Формы социально-педагогической помощи семье. Одна из форм работы социального педагога с семьей – социальный патронаж
Одна из форм работы социального педагога с семьей – социальный патронаж. Это посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.
Патронаж дает мне возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет получить больше информации. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.
Патронаж может проводиться со следующими целями:
r диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
r контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;
r адаптационно-реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.
Регулярные патронажи необходимы нам, социальным педагогам, в отношении неблагополучных и, прежде всего, асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.
Наряду с патронажем, важное место в моей деятельности занимают консультационные беседыкак одна из форм работы с семьей. Консультирование предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.
Работая с семьей, в своей практике использую наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини-тренинги и пр.
Наряду с индивидуальными консультативными беседами применяться и групповые методы работы с семьей (семьями) – тренинги.
Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и получать поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.
Еще одна форма моей работы с семьей – социально-педагогический мониторинг семьи (периодический сбор, обобщение и анализ социально-педагогических процессов, протекающих в семье, и принятие тактических решений).
Основные принципы мониторинга: полнота, достоверность, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.
Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье, опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.)
Важную роль в осуществлении социально-педагогического мониторинга играет умение социального педагога систематизировать сбор информации и полученные результаты.
В своей работе с неблагополучной семьей я руководствуюсь следующим алгоритмом:
r 1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью;
r 2-й этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи;
r 3-й этап: знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни;
r 4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод;
r 5-й этап: изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций;
r 6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи;
r 7-й этап: составление карты семьи;
r 8-й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.);
r 9-й этап: составление программы работы с неблагополучной семьей;
r 10-й этап: текущие и контрольные посещения семьи;
r 11-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.
Следует отметить, что решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:
r раннее выявление и постановка на учет ребенка из неблагополучной семьи;
r определение причин неблагополучия семьи;
r осуществление информационной помощи семье;
r организация профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска».
С такой целью на сегодняшний день в школе используется программа «Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей», которая была создана с учетом того, что в основе возникновения социального неблагополучия лежит нарушение взаимодействия в системе «семья – ребенок».
Цель программы – создание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи. Реализовать её можно через систему задач, таких как: раннее выявление неблагополучных семей, осуществление информационной и посреднической помощи семье «группы риска», оказание помощи, направленной на успешную социализацию ребенка из неблагополучной семьи, снижение количества неблагополучных семей.
В практике современной школы возрастает число неблагополучных семей. Это семьи с низким социальным статусом, в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно. Именно поэтому таким семьям необходима активная и продолжительная поддержка со стороны социального педагога. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.
Программа рассчитана на детей с 1-го по 11-й класс.
В программе описаны возможные виды помощи родителям, исходя из проблем, возникающих у них во взаимодействии с детьми:
r образовательная, (заключается в предотвращении возникающих семейных проблем и формировании педагогической культуры родителей);
r психологическая, включающая в себя социально-психологическую поддержку, направленную на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса и коррекция межличностных отношений;
r организационная, включающая в себя организацию семейного досуга;
r информационная, которая заключается в обеспечении семьи информацией по вопросам социальной защиты;
r координационная, направленная на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.
Основные формы и методы работы, используемые в реализации программы.
Методы работы:
1. Диагностические:
А) наблюдение – общенаучный метод исследования, предполагает целенаправленную, систематическую фиксацию проявлений деятельности личности, коллектива, группы людей. Наблюдение может быть сплошным и выборочным; включенным и простым; неконтролируемым и контролируемым (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); полевым (при наблюдении в естественных условиях) и лабораторным (в экспериментальных условиях);
Б) опрос – это метод сбора информации, проводимый в виде интервью, беседы по заранее составленному плану;
В) тестирование – это один из методов исследования, заключающийся в диагностике личности, психического состояния функций, имеющихся и вновь приобретенных знаний;
2. Управленческо-воспитательные методы (активные), ситуационно-ролевые игры, социально-психологические тренинг.
Формы работы: консультирование, дискуссионный диалог, лекция, семинар, тренинг, психокоррекция.
Консультирование – это ориентация детей и подростков на воспитание культуры семейных отношений исходя из возрастных и индивидуальных особенностей. Если семья не хочет взаимодействовать, то консультирование провожу в завуалированной форме. Конечная цель моей консультационной работы – с помощью специально-организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру, откорректировать отношение к ребенку.
Наряду с индивидуальными консультативными беседами применяю в своей практике групповые методы работы с семьей.
Обучающий и развивающий тренинг – это применение коррекционных и обучающих методов, направленное на развитие, формирование отдельных психических функций, умений, навыков и семейной компетенции детей и подростков, ослабленных в силу особенностей воспитания или социальной среды, но необходимых для успешной самореализации личности в различных видах деятельности.
Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.
Коррекция – это коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка; профилактика нежелательных, негативных тенденций, личностного и интеллектуального развития.
Содержание программы
Для выявления неблагополучных семей в программе представлены различные диагностики:
1. Наблюдение за детьми. Цель: определить наличие проблем у ребенка, общее эмоциональное состояние и психологический портрет.
