Дополнительное физкультурно-спортивное образование детей и учащейся молодежи с легкой степенью умственной отсталости
Дети, имеющие легкую умственную отсталость, получают образование в специальных (коррекционных) школах, преимущественно интернатного типа, часть детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, воспитывается в специальных детских домах и меньшая часть — в домашних условиях. Для всех форм характерна замкнутость системы образования, изоляция от общества, что ограничивает социальную интеграцию данной категории людей в общество, и само общество дистанцируется от них (Воронкова В.В., 1994; Бгажнокова И.М., 1997; Шипицына Л.М., 2002).
Социальная адаптация выпускников коррекционных школ выражается в общественно-полезном труде, который в большинстве случаев связан с повышенной двигательной активностью (сельскохозяйственный, строительный, столярный, слесарный, швейный и другие виды производственной деятельности). Уровень профессиональной подготовленности во многом определяется степенью развития физических качеств и координационных способностей, соматического здоровья, закаленности организма к неблагоприятным условиям окружающей среды.
Два-три урока физкультуры в неделю, немногочисленные внеклассные формы занятий и спортивных мероприятий, предусмотренные школьной программой, не удовлетворяют потребности детей в двигательной активности и не обеспечивают должного уровня физической подготовленности к независимой самостоятельной жизни.
Вместе с тем изучение физического состояния умственно отсталых школьников показало, что 36% детей, подростков, юношей и девушек имеют вторичные дефекты двигательной сферы, 32% — соматические заболевания, частично они носят сочетанный характер. Это означает, что более 50% школьников с умственной отсталостью нуждаются в коррекции этих нарушений. Вторая половина от общего числа школьников не имеет выраженных соматических заболеваний и дефектов развития. При отсутствии медицинских противопоказаний этим школьникам доступны занятия спортом, повышенные режимы физической нагрузки.
Астафьевым Н.В. и Самыличевым А.С. разработана, апробирована и дала положительные результаты «Концепция дополнительного физкультурного образования умственно отсталых школьников» (1997). Авторы предлагают дополнительные формы образования, включающие школьников всех возрастов с разным уровнем соматического здоровья. По мнению авторов в современных социально-экономических условиях это наиболее эффективный путь социализации, социально-трудовой адаптации, спортивного воспитания школьников с умственной отсталостью. Организация дополнительного физкуль-турно-спортивного образования возможна на базе создания специализированных детско-юношеских клубов физической подготовки (ДЮКФП) для детей и подростков с нарушением интеллекта, а также создания отделений и групп на базе действующих ДЮКФП, предусматривающих интеграцию со здоровыми ровесниками.
Специализированный ДЮКФП для умственно отсталых школьников должен иметь следующие отделения и группы.
1. Отделение общей и профессионально-прикладной физической подготовки,в состав которого входят две группы, решающие разные педагогические задачи:
· группы общей физической подготовки (ОФП) для детей до 11 —12 лет, в задачи которых входят: развитие произвольной регуляции движений, развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, коррекция психики, развитие наглядно-действенного (практического) мышления посредством физкультурных занятий обучающего и развивающего характера. В качестве средств используются базовые виды физкультурно-спортивной деятельности (легкая атлетика, лыжная подготовка, гимнастика, подвижные и спортивные игры) и виды физкультурно-спортивной деятельности, не входящие в содержание уроков физкультуры (подвижные психотехнические и интеллектуальные игры, спортивно-игровые задания, различные виды гимнастики: ритмическая, дыхательная, атлетическая, спортивная).
· группы профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) для подростков, юношей и девушек от 12—13 до 15—16 лет, в задачи которых входит развитие физических качеств и двигательных навыков, специфичных для будущей профессиональной деятельности.
2. Отделение специальной физической (спортивной) подготовки (СФП):
· группы СФП для подростков, юношей и девушек с 11 —12 до 15—16 лет — развитие специфических для видов спорта двигательных и интеллектуальных способностей посредством специализированных (спортивных) учебно-тренировочных занятий. Группы комплектуются по возрастному признаку: СФП-1 — 4 и 5 классы (11 — 12 лет), СФП-2 — 5 и 6 классы (12—13 лет), СФП-3 — 6 и 7 классы (13—14 лет), СФП-4 — 7 и 8 классы (14—15 лет), СФП-5 — 8 и 9 классы (15—16 лет). В группах спортивной подготовки могут заниматься умственно отсталые дети, не являющиеся учащимися коррекционных школ и находящиеся на домашнем обучении.
· Предварительно авторами концепции на основе исследования работоспособности (велоэргометрический тест PWC-150 и 170) умственно отсталые школьники были распределены на 5 групп, которым соответственно рекомендованы следующие виды спорта:
· 1-я группа (включающая не более 15 % школьников) — гимнастика, тяжелая атлетика, прыжки в воду;
· 2-я группа (31 % школьников) — теннис, ручной мяч, хоккей; -ф- 3-я группа (32 % школьников) — плавание, футбол, легкая атлетика (ходьба и бег на длинные дистанции, метание и толкание ядра);
· 4-я группа (14 % школьников) — легкая атлетика (бег на средние дистанции), велоспорт, баскетбол, фигурное катание;
· 5-я группа (8% школьников) — лыжные гонки, конькобежный спорт.
