Тема 9. Организация педагогического контроля и самостоятельной работы студентов в условиях кредитной технологии

Основы педагогического контроля в высшей школе (глоссарий)

Функции педагогического контроля (конспект)

Формы педагогического контроля (тесты)

Методические рекомендации:Конспект самостоятельной работы записывается в отдельно отведенную тетрадь, работа должна ясно и четка отражать тему и завершении студент пишет выводы или краткое резюме на конспект.

К написанию доклада предъявляется ряд требований по содержанию и по форме. План работы, например, должен содержать не менее двух и не более четырех (в исключительных случаях пяти) параграфов. Работа над текстом должна проходить на базе изученных монографий и различных других источников. При оформлении объем работы – не менее 5-10 страниц текста, набранного на компьютере.

При составлении тестовых заданий учитывается логическая правильность и соответствие теме. Вопрос должен быть завершаемым правильным ответом, количество вариантов ответа не менее 3 и не более 5.

Форма проведения:устное обсуждение в аудитории.

Рекомендуемая литература: Основная литература – 1, 2, 3, 5, 9, 11,

Дополнительная литература – 1, 3, 6, 7, 8.

Тема 10. Основные направления воспитательной работы со студентами

Сущность воспитательного процесса (доклад)

Цели и задачи воспитания (глоссарий)

Сущность малой социальной группы (эссе)

Составить прое воститательного проекта (проект)

Методические рекомендации:К написанию реферата предъявляется ряд требований по содержанию и по форме. План работы, например, должен содержать не менее двух и не более четырех (в исключительных случаях пяти) параграфов. Работа над текстом должна проходить на базе изученных монографий и различных других источников. При оформлении объем работы – не менее 10-15 страниц текста, набранного на компьютере. Содержание работы – введение, заключение, список использованной литературы, титульный лист и план.

Конспект самостоятельной работы записывается в отдельно отведенную тетрадь, работа должна ясно и четка отражать тему и завершении студент пишет выводы или краткое резюме на конспект.

При составлении кроссворда необходимо использовать термины касающиеся темы, вопросы должны быть законченными, ответы на вопросы пересекаясь должны составлять ключевое слово (главный термин темы).

При написании глоссарий необходимо выявить от 10 до 20 терминов по заданной теме и дать краткое и четкое определение на них.

Форма проведения:защита работы и обсуждение работы в аудитории.

Рекомендуемая литература: Основная литература – 1, 2, 3, 4.

Дополнительная литература – 1, 3, 7, 8.

Тематика рефератов

1. Сфера человеческой деятельности в современном обществе.

2. О реформах национальных систем образования.

3. Основные задачи казахстанской программы развития образования .

4. Межличностные отношения впедагогическом процессе.

5. Проблемы гуманитаризации и гуманизации образования.

6. Основные направления казахстанской образовательной системы.

7. Значение педагогического образования в профессиональном становлении будущего специалиста сферы искусства.

8. Педагогическая теория как наука и искусство.

9. Теоретическая и практическая воспитательная деятельность

10. Сущность и компоненты профессионального обучения.

11.Особенности духовно-нравственного становления личности будущего специалиста.

12. Качество образования в аспекте развития личности.

13. Образование вусловиях рыночной экономики.

14. Информационное обеспечение педагогичсекого процесса в высшей школе.

15. Педагогические технологии нравственного воспитания.

16. Основные направления проблемного обучения.

17. Деловая игра как форма активного обучения.

18. Виды и формы внеаудиторных занятий.

19. Основы педагогического контроля в высшей школе.

20. Инновационные процессы в высшей школе развитых стран Запада.

21. Духовно-нравственные ценности всистеме образования.

22. Повышение и совершенствование культуры речи педагога.

23. Инновационные школы Казахстана.

24. Основные принципы процесса воспитания.

25. Понятие о закономерностях воспитания.

26. Спефика обучения и воспитания в творческом вузе.

27. Педагогические требования, предъвляемые к содержанию образования в современной педагогике.

30. Дидактические аспекты развития личности.

Перечень контрольных вопросов по дисциплине «Педагогика»

Магистратура 1 курс

Рейтинг 1

1. Сфера человеческой деятельности в современном обществе.

2. О реформах национальных систем образования.

3. Основные задачи казахстанской программы развития образования .

