Логика контрпедагогического воздействия
Общая логика контр педагогического воздействия включает в себя ряд принципиальных положений.
1. Демонстрация противоречий, несоответствия здравому смыслу имеющихся искаженных оценок и взглядов. Правовой нигилизм конкретного человека, как правило, алогичен по своей сути. Так, действуя в своих интересах «вне правового поля», сотрудник ОВД в то же время, как правило, желает, а зачастую — требует, чтобы лично по отношению к нему закон выполнялся неукоснительно. Это принцип «двойных стандартов». В достаточной мере он уже дискредитировал себя.
2. Переключение мышления человека, имеющего искаженные взгляды и оценки, с восприятия оценок явления на восприятие самого явления. Задействовать интеллект, здравый смысл человека важнейшее условие успешности контрпедагогического воздействия. Так, одно из расхожих клише, лежащих в основе правового нигилизма, — «закон не нарушает только тот, кто боится, или тот, кто не умеет» — оказывается весьма шатким, если в работе с сотрудниками обратиться к реальной практике их собственною подразделения. Несомненно, там могут наблюдаться действия «вне правового поля», но типичным или преобладающим все же будут действия в соответствии с законом многих сотрудников, которых нельзя уличить ни в трусости, ни в глупости.
3. Перевод осмысления социальной и профессиональной практики последовательно из «однолинейного», фрагментарного в «многомерное» (противоречивое, неоднозначное), а далее — в системное. Так, если сотрудник, склонный к правовому нигилизму, признает хотя бы противоречивый характер его собственной профессиональной практики и практики коллег, то можно считать решенными две контрпедагогические задачи. Первая — признание практики как противоречивой подразумевает понимание, что в ней не все плохо и есть положительное, а это уже элемент объективной оценки. Вторая — признание существования фактов, отличающихся от навязанной ему ранее оценки действительности, не может не вызвать скепсис по отношению к тем источникам, откуда получена эта оценка.
4. Выстраивание негативной перспективы и дискредитация «псевдопозитива». Устойчивость негативных оценок и взглядов во многом объясняется тем, что они дают человеку иллюзорную уверенность в знании «правды жизни». Клишированные оценки и внушаемая система действий освобождают от необходимости думать самому и искать самостоятельный путь действий. Негативная информация порождает иллюзию свободы от социальных, профессиональных или моральных обязательств. Однако реализация этой иллюзии одновременно снижает уровень личной профессиональной безопасности, усиливает вероятность срывов, повышает угрозу стать объектом шантажа или манипулирования со стороны криминальных элементов. Поэтому одной из самостоятельных контрпедагогических задач остается доказательство сотруднику реальной негативной перспективы его правового нигилизма.
5. Эмоциональная девальвация негативных взглядов и источников, их формирующих. Борьба «на эмоциональном фронте» — одна из наиболее сложных контрпедагогических задач. Сами контрпедагогические воздействия не должны уступать негативным по эмоциональной насыщенности, образности, привлекательности. Контрпедагогика может и должна обращаться к более глубоким и сложным чувствам и переживаниям, например к чувству собственного достоинства, чувству самоуважения, совести, профессиональной солидарности, даже — здоровой корпоративности (формирование эмоционального дискомфорта сотрудника оттого, что он своими действиями может «подставить» товарищей по службе). Отличными контрпедагогическими средствами «на эмоциональном поле» являются сарказм, ирония, юмор, которые не уступают по своему воздействию традиционным нравоучениям и разъяснениям.
6. Системность, пролонгированностъ и (как максимум) опережающий характер контрпедагогических воздействий. Традиционная «педагогика мероприятий» и разовые педагогические акции — наименее эффективный стиль контрпедагогических воздействий. С негативными влияниями системного характера можно бороться только с помощью контрсистемы, «вкрапляющей» свои воздействия в основные сферы жизни сотрудника (профессиональная практика, отношения в коллективе, коллективные мнения и настроения и т.д.). В частности, преодоление правового нигилизма сотрудников будет идти тем более успешно, чем более часто и долго сотрудник будет испытывать позитивные влияния в коллективе, в процессе профессиональной деятельности, становящиеся частью его положительного жизненного и профессионального опыта.
7. Обеспечение позитивного педагогического имиджа тех, кто осуществляет контрпедагогические воздействия. Эффективность контрпедагогических воздействий находится в прямой зависимости от того, насколько человек, осуществляющий эти воздействия, является реальной частью позитивного жизненного и профессионального опыта жизни и службы. Известно высказывание римского сатирика Ювенала: Quis custodiet ipsos custodies? (Кто будет охранять охранников?). Иначе говоря, субъект контрпедагогической деятельности сам находится в центре переплетения многих влияний, в том числе и негативных, как и те, кого он воспитывает.
Таким образом, контрпедагогика сегодня выступает вынужденным средством обеспечения результативности воспитательной работы с сотрудниками ОВД, в частности работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации. Ее появление связано с усложнением условий и характера социального бытия и профессиональной деятельности сотрудников, наличием негативных воздействий на них, отличающихся системным характером. Необходимо активно работать над созданием контрпедагогической системы в каждом ОВД, изыскивая новые эффективные пути повышения ее действенности.