Общество сверстников и детская субкультура

Непременным условием социализации ребенка является его общение со сверстниками, которое складывается в таких малых группах, как группы детского сада, школьные классы, раз­личные неформальные детские и подростковые объединения. В детских и подростковых группах выделяются функционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые отно­шения между сверстниками.

Функционально-ролевые отношения зафиксированы в специ­альных для данной общности сферах жизнедеятельности детей (трудовой, учебной) и разворачиваются в ходе усвоения ребенком норм и способов действия в группе под непосредственным руководством и контролем со стороны взрослого.

Основная функция эмоционально-оценочных отношений в детской и подростковой группе — коррекция поведения сверст­ников в соответствии с принятыми нормами совместной дея­тельности. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения — симпатии, дружеские привязанности и пр. Они возникают в онтогенезе довольно рано. Так, если дошкольник следует этим нормам, то он оценивается другими детьми пози­тивно, если отходит от этих норм, то возникают «жалобы» взрос­лому, продиктованные желанием подтвердить норму.

Личностно-смысловые отношения — это взаимосвязи в груп­пе, при которых мотив поведения одного ребенка приобретает для других сверстников личностный смысл. При этом другие начинают переживать интересы и ценности этого ребенка как свои собственные мотивы, ради которых они, принимая раз­личные социальные роли, действуют. Личностно-смысловые отношения особенно ярко проявляются в тех случаях, когда ребенок во взаимоотношениях с окружающими берет на себя роль взрослого и действует согласно ей.

Детская субкультура, носителем которой является детское со­общество, занимает особое место в общечеловеческой культуре. Она выполняет функции первичной социализации ребенка. Субкультура как феномен характеризуется совокупностью норм, ценностей, представлений и стереотипов поведения традицион­ной культуры, интерпретируемых конкретным, относительно замкнутым сообществом. Формой проявления детской субкуль­туры является самоорганизация общения и культурной жизни в таком сообществе. По выражению М. Брейка, субкультура — это нормы, отделившиеся от общепринятой системы ценностей и традиционного стиля поведения и способствующие сохранению и развитию определенного стиля жизни в сообществе.

Отличия субъектов одной субкультуры от других включают элементы как сознания (представления, идеалы, ценностные ори­ентации, интересы), так и социального поведения, межличност­ных отношений. Определить носителей конкретной субкультуры можно по ее внешним проявлениям — языку, стереотипам пове­дения, этикету, прическе, оформлению жилища. Что касается детской субкультуры, то она представляется как культурное про­странство и круг общения детей, подростков и юношей, помогаю­щих им адаптироваться в социуме и создавать свои автономные нормы и формы поведения. К проявлениям подростковой и юношеской субкультуры от­носятся попытки создать новые нормы социального действия, которые должны быть приняты и поняты педагогом. Подростки более активны, чем младшие дети, для своего самоутверждения они ищут новые формы деятельности и поведения, более риско­ванны и нестандартны в этом. Кризис подросткового возраста отчасти связан с болезненным отказом от детских правил пове­дения и попытками выработать новые, часто альтернативные как для взрослой, так и для детской жизни. Поэтому подростково-юношеская субкультура выполняет не только социализирующую функцию, но и конструктивно-творческую — ведь ее явления непосредственно включаются в жизнь общества и определяют некоторые формы ее развития.

Факторы, отделяющие подростково-юношескую субкультуру от мира взрослых, связаны культурными и технологическими изменениями, одиночеством, противоречивым влиянием средств массовой коммуникации, неустойчивостью социальной среды (Краткий словарь по социологии. — М., 1988. — С. 231). В та­ких условиях группы подростков и юношей тяготеют к раз­личным формам контркультурного движения и отклоняющего поведения, которые приобретают характер все возрастающей тен­денции в современном обществе.

Выявлены две тенденции развития подростковой и юноше­ской субкультуры. Первая проявилась в том, что, имея общие черты, она дифференцируется по регионам и многочисленным тенденциям. Вторая тенденция вызвана влиянием на моло­дежную субкультуру уголовно-лагерной субкультуры (контр­культуры). В этом случае мы имеем дело с протестом молодых людей, которые не покушаются на правовые основы существую­щего общества, но бросают вызов его морали, приличиям, принятым нормам поведения. Наличие и распространение контр­культуры — признак кризиса культуры того или иного общест­ва, неудовлетворенности человека, чаще всего вступающего в жизнь, предлагаемыми данной культурой системой ценностей, норм и образцов поведения. Ее устойчивость зависит от способ­ности общества преодолеть кризис своей культуры.

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ

Принципы организации воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие исходные положения, которые выра­жают основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Охарактеризуем требования, предъявляемые к этим принципам.

Обязательность. Принципы воспитания — это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, иг­норирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но и подрывают его основы. Воспита­тель, нарушающий требования принципов, устраняется от руко­водства этим процессом, а за грубое и умышленное нарушение некоторых из них — например, принципов гуманизма, уважения к личности — может быть привлечен даже к судебному пресле­дованию.

Комплексность. Принципы воспитания предполагают их од­новременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса; используются не в це­почке, а фронтально и все сразу.

Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундамен­тальные положения равнозначны, среди них нет главных и вто­ростепенных или таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвраща­ет возможные нарушения воспитательного процесса.

Вместе с тем принципы воспитания — это не готовые рецеп­ты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь ко­торыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опы­та, ни мастерства воспитателя. Хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обу­словлена.

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

—общественная направленность воспитания;

—связь воспитания с жизнью, трудом;

—опора на положительное в воспитании;

—единство воспитательных воздействий.

В систему нередко включают также принципы гуманизации, личностный (индивидуальный) подход, национальный характер воспитания и другие положения. Следует заметить, что гумани­зация воспитания, личностно сориентированный подход рассматриваются большинством педагогов как общие условия эффективного современного воспитания. А на принцип нацио­нального воспитания в таком многонациональном государстве, как Россия, существуют противоречивые взгляды.

Наши рекомендации