4. Основные функции теоретического положения фундаментализации образования

5. Проблемы гуманитаризации и гуманизации образования.

6. Реформы высшего образования.

7. Основные направления казахстанской образовательной системы

8. Педагогика как наука и практика.

9. Предмет педагогической науки. Ее основные категории.

10. Вычленение педагогики в особую отрасль научного знания и ее виднейшие деятели.

11. Влияние политики и идеологии общества на развитие педаго­гической теории.

12. Значение педагогического образования в профессиональном становлении

будущего специалиста сферы искусства.

13.Функциональная определенность педагога.

14. Педагогические способности.

15. Модели поведения преподавателя.

16. Педагогическая теория как наука и искусство.

17. Теоретическая и практическая воспитательная деятельность

18. Сущность и генезис педагогического общения

19. Коммуникация и ее принципы

20. Сущность и компоненты профессионального обучения.

21. Дидактика - важнейшая отрасль научного знания.

22. Сущность, структура и движущие силы обучения.

23. Принципы обучения.

24. Методы обучения.

25. Методология педагогики. Уровни методологии

26. Связь педагогики с другими науками

27. Методы исследования

28. Понятие «содержание образования» и необходимость разработки его научных

основ.

29. Важнейшие объективные и субъективные факторы, влияющие на разработку содержания образования.

30. Разработка в педагогике научных основ определения содержания образования и его совершенствования.

Перечень контрольных вопросов по дисциплине «Педагогика»

Магистратура 1 курс

Рейтинг 2

1. Понятие о методах профессионального обучения. Проблема классификации методов обучения

2. Формы организации профессионального обучения

1. Активные методы обучения

2. Основные направления проблемного обучения

3. Деловая игра как форма активного обучения

4. Лекции. Виды лекционных занятий и требования

5. Типы семинаров. Критерии оценки семинарского занятия

6. Предмет педагогической технологии

7. Поисково-иссследовательская технологии обучения

8. Технология критериально-ориентированного обучения

9. Формирование новых образовательных технологий в высшей школе

10. Современная технология обучения - целостная дидактическая система

11. Организация учебного процесса

12. Основные требования к организации учебного процесса

13. Характеристика этапов педагогического проектирования

14. Формы педагогического проектирования

15. О системе вузовского педагогического общения

16. Основные требования к отношениям «преподаватель-студент»

17. Письменный текст как средство организации и передачи информации

18. Проектирование текста лекций

19. Самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности обучаемых

20. Организация различных видов самостоятельной работы студента

21. Основы педагогического контроля в высшей школе

22. Функции педагогического контроля

23. Формы педагогического контроля

24. Сущность воспитательного процесса

25. Цели и задачи воспитания

26. Основные направления воспитательной работы

27. Методы воспитания

28. Основные принципы процесса воспитания

29. Факторы воспитания

Перечень экзаменационных вопросов по дисциплине «Педагогика»

Магистратура 1 курс

1. Сфера человеческой деятельности в современном обществе.

2. О реформах национальных систем образования.

3. Основные задачи казахстанской программы развития образования .

4. Основные функции теоретического положения фундаментализации образования

5. Проблемы гуманитаризации и гуманизации образования.

6. Реформы высшего образования.

7. Основные направления казахстанской образовательной системы

8. Педагогика как наука и практика.

9. Предмет педагогической науки. Ее основные категории.

10. Вычленение педагогики в особую отрасль научного знания и ее виднейшие деятели.

11. Влияние политики и идеологии общества на развитие педаго­гической теории.

12. Значение педагогического образования в профессиональном становлении

Будущего специалиста сферы искусства.

13.Функциональная определенность педагога.

14. Педагогические способности.

15. Модели поведения преподавателя.

16. Педагогическая теория как наука и искусство.

17. Теоретическая и практическая воспитательная деятельность

18. Сущность и генезис педагогического общения

19. Коммуникация и ее принципы

20. Сущность и компоненты профессионального обучения.

21. Дидактика - важнейшая отрасль научного знания.

22. Сущность, структура и движущие силы обучения.

23. Принципы обучения.

24. Методы обучения.

25. Методология педагогики. Уровни методологии

26. Связь педагогики с другими науками

27. Методы исследования

28. Понятие «содержание образования» и необходимость разработки его научных

основ.

