Глава 1. общая характеристика педагогической профессии

ПЕДАГОГИКА

Сластенин Виталий Александрович

Исаев Илья Федорович

Шиянов Евгений Николаевич

Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

Рецензенты:

доктор педагогических наук, действительный член РАО,

профессор Г.Н. Волков;

доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,

профессор А. В. Мудрик

В учебном пособии раскрываются антропологические, аксиологические основы педагогики, теория и практика целостного педагогического процесса; организационно-деятельнсстные основы формирования базовой культуры школьника. Дается характеристика педагогических технологий, в том числе конструирования и осуществления педагогического процесса, педагогического общения и др. Раскрываются вопросы управления образовательными системами. Авторы - лауреаты премии Правительства РФ в области образования. Может быть полезно учителям, руководителям системы образования.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ_ 6

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ_ 6

§ 1. Возникновение и становление педагогической профессии_ 6

§ 2. Особенности педагогической профессии_ 8

§ 3. Перспективы развития педагогической профессии_ 13

§ 4. Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы_ 14

ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА_ 15

§ 1. Сущность педагогической деятельности_ 15

§ 2. Основные виды педагогической деятельности_ 16

§ 3. Структура педагогической деятельности_ 18

§ 4. Учитель как субъект педагогической деятельности_ 19

§ 5. Профессионально обусловленные требования к личности педагога_ 20

ГЛАВА 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ_ 23

§ 1. Сущность и основные компоненты профессионально-педагогической культуры_ 23

§ 2. Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры_ 26

§ 3. Технологический компонент профессионально-педагогической культуры_ 27

§ 4. Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры_ 29

ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА_ 32

§ 1. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности_ 32

§ 2. Развитие личности учителя в системе педагогического образования_ 33

§ 3. Профессиональное самовоспитание учителя_ 36

§ 4. Основы самообразования студентов педагогического вуза и учителей_ 39

РАЗДЕЛ II. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ_ 39

ГЛАВА 5. ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ_ 39

§ 1. Общее представление о педагогике как науке 39

§ 2. Объект, предмет и функции педагогики_ 40

§ 3. Образование как социальный феномен_ 42

§ 4. Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики_ 48

§ 5. Связь педагогики с другими науками и ее структура_ 51

ГЛАВА 6. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ_ 53

§ 1. Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога_ 53

§ 2. Общенаучный уровень методологии педагогики_ 55

§ 3. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований_ 56

§ 4. Организация педагогического исследования_ 60

§ 5. Система методов и методика педагогического исследования_ 62

ГЛАВА 7. АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ_ 66

§ 1. Обоснование гуманистической методологии педагогики_ 66

§ 2. Понятие о педагогических ценностях и их классификация_ 68

§ 3. Образование как общечеловеческая ценность_ 71

ГЛАВА 8. РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ_ 73

§ 1. Развитие личности как педагогическая проблема_ 73

§ 2. Сущность социализации и ее стадии_ 75

§ 3. Воспитание и формирование личности_ 77

§ 4. Роль обучения в развитии личности_ 78

§ 5. Факторы социализации и формирования личности_ 79

§ 6. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности_ 82

ГЛАВА 9. ЦЕЛОСТНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС_ 84

§ 1. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления_ 84

§ 2. Педагогическая система и ее виды_ 85

§ 3. Общая характеристика системы образования_ 87

§ 4. Сущность педагогического процесса_ 90

§ 5. Педагогический процесс как целостное явление 92

§ 6. Логика и условия построения целостного педагогического процесса_ 93

РАЗДЕЛ III. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ_ 95

ГЛАВА 10. ОБУЧЕНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ_ 95

§ 1. Обучение как способ организации педагогического процесса_ 95

§ 2. Функции обучения_ 96

§ 3. Методологические основы обучения_ 97

§ 4. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения_ 99

§ 5. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения_ 102

§ 6. Виды обучения и их характеристика_ 104

ГЛАВА 11. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ_ 106

§ 1. Закономерности обучения_ 106

§ 2. Принципы обучения_ 108

ГЛАВА 12. СОВРЕМЕННЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ_ 119

§ 1. Характеристики основных концепций развивающего обучения_ 119

§ 2. Современные подходы к разработке теории личностно-развивающего обучения_ 133

