Организационная структура учебного процесса и стадия ее развития
Новые педагогические технологии. Технология КСО.
Что такое технология и чем она отличается от программы и методики?
Программа — это прежде всего документ, определяющий задачи воспитания и содержание обучения ребенка-дошкольника.
А технология — это инструментарий, при помощи которого эти задачи решаются.
То есть программа отвечает на вопросы «что делать?» и «зачем делать?».
А технология — на вопрос «как делать?».
В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
- -развивающее обучение;
- -проблемное обучение;
- -разноуровневое обучение;
- -коллективная система обучения (КСО);
- -технология решения изобретательских задач ( ТРИЗ);
- -исследовательские методы обучения;
- -проектные методы обучения;
- -технология « дебаты»;
- -технологию модульного и блочно- модульного обучения;
- -лекционно – семинарско - зачетная система обучения;
- -технология развития «критического мышления»;
- -технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
- -обучение в сотрудничестве ( командная, групповая работа);
- -информационно – коммуникационные технологии;
- -здоровьесберегающие технологии;
- - систему инновационной оценки « портфолио»;
- - технологию дистанционного обучения
- технология мастерских
- групповое обучение
Большое распространение получили следующие образовательные технологии:
- технологию проблемного (эвристического) обучения;
- технологии уровневой дифференциации;
- коммуникативные технологии
- игровые технологии
- исследовательские технологии
(метод проектов, эксперимент, моделирование)
Основные формы развития КСО:
КСО-"здоровьесохраняющая" технология;
КСО-интеллектуально развивающая технология;
КСО-технология педагогического процесса в контексте деятельностного подхода;
КСО-технология гуманного обучения;
КСО-технология демократического способа обучения по способностям;
КСО-технология самообучения и самоуправления;
Целевое назначение:
Ø -повышение успеваемости всех учащихся и ускорение темпов продвижения; - воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и за других;
Ø развитие речи и мышления;
Ø формирование навыков самообразования, культуры умственного и учебного труда.
Основоположниками этой теории являются: Ривин Александр Григорьевич (1877-1944 г.) русский, советский педагог новатор, Дьяченко Виталий Кузьмич современный теоретик КСО, Мкртчян Манук Ашотович современный теоретик КСО.
В 80-е годы "Учительская газета" широко освещала идеи и находки педагогов-новаторов. В рамках тематической страницы "Педагогика сотрудничества" была опубликована и статья Виталия Кузьмича Дьяченко и Валентины Васильевны Архиповой "Коллективный способ обучения" ("Учительская газета", 28 августа и 8 сентября 1987 г.), где говорилось об основных идеях коллективного обучения и об опыте осуществления этих идей на практике. Статья Михаил Брейтермана ("Учительская газета", 31 января, 1989 г.) рассказывала о родоначальнике коллективного обучения А. Ривине и об опыте реализации его смелых педагогических идей в далекие 20-е годы. В последующие годы идеи и практика коллективного обучения интенсивно развивались и распространялись во многих регионах бывшего Советского Союза
Организационная структура учебного процесса и стадия ее развития
Вид общения | Организационная форма общения | Способ общения |
1. опосредованная через письменную речь. 2. общения в паре. 3. групповое общения. 4. общение в парах сменного состава. | 1. индивидуальная, парная. 2. парная (один учит другого). 3. групповая (один одновременно учит многих). 4. коллективная (каждый учит каждого). | 1. индивидуальный способ обучения (XVI-XVII вв.) включает две формы парную и индивидуальную 2. групповой способ обучения (XVII-XX вв.) включает три формы: групповую, парную, индивидуальную. 3. коллективный способ обучения; включает все четыре формы; коллективную, парную, индивидуальную, групповую. |
Особенности методики КСО в сравнении с
ГСО (групповой способ обучения по В.К. Дьяченко)
ГСО | КСО | ||||||||||||||||||||
Дидактические | |||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||
Развивающие | |||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||
Воспитательные | |||||||||||||||||||||
|
|
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
1. Подготовка к выполнению группового задания.
Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации). | |
Инструктаж о последовательности работы. |
Раздача дидактического материала по группам.
2. Групповая работа.
Знакомство с материалом, планирование работы в группе. | |
Распределение заданий внутри группы | |
Индивидуальное выполнение задания. | |
Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения). | |
Подведение итогов группового задания. |
3. Заключительная часть.
Сообщение о результатах работы в группах. | |
Анализ познавательной задачи, рефлексия. | |
Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу. |
Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом. При технологии КСО первоочередно перед учителем стоит задача, как правильно сформировать группу.
Доминирующей целью образования становится развитие личности в целом, её индивидуальности. Новое видение личностной ориентации заключается в том, что отбор содержания и построение учебного процесса не столько направлены на личность, сколько идут от личности, от её опыта, запросов, склонностей, способностей, потребностей в саморазвитии. При этом процессе обучения происходит смещение акцентов на процесс учения, выражающийся в:
- в активной самостоятельной познавательной деятельности (учащиеся самостоятельно изучают текст, выбирают для себя главное);
- в овладении рациональными способами учебно-познавательной деятельности;
- в познании своих индивидуальных особенностей, требующих способов учения, оптимальных именно для данного ученика.
