Iii.4. спортивная аэробика

Спортивная аэробика – это молодой, но уже довольно популярный вид спорта. Несмотря на «молодость», он имеет свою историю, в которой можно выделить несколько этапов развития: от одной из форм общей физической тренировки (К. Купер, 1960 г.) – к танцевально-силовой (Дж. Фонда, 1964 г.) и современной соревновательной. Первые неофициальные соревнования по спортивной аэробике прошли в 1984 г. в Нью-Орлеане в рамках международной выставки «Физкультура и спорт»; организаторами их были Ховард и К. Шварц. На протяжении последующего десятилетия происходило становление нового вида спорта, создавались различные федерации и ассоциации аэробики.

В мае 1994 г. Конгресс Международной федерации гимнастики (ФИЖ) образовал комиссию по спортивной аэробике и признал ее одним из видов гимнастики, полномочия которой подтвердил Международный олимпийский комитет. С 1955 г. проводятся официальные чемпионаты мира; в 1998 г. в Москве состоялся 1-й студенческий чемпионат России, собравший 76 участников из разных районов страны.

Возрастной ценз участников соревнований по спортивной аэробике – не моложе 18 лет, поэтому заниматься ею, как правило, начинают спортсмены, завершающие спортивные тренировки в спортивной гимнастике и акробатике, и к началу «новых» специализированных занятий уже обладающие высокими уровнями общей физической и специальной двигательной подготовленности. В то же время в спортивную аэробику приходят и из массового спорта те, кто освоил азы спортивной специализации и имеют хорошие физические кондиции.

Упражнения спортивной аэробики напоминают вольные упражнения гимнастов, но не содержат технически сложных элементов, подобных гимнастическим или акробатическим. Они выполняются в довольно высоком темпе на фоне четкого музыкального ритма. По характеру все движения отличаются резкостью, динамичностью и законченностью отдельных действий и соединений.

Как и в любом виде спорта, специфику двигательной деятельности в спортивной аэробике определяют правила соревнований, которые устанавливают специальные требования к композиции и условия ее выполнения.

Соревнования по спортивной аэробике обычно проходят в течение трех дней (два – отборочные соревнования, третий – финальные) по четырем видам программы: индивидуальные мужские и женские, смешанные и среди троек, длительность выполнения композиции составляет 115 ± 10 с.

Композиция представляет собой сочетания и чередования упражнений стоя и в партере, перемещений (бег, шаги); подскоки и прыжки, гимнастические и акробатические элементы – сбалансированы в связках и частях упражнения, оформленного различными «фоновыми» движениями руками.

Циклические действия в спортивной аэробике характеризуются околопредельной мобилизацией сердечно-сосудистой системы и выраженным участием в работе аэробных источников энергообеспечения. В связи с этим для спортсмена является важным удерживание высокого качественного уровня исполнения действий на протяжении всего выступления в условиях мышечной работы, близких к экстремальным.

Выполнение соревновательных упражнений протекает на фоне аэробного обеспечения при частоте сердечных сокращений в пределах 186-190 уд/мин. Причем, в данном случае отсутствует типичный момент врабатывания (разгона) функций, с самого начала упражнения происходит скачок мощности работы и приближение ее к максимальному уровню, а это требует предельной мобилизации физических усилий.

Выполнение упражнений сопровождается глубокими функциональными сдвигами в организме спортсмена, аритмичным дыханием, его задержками и натуживанием. По своему характеру такую работу сравнивают с бегом на 800 м (В.Е. Борискевич и др.,1998 г.).

Поскольку деятельность спортсмена отличается сложной координацией и точностью действий, то для выполнения ее отрицательную роль играет накопление и повышенное содержание в мышечных тканях побочных продуктов энергетики (лактата). Поэтому качество выполнения упражнения сохраняется при потреблении кислорода в пределах 75 % максимального. Это значит, что необходим определенный функциональный запас, с появлением которого и ростом технического мастерства снижается пульсовая стоимость упражнения, удешевляются энергозатраты и повышается эффективность физиологической работы при одновременном улучшении ее качества и надежности.

В связи с этим традиционное тестирование частоты сердечных сокращений спортсмена может быть эффективным способом контроля за состоянием тренированности. Целесообразны рекомендации по использованию, помимо собственно соревновательных упражнений, дополнительных, средств тренировки, например: беговые кроссы, плавание, работа на тренажерах циклического типа в зоне «аэробно' го порога».

Содержание программы. Все содержание спортивной аэробики сформировано на основе семи базовых движений аэробики оздоровительной, которые выполняются на фоне прыжков, бега, маршировки в смешанном режиме.

Такая система циклических действий, объединенных в композицию и выполняемых в высоком темпе под музыку (в среднем, 150 двигательных акцентов в минуту, или 2,5 движения в секунду), несет в себе значительный эмоциональный заряд и воспринимается зрительно как виртуозное двигательное действо.

Весь набор элементов, которые могут быть включены в композицию спортивной аэробики, с высокой степенью условности разделены на шесть групп: элементы, в которых проявляются динамическая сила, статическая сила; прыжки-скачки; повороты; махи; равновесия; гибкость.

Анализируя составные элементы композиции спортивной аэробики можно выделить такие группы движений:

1) силовые элементы динамического и статического характера, например, падения, отжимания, подъемы туловища, медленные силовые переходы из одного положения в другое, разновидности упоров и т.п.;

2) прыжки и подскоки (скачки), например, прыжок в шпагате, перекидной, прыжки с различными телодвижениями и разной частотой повторений;

3) равновесия, например, боковое, переднее с захватом ноги и т.п.;

4) собственно гимнастические элементы, например, в упоре лежа отталкивания руками, смена простых и смешанных упоров, круги ногами;

5) собственно акробатические элементы, например: перекаты, поддержки, подхваты и др.;

6) танцевально-хореографические и маховые движения, например, маховые движения руками и ногами, элементы народного танца, классического и современных танцев, сочетания действий звеньями тела и поворотов и других различных телодвижений;

7) вспомогательные, или связующие элементы, например, разновидности шагов, подскоков, подниманий колена, выпадов, дорожек и т.п.

Обязательным требованием правил является включение в композицию не менее чем по одному элементу из каждой группы. Помимо этого в нее включаются до десяти дополнительных элементов, которые не являются обязательными и выбираются самим спортсменом. Каждая группа элементов разделена на четыре категории трудности – от низшей к высшей (А, В, С, D) – что позволяет определить степень сложности упражнения в целом.

Кроме того, композиция в спортивной аэробике должна включать две серии движений, называемые «восьмерка» и «дорожка шагов». «Восьмерка» – это соединение телодвижений, выполняемых последовательно в положений стоя в течение четырех музыкальных тактов. Требующееся для выполнения соединение включает две восьмерки, которые отличаются только направлением движения. При этом перемещения по площадке допускаются в любом направлении, но восьмерки должны быть зеркальны, «дорожка шагов» – это соединение разновидностей последовательных шагов на 16 счетов, которое начинается с приставного шага вперед с последующим чередованием подобных действий. Например, поднимание колена, мах ногой, прыжок ноги врозь и прыжок ноги вместе, выпад. Три базовых движения: шаг, бег, скип – используются только как связующие элементы. При этом возможны различные вариации таких действий и выполнение их с поворотами в любом направлении, но смена направлений не должна превышать 360°.

Условия выполнения упражнений. Упражнения выполняются на ровной жесткой опоре – помосте, высотой 100-150 см и площадью «9 x 9». На помосте размечается квадратная соревновательная площадка, размером 7 х 7, а внутри нее обозначается квадрат со сторонами 6 м. Разметка этих двух площадок дополняется линиями, соединяющими вершины углов, образуя четыре сектора - «коридора». При выполнении упражнения должны быть задействованы все четыре «коридора» и вся площадка.