29. Важнейшие объективные и субъективные факторы, влияющие на разработку содержания образования.

30. Разработка в педагогике научных основ определения содержания образования и его совершенствования.

31. Понятие о методах профессионального обучения. Проблема классификации методов обучения

32. Формы организации профессионального обучения

33. Активные методы обучения

34. Основные направления проблемного обучения

35. Деловая игра как форма активного обучения

36. Лекции. Виды лекционных занятий и требования

37. Типы семинаров. Критерии оценки семинарского занятия

38. Предмет педагогической технологии

39. Поисково-иссследовательская технологии обучения

40. Технология критериально-ориентированного обучения

41. Формирование новых образовательных технологий в высшей школе

42. Современная технология обучения - целостная дидактическая система

43. Организация учебного процесса

44. Основные требования к организации учебного процесса

44. Характеристика этапов педагогического проектирования

45. Формы педагогического проектирования

46. О системе вузовского педагогического общения

47. Основные требования к отношениям «преподаватель-студент»

48. Письменный текст как средство организации и передачи информации

49. Проектирование текста лекций

50. Самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности обучаемых

51. Организация различных видов самостоятельной работы студента

52. Основы педагогического контроля в высшей школе

53. Функции педагогического контроля

54. Формы педагогического контроля

55. Сущность воспитательного процесса

56. Цели и задачи воспитания

57. Основные направления воспитательной работы

58. Методы воспитания

59. Основные принципы процесса воспитания

60. Факторы воспитания

ГЛОССАРИЙ

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов.

Вид обучения - обобщенная характеристика обучающих систем, устанавливающая особенности обучающей и учебной деятельности; характер взаимодействия педагога и обучающихся в процессе обучения; функции используемых средств, методов и форм обучения.

Воспитание - в социальном смысле - функция общества по подготовке человека к жизни, осуществляемая всеми социальными институтами; в педагогическом смысле - целенаправленный процесс формирования личности, осуществляемый педагогами.

Воспитательная система - сосовкупность взаимосвязанных компонентов, составляющих целостную социально-педагогическую структуру и выступающих постоянно действующими факторами воспитания.

Диагностика - точное определение результатов образовательного (воспитательного) процесса.

Дидактика - наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах.

Дидактическая игра - коллективная, целенаправленная уечбная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентирует свое поведение на выигрыш.

Задатки - анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей.

Закон - необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями.

Закономерности обучения (воспитания) - устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения (воспитания).

Закономерности педагогического процесса - объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса.

Знание - понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов, сведений, понятий, правил, законов, теорий, формул, характеристик и т.д. (результат усвоения системы фактов, понятий, законов, закономерностей, теорий и др.).

Индивид - отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических идр.

Индивидуальность - своеобразие сочетание индивидуальных свойств человека, отличающее его от других людей.

Коллектив - группа обучающихся, объединенных общей соцально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы, отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безуспешном равенстве всех ее членов в правах и обязанностях.

Концепция непрерывного образования - современная альтенативная система взглядов на развитие образовательной практики; провозглашает учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составную часть его образа жизни в любом возрасте.

Личность - человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества.

Межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Методология педагогической науки - учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности.

Методы воспитания - способы решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия.

Методы контроля - способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.

Метод обучения- определенным образом упорядоченная дея­тельность, обеспечивающая эффективное руководство преподава­теля работой учащихся по овладению знаниями. Методы обуче­ния определяются его целями и содержанием.

Методы обучения - способы совместной деятельности обучающих и обучаемых, направленные на достижение ими образовательных целей.

Методы педагогического исследования - спососбы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.

Метод воспитания- система взаимосвязанных действий вос­питателя и воспитуемых, обеспечивающих усвоение содержания воспитания. Метод воспитания характеризуется тремя признака­ми: конкретным содержанием воспитательной деятельности; оп­ределенным способом его усвоения; специфической формой вза-

имодействия участников воспитательного процесса. В каждом методе выражается своеобразие этих признаков, их совокупность обеспечивает достижение всех целей и задач воспитания.

В отличие от методов обучения воспитательные методы спо­собствуют не столько усвоению знаний, сколько приобретению опыта использования уже полученных в процессе обучения зна­ний, формированию на их основе соответствующих умений, на­выков, привычек, форм поведения, ценностных ориентации.

