Дополнительная: 3,4, 14, 15, 16, 27, 31
Содержание семинарских и лабораторных занятий
по курсу «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности»
Семинарское занятие №1 «Профессиональная этика педагога»
1. Профессиональная педагогическая этика: сущность, содержание, функции.
2. Основные категории педагогической этики.
3. Педагогическая мораль: понятие, принципы, проявления в деятельности педагога.
4. Этика в профессиональной деятельности социального педагога.
Задание.При подготовке к семинару разбиться на 4 подгруппы. Каждой подгруппе подготовить презентацию по одному вопросу семинара (по выбору). При выполнении задания обратить внимание на требования к презентации. Обязательным условием является охват всех вопросов семинара!
Литература
основная: 2,3;
Дополнительная: 2,3,4, 15, 16, 17, 19, 26
Семинарское занятие № 2 «Деонтологические основы психолого-педагогической деятельности»
1. Деонтология как учение о долге и должном поведении.
2. Место и роль деонтологии в этической системе ценностей психолого- педагогической деятельности.
3. Понятия профессиональный долг и профессиональная ответственность, их содержание и смысл.
4. Ценность профессионального долга, должного поведения и отношений педагога.
5. Профессиональный долг и профессиональные обязанности, их соотношение.
6. Авторитет и достоинство педагога.
Задание. 1. Разделиться на подгруппы, каждой подгруппе разработать презентацию по одному из вопросов семинара. Выступить с защитой презентации на занятии. При выполнении задания обратить внимание на требования к презентации. Обязательным условием является охват всех вопросов семинара!
2. При подготовке к занятию поразмышлять над вопросом: Чем отличаются деонтологические нормы от других этических требований профессиональной морали?
Литература
основная: 3;
дополнительная: 6,8, 13, 17;
Семинарское занятие № 3 «Этические кодексы специалистов в психолого-педагогической деятельности»
- Понятие этического кодекса профессионала. Генезис профессиональных этических кодексов.
- Структура и содержание профессионального этического кодекса.
- Значение профессионального кодекса в психолого-педагогической деятельности.
- Этический кодекс социального педагога.
Задание. 1. Сравнить профессиональные этические кодексы специалистов в психолого-педагогической деятельности (педагога общеобразовательного учреждения, социального педагога, педагога-психолога, воспитателя ДОУ); выявить общее и особенное, заполнить таблицу.
Этический кодекс специалиста | Общие позиции | Отличительные черты | Выводы |
2. При подготовке к занятию поразмышлять над вопросом: Почему практически все профессиональные кодексы содержат нормы добросовестности и уважительного отношения к труду? Какие профессиональные моральные нормы становятся приоритетными в настоящее время?
Литература
Дополнительная: 9, 10, 11, 14, 19, 20, 30.
Семинарское занятие № 4 «Педагогическая этика в системе отношений «педагог – учащийся»
1. Субъект-объектные и субъект-субъектные отношения педагога и учащихся.
2. Принципы педагогической этики в отношениях педагога и учащихся.
3. Нормы и требования к поведению и общению педагога в его отношениях с учащимися.
4. "Открытые" проблемы в системе отношений "педагог - учащийся".
Задание. Составить правила общения с подростком для учителя /социального педагога.
Литература
основная: 2,3;
дополнительная: 3,4, 14, 15, 16, 27, 31.
Семинарское занятие № 5 «Этика отношений в системе «педагог – педагог»
1. Морально-психологические основы профессионально-делового общения педагога. Формальные и неформальные отношения в коллективе.
2. Структура коллектива и статус личности в коллективе; их особенности в педагогическом коллективе.
4. Объективные и субъективные факторы, определяющие специфику отношений в педагогическом коллективе.
6. Отношения "по вертикали" - административные отношения управления и подчинения. Проблема субординации в педагогическом коллективе.
Литература
основная: 2,3;