ГЛАВА 13. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ
ЛИЧНОСТИ_ 137

§ 1. Сущность содержания образования и его исторический характер_ 137

§ 2. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования_ 139

§ 3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования_ 143

§ 4. Государственный образовательный стандарт и его функции_ 148

§ 5. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования_ 150

§ 6. Перспективы развития содержания общего образования. 158

ГЛАВА 14. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ_ 161

§ 1. Организационные формы и системы обучения_ 161

§ 2. Виды современных организационных форм обучения_ 166

§ 3. Методы обучения_ 173

§ 4. Дидактические средства_ 177

§ 5. Контроль в процессе обучения_ 178

РАЗДЕЛ IV. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ_ 181

ГЛАВА 15. ВОСПИТАНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ_ 181

§ 1. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей
образования_ 181

§ 2. Цели и задачи гуманистического воспитания_ 183

§ 3. Личность в концепции гуманистического воспитания_ 184

§ 4. Закономерности и принципы гуманистического воспитания_ 186

ГЛАВА 16. ВОСПИТАНИЕ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ_ 192

§ 1. Философско-мировоззренческая подготовка школьников_ 192

§ 2. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности_ 196

§ 3. Формирование основ нравственной культуры личности_ 198

§ 4. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников_ 202

§ 5. Формирование эстетической культуры учащихся_ 206

§ 6. Воспитание физической культуры личности_ 209

ГЛАВА 17. ОБЩИЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ_ 211

§ 1. Сущность методов воспитания и их классификация_ 211

§ 2. Методы формирования сознания личности_ 213

§ 3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения
личности_ 216

§ 4. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности_ 219

§ 5. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании_ 221

§ 6. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания_ 222

ГЛАВА 18. КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ_ 223

§ 1. Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности_ 223

§ 2. Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической педагогике 223

§ 3. Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива_ 227

§ 4. Этапы и уровни развития детского коллектива_ 228

§ 5. Основные условия развития детского коллектива_ 232

ГЛАВА 19. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ_ 233

§ 1. Структура и этапы развития воспитательной системы_ 233

§ 2. Зарубежные и отечественные воспитательные системы_ 237

§ 3. Классный руководитель в воспитательной системе школы_ 248

§ 4. Детские общественные объединения в воспитательной системе школы_ 255

РАЗДЕЛ V. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ_ 260

ГЛАВА 20. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ_ 260

§ 1. Сущность педагогической технологии_ 260

§ 2. Структура педагогического мастерства_ 262

§ 3. Сущность и специфика педагогической задачи_ 265

§ 4. Типы педагогических задач и их характеристика_ 266

§ 5. Этапы решения педагогической задачи_ 267

§ 6. Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач_ 269

ГЛАВА 21. ТЕХНОЛОГИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА_ 270

§ 1. Понятие о технологии конструирования педагогического процесса_ 270

§ 2. Осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза 271

§ 3. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога_ 272

§ 4. Планирование работы классного руководителя_ 273

§ 5. Планирование в деятельности учителя-предметника_ 277

ГЛАВА 22. ТЕХНОЛОГИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА_ 279

§ 1. Понятие о технологии осуществления педагогического процесса_ 279

§ 2. Структура организаторской деятельности и ее особенности_ 280

§ 3. Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации_ 281

§ 4. Учебно-познавательная деятельность и технология ее организации_ 284

§ 5. Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей
деятельности_ 287

§ 6. Технология организации развивающих видов деятельности школьников_ 289

§ 7. Технология организации коллективной творческой деятельности_ 290

ГЛАВА 23. ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И УСТАНОВЛЕНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ_ 292

§ 1. Педагогическое общение в структуре деятельности учителя-воспитателя_ 292

§ 2. Понятие о технологии педагогического общения_ 293

§ 3. Этапы решения коммуникативной задачи_ 295

§ 4. Стадии педагогического общения и технология их реализации_ 296

§ 5. Стили педагогического общения и их технологическая характеристика_ 298

§ 6. Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений_ 301

РАЗДЕЛ VI. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ_ 307

ГЛАВА 24. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ_ 307

§ 1. Государственно-общественная система управления образованием_ 307

§ 2. Общие принципы управления образовательными системами_ 310

§ 3. Школа как педагогическая система и объект научного управления_ 313

ГЛАВА 25. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ВНУТРИШКОЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ_ 316

§ 1. Управленческая культура руководителя школы_ 316

§ 2. Педагогический анализ во внутришкольном управлении_ 319

§ 3. Целеполагание и планирование как функция управления школой_ 322

§ 4. Функция организации в управлении школой_ 326

§ 5. Внутришкольный контроль и регулирование в управлении_ 328

ГЛАВА 26. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В УПРАВЛЕНИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ_ 332

§ 1. Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности_ 332

§ 2. Педагогический коллектив школы_ 333

§ 3. Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной
семьи_ 340

§ 4. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника_ 343

§ 5. Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся_ 344

ГЛАВА 27. ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ. РАЗВИТИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЕЙ_ 346

§ 1. Инновационная направленность педагогической деятельности_ 346

§ 2. Формы развития профессионально-педагогической культуры учителей и их аттестация_ 350

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

Наши рекомендации