Эти данные служат ориентиром при выборе спортивной специализации.
3. Отделение коррекционной и реабилитационной физической культуры (КРФК)включает:
· группы детей и подростков от 8 лет и старше, охватывают занятиями корригирующей физической культурой 36% учащихся с дефектами развития и 32% учащихся с соматическими заболеваниями. Среди направлений коррекционной физической культуры ведущее место занимает коррекция и компенсация нарушений опорно-двигательного аппарата (18% учащихся), коррекция нарушений зрения (13% учащихся), реабилитации ЛОР-заболеваний (13% учащихся).
Учебный план дополнительного физкультурного образования для воспитанников групп ОФП и ППФП состоит из двух частей: первая включает обучение технике базовых видов двигательной деятельности, закрепление умений, предусмотренных школьной программой и требованиями будущей профессиональной деятельности и составляет 40% общего времени занятий; вторая часть в объеме 60% времени отводится развитию физических качеств.
В группах спортивной подготовки это соотношение несколько иное и содержит следующие виды подготовки: общую физическую, специальную физическую и спортивно-техническую, которые на разных этапах многолетней подготовки имеют закономерную динамику (табл. 4.3).
Таблица 4.3
Соотношение средств подготовки на этапах многолетней подготовки (в %)(Литош Н.Л. с соавт., 1997)
№ п/п | Виды подготовки | Этапы многолетней подготовки | ||||
Группы СФП | ||||||
1. 2. 3. | Общая физическая Специальная физическая Спортивно-техническая |
Учитывая особенности протекания психических процессов у детей и подростков с умственной отсталостью, особое внимание уделяется спортивно-технической подготовке, требующей больше времени на обучение (медленное освоение, многократное повторение) технике двигательных действий.
Весь цикл дополнительного образования в разных отделениях рассчитан на все годы обучения в школе и предусматривает преемственность, учет возрастных особенностей, дифференцированный и индивидуальный подход, доступность и постепенность требований, мотивацию и личную заинтересованность школьников.
Наполняемость групп не превышает 8—10 человек. Недельная нагрузка варьирует от 4 часов в группах общей физической подготовки до 9 часов в спортивных группах и группах профессионально-прикладной физической подготовки.
Развивая двигательные способности школьников, необходимо учитывать специфические особенности их проявления у детей и подростков отдельных возрастных и половых групп. Н.В. Астафьев и А.С. Самыличев рекомендуют придерживаться определенной приоритетности в развитии двигательных способностей:
• у мальчиков 8—11 лет: быстрота реакции на движущийся объект, мелкая моторика рук, мышечно-суставная память;
• у мальчиков 12—15 лет: скоростно-силовые качества, сила, быстрота движений, динамические координационные способности, силовая выносливость рук, быстрота реакции на движущийся объект, мышечно-суставная память;
• у юношей 16—17 лет: силовая выносливость рук, абсолютная сила кисти, сила ног, быстрота движений, активная гибкость, статическая координация, быстрота реакции на движущийся объект, силовая выносливость мышц брюшного пресса;
• у девочек 8—11 лет: абсолютная сила кисти, взрывная сила ног, быстрота движений, активная гибкость, силовая выносливость мышц брюшного пресса, быстрота реакции на движущийся объект, мышечно-суставная память, простая зрительно-моторная реакция, мелкая моторика рук, скоростно-силовые качества, статическая координация;
• у девочек 12—15 лет: абсолютная сила кисти, силовая выносливость рук, статическая координация, быстрота реакции на движущийся объект, быстрота движений, простая двигательно-моторная реакция, скоростно-силовые качества, силовая выносливость мышц брюшного пресса, динамические координационные способности;
• у девушек 16—17 лет: абсолютная сила кисти, силовая выносливость рук, скоростно-силовые качества, статическая координация, динамические координационные способности, активная гибкость, мелкая моторика рук, быстрота движений, мышечно-суставная память, быстрота реакции на движущийся объект.
Концепция дополнительного физкультурного образования умственно отсталых школьников внедрена в практику в виде учебно-тренировочных программ для детско-юношеских клубов физической подготовки г. Омска для групп общей физической (спортивной) подготовки в спортивных специализациях «Лыжные гонки» (Астафьев Н.В., Михалев В.И., 1997) и «Легкоатлетическое многоборье» (Литош Н.Л., Астафьев Н.В., Коновалов В.Н., 1997). Дифференцированная система дополнительного образования с учетом многообразия дефектов, возраста, пола занимающихся соответствует философии международной организации Special Olympics и принципам проведения соревнований, где «равный соревнуется с равным» путем дифференциации спортсменов на квалификационные группы-дивизионы.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое умственная отсталость?
2. Раскройте причины и формы умственной отсталости.
3. Каковы особенности психического развития детей с умственной отсталостью?
4. Охарактеризуйте особенности физического развития детей с умственной отсталостью.
5. В чем состоят двигательные нарушения?
6. Какие общие и специфические задачи решаются в процессе адаптивного физического воспитания?
7. Дайте характеристику средств физической культуры для детей с умственной отсталостью.
8. В чем состоят особенности обучения двигательным действиям детей с умственной отсталостью?
9. Раскройте специфические особенности методики развития координационных способностей детей с умственной отсталостью.
10. В чем состоят особенности воспитания умственно отсталого ребенка?
11. Каким образом через движение осуществляется коррекция психических нарушений (внимания, памяти, речи и др.)?
12. Охарактеризуйте основные нарушения в технике ходьбы и бега умственно отсталого ребенка и раскройте методические приемы их коррекции.
13. Охарактеризуйте основные нарушения в технике прыжков и раскройте методические приемы их коррекции.
14. Охарактеризуйте основные нарушения в технике метания и раскройте методические приемы их коррекции.
15. В чем состоит необходимость развития мелкой моторики рук для умственно отсталого ребенка? Какими приемами корригируются эти нарушения?
16. Основные направления коррекции вторичных нарушений. Какими приемами корригируются нарушения осанки и телосложения?
17. Какие методические приемы используются для коррекции расслабления?
18. Раскройте роль подвижных игр для детей с умственной отсталостью.
19. Как с помощью подвижной игры можно регулировать эмоциональное состояние детей?
20. Раскройте пути активизации познавательной деятельности с помощью подвижных игр.
21. Какие методические требования необходимо соблюдать при организации и проведении подвижных игр с умственно отсталыми детьми?
22. В чем заключается дополнительное физкультурно-спортивное образование для учащихся с легкой умственной отсталостью?
Литература
1. Азбука здоровья: Программа специальной (коррекционной) школы по лечебной физической культуре для детей с нарушением интеллекта 1—4 классов / Сост. Г. И. Гербова. — СПб.: Образование, 1994.
2. Бабенкова Р. Д. Как обучать действиям с мячом детей 1 класса вспомогательной школы // Дефектология, 1989, № 2.
3. Астафьев Н.В., Самыличев А.С. Концепция дополнительного физкультурного образования умственно отсталых школьников. — Омск: СибГАФК, 1997.
4. Вайзман Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей. — М.: Аграф, 1997.
5. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей / Под ред. В. В. Воронковой. — М.: Школа-Пресс, 1994.
6. Горская И. Ю., Синельникова Т. В. Координационные способности школьников с нарушением интеллекта: Учебное пособие. — Омск, СибГАФК, 1999.
7. Дмитриев А. А. Организация двигательной активности умствен-
но отсталых детей // Пособие. — М.: Советский спорт, 1991.
8. Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образова-
нии: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Академия, 2002.
9. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умствен-
ного развития детей. — М.: Просвещение, 1995.
10. Козленка Н. А. Физическое воспитание в системе коррекцион-но-воспитательной работы вспомогательной школы // Дефектология, 1991, № 2.
11. Литом Н.Л., Астафьев Н.В. Легкоатлетическое многоборье. Программа для детско-юношеских клубов физической подготовки (для детей, подростков, юношей и девушек с легкой степенью умственной отсталости). — Омск: СибГАФК, 1997.
12. Концепция оздоровительно-физкультурной работы среди детей с умственными и физическими ограничениями. — М., 1997.
13. Мастюкова Е. М. Актуальные аспекты клинической диагностики умственной отсталости у детей // Дефектология, 1997, № 1.
14. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программы, методические рекомендации / Под ред. Л. Б. Бариевой, И. М. Бгажонковой и др. — Псков, 1999.
15. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии / Под ред. Л. В. Шапковой. — СПб.: Детство-пресс, 2001.
16. Программа специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательной школы). Раздел «Физическая культура (1—9 классы) — М.: Просвещение, 1990.
17. Рубцова Н, О. Организация и методика физического воспитания инвалидов с нарушением интеллекта: Учебное пособие. — М.: РГАФК, 1995.
18. Самыличев А. С., Гуро-Фролов Р. И. К методике и организации проведения общеразвивающих и корригирующих упражнений с учащимися вспомогательной школы // Физическое воспитание детей с отклонениями в развитии. — Красноярск, 1991.
19. Стребелева Е. А. Наглядно-действенное мышление умственно отсталых школьников // Дефектология, 1991, № 3.
20. Черник Е. С. Физическая культура во вспомогательной школе: Учебное пособие. — М., 1997.
21. Шапкова Л. В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Под ред. С. П. Евсеева. — М.: Сов. спорт., 2001.
22. Шпитальная О. А. Физическая рекреация младших школьников с проблемами интеллекта в условиях детского дома. Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. — СПб., 2000.
23. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушениями интеллекта. — СПб.: Дидактика Плюс, 2002.
Глава 5