Требования к выполнению упражнения довольно жесткие, и выражены тремя показателями-критериями: по исполнительскому мастерству, сложности и артистичности. Исполнительское мастерство определяется по следующим критериям:

а) «координация», под которой здесь понимают активность действий в различных частях композиции и участие в них различных звеньев тела, наличие перемещений и смены направлений движения и асимметрии действий различными частями тела, смена темпа, ритма, плоскостей движений и их смыслового содержания (сгибаний, разгибаний, удержаний и т.п.);

б) соотношение «сила–скорость» – соотношение быстроты движений (перемещений) и степени напряженности их амплитуды и длины силовых движений и сопротивление утомлению;

в) «техника» – точность взаиморасположения звеньев тела, правильность поз, рациональность смены движений, оптимальность и оправданность затрат мышечных усилий, сохранение равновесий;

г) «синхронность» – сочетание движений по времени и темпу, пространственному перемещению, сменам направлений и амплитудным сочетаниям, а также согласованности действий партнеров.

Артистичность оценивается по таким показателям:

а) «хореографичность», т.е. стилистика движений, сбалансированность движений в отдельных частях композиции, объем и разнообразие движений, эмоциональность и четкость исполнения;

б) «презентация» – уверенность и выразительность выполнения программы, представительность и контактность со зрителем, «заразительность»;

в) «музыкальность» – ритмичность и гармония движений, их соответствие характеру музыкального произведения, образность действий.

Сложность упражнения определяется в соответствии с принадлежностью каждого выполненного элемента к табличным или экспертным значениям трудности. Это относится как к обязательным элементам, так и к новым или дополнительным. Традиционное шкалирование трудности (от А до С) позволяет дать каждому элементу балловое значение – от 0,1 балла до 0,4 – и таким образом определить суммарную оценку сложности шести обязательных и десяти наиболее сложных дополнительных элементов.

Для сохранения статуса «спортивности» аэробики и выдерживания стиля демонстрируемых в ней движений о введены некоторые «ограничения» – запрещено выполнять:

– такие гимнастические и акробатические элементы (и им подобные), как: мост, кувырки, стойки на руках, перевороты, курбет и кульбит, фляк, сальто, броски партнеров;

– элементы боевых искусств: хлестообразный мах, боковой кик и др.;

– движения с прогибанием, вертикальный шпагат, вращения на спине;

– «сверхвысокие» прыжки с большой ударной нагрузкой;

– использование вспомогательных предметов: палок, амортизаторов... В то же время требуется удерживание положения «прямая спина».

Для базовой подготовки спортсменов в спортивной аэробике характерны следующие особенности:

– техническая подготовка строится по принципу составления и освоения конкретных соревновательных композиций и постепенного расширения двигательного запаса за счет освоения новых элементов;

– развитие физических качеств планируется и осуществляется на основе предварительного тестирования и определения сильных и слабых мест в физической подготовленности; в полной мере проявляется принцип индивидуального подхода;

– музыкально-ритмическая подготовка направлена на совершенствование музыкальных способностей занимающегося, точности двигательно-ритмических действий различной сложности и объема в соответствии с вариантами ритмических рисунков и условиями выполнения (заданиями). Эти задачи решаются за счет расширения музыкальной эрудиции на основе прослушивания, аналитического восприятия и оценки характера произведения, размеров, стилей, акцентов;

– решение задач технического совершенствования предусматривает использование дополнительных занятий с привлечением средств хореографии силовой тренировки, танцевальных элементов, общей физической подготовки (плавания, кроссов, игр и т.п.), парно-групповых упражнений.

Перечисленные особенности тренировки в спортивной аэробике в то же время базируются на типичной и широко известной методике подготовки в сложно-координационных видах спорта: спортивной, художественной, акробатической гимнастике.

Поскольку спортивная аэробика считается одним из оздоровительных видов гимнастики, необходимо отметить, что в занятиях имеется возможность весьма широко варьировать нагрузку. Пульсовая стоимость ее в различных частях занятия может колебаться в пределах 90-200 уд/мин, а продолжительность работы с такой нагрузкой составляет 2-2,5 мин при разном чередовании обучающей, силовой, ударной и танцевальной частей. По всей вероятности, именно варьирование характера и величин нагрузки при положительной эмоциональной окраске занятий и делает их доступными для широкого контингента и весьма эффективными. Например, за 12-14 месяцев занятий наблюдается довольно существенная динамика компонентов состава тела: мышечный компонент возрастает у мужчин на 2,6 %, у женщин – более 5 %, при уменьшении жирового компонента соответственно на 2-4 % и 5 % (К.Б. Андреасян, 1996 г.).

Наши рекомендации