Учитель и учащийся руководствуются при погружении следующими установками: на первый план выдвигается индивидуализация темпов и приемов обучения, педагогизация деятельности каждого участника занятий, культура общения друг с другом, правильное дозировка времени при изучении каждого блока. Каждый учащийся по всем предметам работает по индивидуальному плану.
При использовании КСО на уроках сформировалась следующая система работы: ученик слушает объяснение теории, учит самостоятельно по опорному конспекту, сдает теоретический зачет или впереди идущему товарищу, или учителю, передает знания следующему, приступает к выполнению практической части вопросника (упражнения, развития речи, слова для запоминания и.т.д.), выполняет контрольную работу (диктант, зачет, тест).
Одна из важнейших задач – придание позиции ученика в учебном процессе статуса субъекта познания, формирование ценностных ориентаций:
- учение для ученика приобретает личностный смысл;
- ученик сам определяет цели своего учения (содержание, уровень);
- каждый ученик обладает свободой выбора и возможностью принимать собственные решения в области вариативного содержания, форм учения, самообразования, темпа, сотрудничества и взаимопомощи, передвижения по классу и так далее;
- каждый ученик имеет возможность реализовывать в учебном процессе потребность в творческой деятельности, то есть поощряются собственные оригинальные решения, идеи, оформление и т.д.
- каждый ученик имеет возможность сам оценить свои учебные достижения, высказать любое собственное оценочное суждение;
- ответственность за результаты учения и за любую другую учебную деятельность ученик берёт на себя;
- ученик осознаёт свои пробелы и достижения и сам принимает решения и программу самосовершенствования.
Существенно меняется роль учителя в учебном процессе: его главная задача теперь – обеспечить условия для оптимального удовлетворения вышеназванных запросов учащихся и помогать становлению их личности.
- учитель становится организатором отношений и взаимоотношений в учебном процессе;
- осуществляет мотивационное управление учением школьников;
- создаёт ситуацию успеха, оказывает помощь и поддержку;
-демонстрирует полное доверие ребёнку, веру в его возможности;
- откровенно высказывает собственную позицию.
Учащиеся самостоятельно, под руководством учителя, индивидуально создают конспекты, реализуя свой уровень. Проводятся обучающие самостоятельные работы, в которых предлагаются задания базового уровня и повышенного уровня. Ученики решают задания обоих уровней в парах сменного состава. Затем сдаются конспекты и далее выполняются задания избранного уровня (задания из учебника или, если они сделаны, то индивидуальные, даваемые учителем). Если встречаются трудности, ребята не бегут к учителю, они ищут ответы сами, умеют пользоваться учебником, справочником. Дети знают, чего они хотят и чего они могут добиться.
Домашние задания непрерывны, каждый выполняет свою норму, которую определяет себе сам. Каждый может взять индивидуальное задание по теме, чтобы научиться решать задачи на желательном для себя уровне.
Перед контрольной работой проводится урок-зачёт: классический тест, компьютерное тестирование, программированный контроль.
В принципе, в корне меняется деятельность учеников и деятельность преподавателя. На коллективных занятиях каждый ученик становится учителем. Конечно, это происходит не мгновенно, но происходит обязательно, как только ученики начинают работать в парах сменного состава. Все обучают всех. При групповом способе обучения учитель все делал сам, при коллективном все делает коллектив. У педагога, наконец, время для изучения новейших достижений науки, методики, передового опыта.
Каждый ученик вовлекается в процесс работы, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой стороны, умения общаться и, сотрудничая, решать учебные задачи.
В процессе обучения происходит усвоение систематизированных знаний, умений и навыков. В результате ученик после окончания школы готов продолжить свое образование самостоятельно, имеет навыки систематически и интенсивно заниматься самообразованием.
И мы убедились в том, что прав В.К.Дьяченко, подчеркивая, что “общение в паре — это основная и первоначальная ячейка, простейшая и важнейшая форма взаимодействия человека с другими людьми, благодаря которой человек приобщается к знаниям и опыту других людей, а через них — к знаниям и опыту всего человечества”.
Можно не сомневаться, что подобная организация учебной работы дает хорошие результаты, обеспечивает умственное развитие, и, главное, развитие самостоятельности, уверенности в себе, трудолюбия, умений, что не может дать ни одна существующая система обучения.
В новой педагогической технологии КСО-ДЕМСOC особое значение придается организации общения учащихся в процессе обучения, формированию у них не только специальных умений и навыков, но и общеучебных и коммуникативных. Именно приемы и методики технологии КСО-ДЕМСОС могут выступать как средства становления и развития внутриколлективных взаимоотношений, совершенствования культуры общения, помогающей человеку выявитъ и раскрыть лучшие стороны своей личности.
Практика показала, что такой подход помогает учителю решить многие проблемы учебного и дисциплинарного плана, способствует не только приобщению учащихся к миру прекрасного, но и развитию личности ребенка в самом широком смысле. Новейшая педагогическая технология КСО (ДЕМСОС) является самой приемлемой и эффективной организацией учебного процесса для сельской школы, где открываются объективные возможности каждому ученику обучаться по способностям.