Выбор наиболее эффективных методов воспитания определя­ется содержанием воспитания, особенностями воспитанников, способностями и возможностями воспитателя.

Наблюдение - метод исследования, расчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств.

Навык - автоматизированный компонент сознательной деятельности (умение, доведонное до автоматизма, высокой степени совершенства).

Нравственное воспитание- одна из форм наследования нрав­ственности в обществе. Существует несколько его видов: патер­налистское, основанное на почитании родителей; религиозное, основанное на авторитете религиозной веры; просветительское, основанное на выводах разума.

Особенность нравственного воспитания состоит в том, что оно реализуется всем содержанием воспитания, а задачи нравственно­го характера решаются представителями всех педагогических про­фессий. Учитывая огромную роль в нравственном воспитании свободного выбора личности, его часто трактуют как «повиваль­ное искусство» (Сократ). Еще одна особенность нравственного воспитания состоит в том, что нормы, с которыми оно имеет дело, находятся в основании всех форм человеческой деятельности, не теряя при этом свойств идеала.

Важнейшим инструментом нрав­ственного воспитания является нравственный поступок.

Формирование этого идеала входит в содержание деятельнос­ти всех факторов воспитания.

Образование- целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека6 общества и государства6 сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней.

Обучение - целенаправленный процесс взаимодействия обучающих и обучаемых, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучающихся.

Общение - одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом , игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.

Образовательный стандарт- особые нормативные документы, устанавливающие обязательные минимальные требования к обуче­нию и воспитанию. В Российской Федерации стандарты введены согласно Закону «Об образовании» (1992). До этого понятие «стан­дарт» в отечественной педагогической литературе не употреблялось. Ныне на стандартах основаны программы и учебники, которые детализируют содержание стандартов. Эти документы представля­ют собой своего рода стандарты второго уровня. Одной из слож­ных проблем стандартизации образования является соотношение в педагогической деятельности стандарта и свободы творчества.

Педагогика- наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.

Педагогическая технология - строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие педагогов и обучающихся, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Принципы педагогического процесса - исходные ведущие требования к обучению и воспитанию, конкретизируемые в ряде правил, рекомендаций.

Принципы обученияформулируются на основе исследования всего исторического опыта образовательной деятельности и при­званы поддерживать существующую практику, служить ее теоре­тической основой. Все принципы обучения взаимосвязаны и их изолированное применение не дает эффективного результата.

Педагогические измерения- особая составная часть образова­тельной деятельности, сущность которой состоит в определении уровня соответствия результатов учебно-воспитательной работы установленным образовательным стандартам с помощью той или иной системы измерения.

Развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

Рефлексия - ососзнание и осмысление собственных действий, приемов, способов деятельности.

Самовоспитание - осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, самосовершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.

Самооценка - оцека человеком собственных возможностей, качеств,, достоинств и недостатков, места среди других людей.

Саморегуляция - процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.

Содержание образования - педагогически адаптированная система научных знаний, связанных с ними практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся.

Социализация - усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.

Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.

Стандарт образования - система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеали учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

Субъект обучения- центральное звено в системе элементов процесса обучения. Преподаватель, обеспечивающий руководство деятельностью обучаемых, выступающих в качестве объектов обу­чения.

Средства обучения- совокупность материальных, технических, информационных и организационных ресурсов, используемых для обеспечения многообразных методов обучения. Изменение со­держания обучения требует и обновления фондов используемых средств. Наиболее сложную группу технических средств в совре­менном учебном заведении составляют ЭВМ. Это также натураль­ные объекты (коллекции минералов, гербарии), различного рода изображения (модели, картины, кинофильмы), описания (учеб­ники, другие дидактические материалы), многообразные тради­ционные технические средства обучения.

