Теоретические основы развития речи в раннем возрасте
Основные данные о работе
Версия шаблона | 1.1 |
Филиал | Петрозаводский |
Вид работы | Электронная письменная предзащита |
Название дисциплины | Психология |
Тема | Развитие речи ребенка на ранних стадиях онтогенеза |
Фамилия выпускника | Михайленко |
Имя выпускника | Ирина |
Отчество выпускника | Александровна |
№ контракта |
Содержание
Введение………………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические основы развития речи в раннем возрасте………………5
1.1. Понятие, структура и функции речи…………………………………………..5
1.2. Особенности развития речи в раннем возрасте………………………………15
1.3. Психолого-педагогические условия развития речи детей на ранних стадиях онтогенеза…………………………………………………………………………….27
Глава 2. Эмпирическое исследование речи ребенка раннего возраста………....36
2.1. Организация и проведение эмпирического исследования влияния психолого-педагогических условий на речевое развитие детей ….………………………………………………………………………………………36
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования влияния психолого-педагогических условий на речевое развитие детей………………………
2.3. Методические рекомендации педагогам и родителям по развитию речи ребенка на ранних стадиях онтогенеза………………………………..……………………...42
Глоссарий……………………………………………………………………………...44
Список использованных источников…………………………………………………84
Приложения………………………………………………………………………………88
Введение
В современной психологии речь рассматривается как универсальное средство общения и специфически организованная форма сознательной деятельности. Речь - это сложный психофизиологический процесс, в ходе которого возникают и воспринимаются человеком речевые высказывания.
Речевое развитие на ранних этапах онтогенеза занимает центральное место, так как все процессы развития в раннем детстве тесно связаны с развитием речи. Развитие человека, как физическое, так и психическое, проходит следующие возрастные ступени: младенчество, ранний детский возраст, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский, зрелость. Дошкольный период считается наиболее сензитивным именно для речевого развития ребенка. От уровня развития ребенка будет зависеть дальнейшее продвижение ребенка в школе, кругу сверстников и в дальнейшем – и во взрослой жизни.
Изучение детской речи имеет большое значение для логопедов и психологов в связи с тем, что оно позволяет провести разграничение между нормальным и патологическим ходом развития речи в онтогенезе. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения ребенка, создает предпосылки для специфических социальных контактов, необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде. Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его поведении и деятельности. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, на формирование высших уровней познавательной деятельности. Особенно негативное влияние на уровень развития мышления оказывает задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях (в первые три года жизни), которая в некоторых случаях не может быть полностью компенсирована впоследствии.
Освоение речи – это, пожалуй, важнейшая часть умственного развития ребенка. В первые три года жизни ребенок быстро растет. Изменения в его организме можно замечать буквально каждую неделю. Вместе с физическим ростом развивается мозг, подготавливаясь к тому, чтобы выполнять свои функции, формируются предпосылки речи, начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения, и движущей ее силой становится потребность в общении. Родители, которые не скупятся на общение со своими младенцами, тем самым наставляют их на правильный путь языкового развития. Ребенок должен получить, перенять от взрослого предречевые навыки в области фонетики, лексики, грамматики, являющиеся компонентами человеческой речи. У детей, недостаточно общающихся со взрослыми в этот промежуток времени по той или иной причине (длительная болезнь, требующая госпитализации), предпосылки речевого развития формируются недостаточно, такой ребенок в первые годы жизни может отставать в развитии речи.
Это говорит о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей самого раннего возраста. Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. Это говорит об актуальности затронутой в работе темы.
Несмотря на существующие исследования в данной области, само понятие «нормального онтогенеза речи» до сих пор достаточно размыто. На протяжении XX века отечественная психология и логопедия испытывала острую необходимость в возрастных критериях развития речи ребенка на ранних стадиях онтогенеза. Это определило актуальность выбранной темы.
В психологии много внимания уделяется изучению механизмов речи, основным этапам ее развития, изучению факторов, влияющих на развитие речи в раннем возрасте, а также изучению видов и причин речевых нарушений у детей в раннем возрасте. Методика развития речи детей первых трех лет жизни является одним из существенных разделов педагогики раннего детства. В разработке этой методики, проводившейся в течение многих десятилетий, принимали участие известные ученые и практические работники-педагоги, методисты: Н.М.Аксарина, Г.М.Лямина, О. С. Ушакова, С.Л.Новоселова, Л. И. Павлова, В. А. Петрова, М. И. Попова и др.
В отечественной науке проблемой речевого развития детей в онтогенезе в разное время занимались: Выготский Л.С., Лурия А.Р., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Рубинштейн С.Л., Лисина М.И., Смирнова Е.О., Соловьева Л.Г., Швачкин Н.Х. и другие.
В зарубежной науке исследованием развития речи у детей занимались: В.Штерн, А.Валлон, Л. Блум, Р.Браун, Э.Бейтс, Л.Фенсон, Р.Сколлон, А.Ферналд и др.
Целью практической части исследования было изучение влияния психолого- педагогических условий на развитие речи детей на ранних стадиях онтогенеза.
Объект исследования: речь как психический познавательный объект.
Предмет исследования: развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: психолого-педагогические условия, а именно: проведение родительских собраний с привлечением специалистов в области развития речи, выполнение рекомендации специалистов по развитию речи родителями в домашних условиях, индивидуальное консультирование детей и родителей специалистами в области развития речи способствуют развитию речи детей на ранних стадиях онтогенеза.
Задачи исследования:
1) Изучение научно-методической литературы по исследуемой проблеме.
2) Выявить влияние психолого-педагогических условий на развитие речи у детей на ранних стадиях онтогенеза.
3) Обосновать рекомендации педагогам и родителям по развитию речи у детей на ранних стадиях онтогенеза.
Методологическая и информационная база исследования.
Методологическую основу исследования составили: теоретические работы о ведущей роли обучения в развитии ребенка (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Н.Ф. Талызина, П.Я. Гальперин и др.); исследования по проблемам диагностики речевого развития дошкольников (О.С. Ушакова, Левонтина И.Б., методика Волковой Г.А. «Психолого-логопедическое обследование детей». Также теоретической базой стали труды Цейтлин С.Н., Седова К.Ф., Сохина Ф. и др.
На различных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовался широкий набор методов:
- анализ научной и специальной литературы по проблеме исследования;
- метод беседы, наблюдение, анализ документации;
- тестирование посредством различных психодиагностических методик.
В работе были использованы методы количественной и качественной обработки полученных данных: корреляционный, оценка статистической значимости результатов (Т- критерий Вилкоксона для оценки статистической достоверности интенсивности сдвига для связанных выборок (результаты в работе рассмотрены при p<0,01), U-критерий Манна-Уитни для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного), качественный анализ и содержательная интерпретация результатов. Статистические расчеты выполнены с использованием компьютерной программы «Excel» из пакета «Microsoft office 2007».
Достоверность и надежность результатов и выводов исследования обеспечивалась комплексным применением различных методов исследования, использование валидных, надежных и апробированных в отечественной психологии диагностических методик, взаимопроверкой результатов, содержательным анализом полученных данных и выявлением фактов, а также применением при обработке полученных данных приемов и методов математического и статистического анализа.
Исследование влияния психолого-педагогических условий на развитие речи детей на ранних стадиях онтогенеза проводилось на базе МКОУ ДОУ № 18 города Сегежа.
Основная часть
Теоретические основы развития речи в раннем возрасте