей части слов (прямого и переносного);
- содержания каждого предложения в тексте и уяснения смысловой связи между предложениями;
- содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав)и смысла этих частей;
- основного смысла всего содержания текста, высказывания своего отношения к прочитанному.
Когда учитель готовит детей к выразительному прочтению текста художественного произведения, он большое внимание уделяет осмыслению его.
Исходя из этого, мы можем прийти к мысли о том, что навык чтения – это прежде всего умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, а также освоить выразительное чтение.
Но, ориентируясь на знаки препинания и содержание, не следует забывать и о темпе чтения. Навык чтения – сложный навык, который требует длительного времени для своего формирования. Поэтому в методике (Т.Г. Егоров) выделяют 3 этапа процесса формирования НЧ: аналитический, синтетический (этап возникновения и становления целостной структуры действия) и этап автоматизации.
Аналитический – это период обучения грамоте, который характеризуется звуко-буквенным анализом и чтением слова по слогам.
Синтетический – это чтение текста целыми словами. Зрительное восприятие слова и его произнесение почти совпадают с осознанием значения. Автоматизация этого вида чтения происходит в последующие годы – в течение всей жизни.
Относительно способа чтения учителю необходимо иметь, что существует продуктивные и непродуктивные виды чтения. К непродуктивным относится побуквенное чтение и отрывистое слоговое. К продуктивным – плавное слоговое, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов.
В.А. Сухомлинский, исследуя причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, у них складывалась структура малодеятельного мозга». Поэтому одной из актуальных тем в начальной школе является формирование техники чтения. Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и способствует совершенствованию учебного процесса. В.Н. Зайцев пришел к выводу о том, что только техника чтения не ниже 120 слов в минуту дает возможность ребенку успешно учиться. От техники чтения зависит грамотность письма, осознанное понимание всех процессов, необходимых для решения математических задач.
В учебно-методических материалах для начальной школы по всем УМК мы встретим требование, связанное с темпом чтения в 1 минуту: ребенок должен читать не ниже 100 слов в минуту. По классам такое распределение нагрузки: 1 класс – 25 – 30 слов; 2 класс – конец I полугодия – 30 – 40 слов, II полугодие – 40 – 50 слов; 3 класс – I полугодие – 50 – 60 слов, II – 65 – 75 слов; 4 класс - I полугодие – 75 – 80 слов, II – 85 – 90 слов.
Учащиеся среднего звена должны читать 130 слов в минуту. Разница между начальным и средним звеном в 30 слов!
До 2010 года начальная школа России должна будет перейти на Стандарты II поколения, где обязательно 6-летнее начальное образование: 1-ый год – работа со старшими дошкольниками, а в 5 классе учитель начальных классов условно именуется «классной нянькой» (которая помогает ребенку одеваться на прогулку).
В начальной школе учащийся должен овладеть 3 видами деятельности:
1) познавательная (уметь отличать учебные тексты, художественные и научные);
2) речевая (ребенок должен выйти на монолог и уметь вести диалог;
3) организация собственной деятельности (владение техникой чтения – вслух и про себя).
В новых Стандартах под техникой чтения подразумевается правильное и осознанное чтение без замера скорости чтения – с учетом психотипа (М. Безруких). Все скоростные показатели убраны. Не нужно скорость чтения превращать в критерий оценивания. Технику чтения можно проверять, но без критики.
Методика работы над правильностью чтения; типичные ошибки в чтении учащихся; приемы отработки беглости чтения с учетом программных требований и возрастных особенностей
Правильное чтение – это чтение без ошибок: пропусков, замены, искажений. Педагогическая проблема состоит в том, чтобы обучение чтению с самого начала было функционально ориентированным делом. Решение этой проблемы осложняется многими факторами, в том числе психофизиологической зрелостью учеников, разнообразием дидактических средств, особенностями методики. Качественное обучение чтению возможно при хорошем понимании учителем этого психофизиологического явления. Чтение – сложный вид деятельности, который совершается благодаря взаимодействию различных сторон психики: памяти, мышления, эмоций. Особенно велико значение внимания: без умения сосредоточиться правильное чтение невозможно. Следовательно, обучение чтению должно включать в себя как обязательный элемент развития навыков умственной концентрации сосредоточение.
Пока не ясно, как накапливается особый опыт чтения-озвучивания, который обеспечивает оперативное схватывание значений слов и смыслов. Предполагается, что это схватывание возникает в результате титанической работы по перебору возможных вариантов осознания прочитанного. Психическим механизмом понимания выступает закон угадывания, предвосхищения. Известно, что во фразе первые два слова задают не только смысл, но и грамматическую сторону. Осознав слово и его форму, ученик открывает для себя тайну рождения смысла. Важно помнить, чтобы действие чтения изначально задавалось именно как действие сознания.
Известно, что объем оперативной памяти у взрослого человека составляет 7+ (-) 2 единицы хранения. У младшего школьника на 2 единицы меньше. Этой единицей может быть буква, слог, слово, фраза, идея. Поэтому, чтобы эффективность чтения повысилась, необходимо объединить считываемую информацию в крупные информационно-смысловые блоки (словосочетания, предложения, идеи).
Основой включения психических процессов служит физиология, сенсорика, т. е. комплекс чувственных данных: - зрительный, речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Они поставляют информацию, которая обрабатывается сознанием. Решение этой проблемы зависит от множества факторов. В настоящее время установлено, что физиологическая сторона чтения, основанная на хорошем запоминании букв и быстром установлении их звукового значения, обеспечивается следующими явлениями:
а) обучение чтению должно опираться на развитый фонематический слух, который выражается в умении анализировать и синтезировать устную речь;
б) согласно слоговому принципу письма, обучение чтению должно в качестве единицы чтения использовать слог: согласный может быть прочитан только в слоге, т. е. в сочетании с другими буквами;
в) плавность чтения обеспечивается особым качеством зрения, которое называется полем чтения. Это понятие означает «площадь одновременно видимой строки с отчетливо распознаваемыми буквами». У первоклассников поле зрения ограничено. При неподвижном взгляде на строку ученик воспринимает сочетание из 2 – 3 букв, поэтому важно учитывать эту физиологическую особенность чтения;
г) в чтении участвуют слуховые и речедвигательные анализаторы, которые «находят» значения для читаемых слов. С этой целью орфографическое чтение нужно перевести в орфоэпическое: воробэй – варабэй. Поэтому на первых порах нужно обязательно задавать громкое чтение с совместным проговариванием, но постепенно переходить на молчаливое чтение. К жужжащему чтению отношение методистов неоднозначно: в среднем звене школы дети превращаются в «шептунов»;
д) из-за несформированного умения удерживать строку зрительно необходимо использовать физическую опору для строки, которая передвигается горизонтально.
Все эти условия важно учитывать не только при первоначальном обучении чтению в букварный период, но и в последующем.