Содержание обучениявключает в себя знания в тесной связи с умениями, навыками, опытом творческой деятельности и эмо­ционально-ценностным отношением к миру. Его характер и объем определяется социальным заказом образовательной системы. Каж­дая эпоха формирует это содержание в соответствии с характер­ной для нее культурой, философией и педагогической теорией. Основным документом, определяющим содержание различных уровней и направлений обучения, является государственный обра­зовательный стандарт, на основе которого разрабатываются учеб­ные планы, программы, учебники и т.п. Так, содержание общего образования дает человеку возможность участия в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует гражданскую по­зицию, его отношение к миру и определению своего места в нем, а специальное образование дает человеку знания

Система воспитания- целостный комплекс, образуемый сово­купностью средств и факторов воспитания, в состав которого вхо­дят цели воспитания, его содержание, методы. Существует две основные системы воспитания: гуманная и авторитарная. Установ­ками гуманной системы воспитания является формирование твор­ческих способностей личности, ее критического отношения к себе и другим. Авторитарная система воспитания ориентирована на подавление творческих способностей, обеспечение слепого под­чинения людей авторитетам. Гуманистическая система воспита­ния является продуктом демократических режимов, утверждаю­щих идеалы приоритета личности над обществом, укрепления ее прав и свобод. Авторитарная система воспитания является продук­том авторитарных режимов, утверждающих идеал приоритета об­щества, государства над личностью, ограничения ее прав и свобод.

Умение - способность выполнять какие-либо действия, опираясь на правила (владение способами применения знаний на практике).

Умственное воспитание- предполагает руководство развитием познавательных интересов, широких духовных запросов воспитан­ников. Важнейшую роль здесь играет проявление самостоятель­ности, критичности мышления. Только на этой основе формиру­ются убеждения. В умственном воспитании особенно важно учи­тывать индивидуальные различия, не допуская ни их переоценки, ни недооценки. При возникновении трудностей у обучаемых важно преодолевать эти трудности их собственными усилиями, находить для этого нужные способы действия, а не предлагать решение этих задач в готовом виде. Опыт показывает, что даже младшие школь­ники способны выделять существенное в фактах и явлениях и на этой основе приходить к новым обобщениям, т.е. мыслить. Толь­ко воспитание, основанное на активности, может привести к раз­витию способности к эффективному, творческому

Учение - деятельность обучающихся по усвоению предлагаемых им знаний.

Форма организации обучения - конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятий.

Формирование - процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.

Ценности педагогические - нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога.

и умения, необ­ходимые в конкретной области деятельности.

Цели обучения- организующее и направляющее начало учебно­го процесса, определяющее его содержание, методы и формы. Вклю­чают в себя общечеловеческие, социально-групповые, индивидуаль­но-личностные задачи обучения. Цели обучения меняются, как и содержание обучения, по мере изменения и развития общества.

мышлению.

Физическое воспитание- организованный процесс передачи способов деятельности и знаний, необходимых для физического совершенствования. Цель его — всестороннее развитие личности, ее физических качеств и способностей. Основные средства: фи­зические упражнения, использование естественных сил природы (солнце, воздух, вода), соблюдение правил гигиены. Физическое воспитание, как и другие формы воспитательной работы, требует строгого учета индивидуальных, возрастных особенностей.

Экологическое воспитание- имеет своей задачей формирова­ние глубокого понимания многогранного значения природы для жизни людей, их здоровья, духовного и физического совершен­ствования.

В процессе экологического воспитания формируется понима­ние многосторонней ценности природы как источника материаль­ных и духовных сил человека и общества, вырабатываются уме­ния изучения и оценки состояния окружающей природной сре­ды, развивается потребность в общении с природой, сознательное соблюдение норм поведения в природе, активизируется деятель­ность по улучшению окружающей природной среды. Важнейшей задачей экологического воспитания является повышение эколо­гической культуры производства, формирование навыков пропа­ганды эффективных способов решения современных проблем ох­раны природы.

Эстетическое воспитание- процесс формирования эстетиче­ского сознания личности и соответствующих форм деятельности. Цель эстетического воспитания — развитие готовности личности к воспроизводству и оценке эстетических объектов в действитель­ности и искусстве. Среди средств эстетического воспитания глав­ное место занимает искусство как наиболее универсальное выра­жение эстетических сторон действительности. Вместе с тем сред­ства эстетического воспитания охватывают все сферы жизни, которые могут быть включены в воспитательный процесс: приро­да, окружающая предметная среда, трудовая деятельность, кото­рая тоже может быть организована по законам красоты; спортив­ная деятельность, которая также обладает большой эстетической привлекательностью. Большое значение в эстетическом воспита­нии имеет облик и речь самого воспитателя, эстетика педагоги­ческого общения.

Наши рекомендации