2. Опрос, анкетирование родителей. Цель: собрать необходимую информацию о семье, а так же определить характер внутрисемейных взаимоотношений.
3. Проективные методики, с целью изучения детско-родительских взаимоотношений; определение ведущих паттернов поведения каждого из члена семьи; выявление уровня развития интеллекта, изучение характера коммуникаций в семье – прямой или опосредованной.
Разработка плана работы с семьей, направленной на корректировку отношения к ребенку, происходила с учетом типа внутрисемейного воспитания.
Были организованы:
1. Родительское собрание для группового обсуждения актуальной проблемы, в результате беседы родители делятся своим жизненным опытом и прислушиваются к советам других родителей.
2. Тренинги, направленные на развитие умений и навыков, которые помогают семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия. Среди таких навыков надо выделить:
r коммуникационные умения и навыки: умение «активного слушания», представляющее собой безоценочную реакцию, которая свидетельствует о том, что родители заинтересованно слушают и понимают своего ребенка; отработку «Я – сообщения», выражающего личную обеспокоенность родителя возможными последствиями действий ребенка, и др.;
r психогигиенические приемы преодоления стрессовых ситуаций. Повседневной саморегуляции, оказания психотерапевтического воздействия на ребенка и др.;
r психолого-педагогические приемы: приемы раннего развивающего обучения, модификации поведения ребенка, игротерапии и др.
3. Деловая игра, направленная на повышение и расширение знаний родителей в области семейного воспитания.
4. При любом типе воспитания необходима индивидуальная консультация, так как она приносит наиболее продуктивные результаты. Возможны беседы на темы, касающиеся семейного воспитания: стили воспитания, ошибки воспитания и их последствия. Но наиболее актуальны темы, которые интересуют самих родителей, поэтому необходимо заинтересовать и подтолкнуть их к обращению за индивидуальной консультацией при возникающих вопросах и проблемах.
5. «Стенд для родителей», где изложены основные положения, касающиеся воспитания детей, представлена информация о возможной помощи, а так же описание работы социального педагога по работе с семьей: основные направления, формы и методы его работы и обязательно график работы.
6. Патронаж – одна из форм работы социального педагога, представляющая собой посещения на дому с диагностической, контрольной и адаптационно-реабилитационной целями. Патронаж проводиться со следующими целями:
v Диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных социальных факторов риска, исследования сложившихся проблемных ситуаций.
v Контрольные (оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем, выполнения родителями рекомендаций).
v Адаптационно-реабилитационные (оказание конкретной образовательной, психологической и посреднической помощи).
При разработке плана работы с детьми, направленного на корректировку отношения к взрослым использую следующие формы:
1. Классный час с целью выяснения мнения детей на заданную тему, ее обсуждения и определения возможных форм поведения в заданной ситуации.
2. Ролевые игры, направленные на определение существующих установок, касающихся семьи, а так же формирование новых, адекватных семейной ситуации.
3. Упражнения для выявления и развития воображения детей, способности к вербализации их фантазий
4. Индивидуальные консультации для более открытого и доверительного разговора.
В программе раскрывается роль привлечения социальным педагогом различных специалистов для осуществления помощи семье: информационной, посреднической, досуговой, социальной и педагогической.
Социальный педагог сотрудничает с наркологическим диспансером, инспектором по делам несовершеннолетних, органами социальной защиты населения, органами опеки и попечительства, учреждениями дополнительного образования, органами по делам молодежи. В программе подробно изложены цели и результаты взаимодействия социального педагога со специалистами микросоциума.
Динамика изменений, происходящих в семье в результате реализации программы, анализируется с целью отслеживания и корректирования работы, по каждому отдельному случаю ведется документация.
Для контроля реализации программы могут быть организованы контрольные посещения на дому, повторное проведение диагностических методик, консультации с детьми и родителями для определения уровня и степени ликвидации признаков неблагополучия.
Если при подведении итогов реализации программы заметна ликвидация факторов неблагополучия в семье, то это дает основание для снятия семьи с учета. Чаще всего эффективность программы наблюдается по следующим параметрам: у детей улучшилась успеваемость, сократились прогулы, эмоциональное настроение поднялось и общее психологическое состояние приблизилось к норме.
Этапы работы социального педагога с неблагополучной семьей, реализуемые непосредственно через школу, можно представить в виде схемы:
Решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:
r раннее выявление и постановку на учет ребенка из неблагополучной семьи;
r определение причин неблагополучия семьи;
r осуществление информационной помощи семье;
r организацию профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска»;
r координационно-организационную помощь со стороны социального педагога.
Турбина О.Н.,
школа № 4, г. Черногорск, Республика Хакасия,
Перевозчикова С.В.,
школа № 4, г. Черногорск, Республика Хакасия
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
«ПОДРОСТКОВАЯ НАРКОМАНИЯ»
Нельзя избавиться от наркомании,
просто «попросив у неё прощения»,
как у родителей за плохой поступок.
Наркомания не прощает ничего,
никогда и никому!
Цели:
v Дать родителям возможность познакомиться с информацией и статистикой по проблеме наркомании.
v Убедить родителей в необходимости активного обсуждения проблемы в семье.