Подведем итоги
Нельзя описать все игры и упражнения, которые могли бы быть полезны для развития у малыша слуха, понимания речи, собственной речи, развития у него представлений об окружающем мире. Педагоги и родители сами могут придумать множество интересных и забавных занятий для малыша, которые помогут ему научиться, слышать, понимать речь и говорить. Важно осознавать, что в любой ситуации во время занятия или при выполнении обычных ежедневных дел или действий (например, приветствие при встрече, совместная уборка игрушек, подготовка к завтраку и многое другое) малыш с КИ может и должен учиться слышать, думать, понимать и говорить. Каждую минуту вокруг него возникают разные звуки, люди говорят, они хотят говорить с ним, а он хочет, чтобы его понимали, он сталкивается с новыми интересными вещами и событиями, которые хочет понять. Задача взрослых помочь ему научиться это делать, следуя основным принципам и правилам обучения детей младшего возраста, описанным в разд.8.2 и 8.3.
По мере развития у малыша слухового восприятия мы включаем в упражнения новые звуки и слова, фразы, усложняем задания. Помните, мы говорим с малышом с КИ, который не всегда нас понимает, но, только слушая нашу речь и совершая с нами совместные действия, он учится ее понимать и говорить, также как нормальнослышащий ребенок.
Мы всегда следуем за вниманием, интересами и возможностями ребенка. НЕ ЗАБЫВАЕМ ХВАЛИТЬ МАЛЫША ЗА ЛЮБОЙ САМЫЙ МАЛЕНЬКИЙ УСПЕХ ИЛИ ДАЖЕ ЗА ПОПЫТКУ ЭТО СДЕЛАТЬ! Для большинства малышей так важно знать, что у них получается, и они так боятся сделать что-то не очень хорошо (в душе они отличники!). Поэтому они предпочитают вообще не пытаться делать это. Но если мы поощрим эту начальную попытку, малыш не будет бояться сделать, что мы просим, и, в конце концов, у него все получится!
Как мы уже описывали в разд.8.5.2.2, за 3-18 мес. использования КИ (в зависимости от слухового опыта ребенка, возраста потери слуха и имплантации, других факторов) у малыша формируются основные процессы слухового анализа звуков и речи, которые позволяют ему воспринимать, узнавать и запоминать разные окружающие звуки, звуки речи, слова, фразы. Дальнейшее развитие слухового восприятия у ребенка происходит, прежде всего, посредством накопления в памяти слуховых образов слов и их значений, правил изменения и образования слов, правил соединения слов в предложении (грамматическая система языка), умения использовать все это для общения и познания мира. Поэтому ведущее значение на этом этапе развития ребенка занимает развитие и формирование у него системы родного языка. Нормальнослышащий ребенок усваивает ее спонтанно, слушая речь окружающих людей. Малыш с КИ, даже при имплантации в раннем возрасте нуждается в систематических занятиях по развитию словарного запаса и грамматической системы родного языка, развитию диалоговой и связной речи.
Дальнейшее развитие слухового восприятия и понимания устной речи происходит у ребенка с КИ происходит спонтанно и в процессе целенаправленных занятий благодаря:
1. Накоплению импрессивного (пассивного) словаря (существительных, глаголов, прилагательных, местоимений и др.),
2. Овладению правилами словоизменения, словообразования, соединения слов в предложении,
3. Развитию умения спрашивать и просить объяснить, что означает какое-то слово или предложение,
4. Развитию умения понимать события окружающего мира,
5. Развитию умения понимать речь разных людей,
6. Развитию умения узнавать голоса людей, интонацию,
7. Развитию умения понимать речь в шумных условиях.
Развитие понимания речи тесно связано с развитием у ребенка умения использовать ее. для общения. Это взаимовлияющие и взаиморазвивающиеся процессы. Если малыш правильно использует какое-то слово или фразу для общения в соответствующей ситуации, то это точно означает, что он хорошо понимает это слово/фразу. Однако надо осознавать, что хотя развитие устной речи происходит параллельно с развитием ее понимания, понимание, также как у нормальнослышащего ребенка должно немного опережать развитие использования устной речи: