Модели интегрированного обучения
1. Совместное обучение в обычном классе массовой школы.Современной спец. педагогике России принадлежит инициатива и некоторый практический опыт подготовки детей с сенсорными нарушениями (с нарушениями зрения и слуха) к обучению в условиях массовой общеобразовательной школы (Н. Д. Шматко и др.).
И.о. не слышащих детей в обычном классе массовой школы — относительно новое явление для российского образования. До недавнего времени не слышащие и слабослышащие попадали в массовые образовательные учреждения редко и в известной мере случайно.
Процесс интеграции детей с нарушенным слухом становится регулярным явлением, он неуклонно расширяется и осуществляется с соблюдением особых требований к образовательной среде, в которую помещается ребенок.
Родители не слышащих и слабослышащих выбирают для своих детей обучение в массовой общеобразовательной школе по разным причинам:
· отсутствие достаточной информации о системе спец. образования для ребенка с нарушенным слухом;
· престижность посещения ребенком с нарушенным слухом образовательного учреждения общего назначения;
· объективная оценка готовности ребенка с нарушенным
слухом к обучению в массовой школе;
· нежелание отправлять ребенка в спец. школу, являющуюся в большинстве случаев учреждением интернатного типа.
Выбор родителей независимо от конкретных мотивов достоин понимания и уважения, однако для образования и развития ребенка с нарушенным слухом интеграция в обычные классы массовой школы эффективна лишь для небольшой части детей — для тех, кто благодаря ранней диагностике и своевременным коррекционным занятиям приблизился по уровню речевого и общего развития к возрастной норме (И. М. Гилевич, Л. И. Тигролова).
Не слышащим и слабослышащим детям, обучающимся в массовом образовательном учреждении, следует одновременно получать специальную сурдопедагогическую помощь, которую должны оказывать дефектологические кабинеты, сурдологические центры, консультативные пункты при специальных школах.
И. о. детей с нарушениями зрения в массовой общеобразовательной школе в России пока редкое явление, т. к. ни сами дети, ни образовательные учреждения общего назначения не готовы к такому сотрудничеству.
2. Специальные классы в образовательных учреждениях общего назначения (частичная интеграция).Специальные классы, интегрированные в массовые общеобразовательные школы, являются одной из наиболее распространенных в России моделей. Они создаются для детей:
· с нарушением интеллекта (там, где нет спец. школ для
этой категории детей);
· с задержкой психического развития, нуждающихся в специальных, а не массовых образовательных программах,
если нет школ для данной категории детей (классы коррекционно-развивающего обучения);
· «группы риска школьной дизадаптации», способных к
освоению массовых образовательных программ, но испытывающих временные учебные и/или адаптационные
затруднения в школьной среде. Сюда относятся и дети с
ослабленным здоровьем, хронически болеющие (классы
компенсирующего обучения).
В случаях, когда отсутствуют необходимые спец. дошкольные учреждения, в массовых детских садах или при спец. школах создаются группы, отделения для соответствующей категории детей с отклонениями слуха, зрения, речи.
3. Классы коррекции для детей с задержкой психического развития (ЗПР).В конце 60-х гг. американские психологи и педагоги стали использовать термин «дети со специфическими трудностями в обучении», чтобы подчеркнуть отсутствие у таких детей к.-л. др. значительных физических или психических недостатков, которые также вызывают затруднения в учении.
В СССР эту категорию детей в 60-е гг. стали называть «дети с временной задержкой психического развития». Недостаточность способностей к усвоению знаний у детей сочетается с ослаблением и отставанием в развитии нервно-психической сферы, нередко к этому добавляется ослабление состояния здоровья.
Стойкие трудности в усвоении учебного материала, которые испытывают дети с ЗПР, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью, так и недоразвитием отдельных психических процессов — восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенности. Для них характерны низкая работоспособность, ограниченный запас знаний об окружающем мире, несформированность операционных компонентов учебно-познавательной деятельности.
Переход в начале 70-х гг. к общему обязательному среднему образованию заставил педагогику обратить серьезное внимание на стойко неуспевающих уч-ся. В результате
большой научно-исследовательской и экспериментально-организационной работы с 1981 г. в стране начинает действовать сеть спец. (коррекциейных) образовательных учреждений для детей с задержкой психического развития (в настоящее время — специальные (коррекционные) образовательные учреждения VII вида). Помимо школ стали создаваться и отдельные классы при общеобразовательных школах для детей с ЗПР (коррекционные классы). Они получили впоследствии большее распространение, чем спец. (коррекционные) образовательные учреждения VII вида (для детей с ЗПР).
В отличие от обычных школьников и уч-ся классов компенсирующего обучения (педагогической поддержки) для обучающихся в коррекционных классах (или школах VII вида) предусмотрено освоение соответствующего стандарта спец. образования в сроки более продолжительные, чем то время, к-рое отводится на усвоение соответствующего материала в обычных классах.
При соответствующей организации обучения, создающей оптимальные условия для развития личности и своевременного выявления затруднений, оперативной помощи в их преодолении, около половины детей с ЗПР после окончания начальной школы способны продолжить свое обучение б обычных классах, имея удовлетворительную успеваемость, вплоть до 9-го кл. Вторая половина может продолжать образование только в условиях коррекционного класса, особенно тогда, когда задержка психического развития имеет более стойкие формы (церебрально-органического происхождения). После девяти лет обучения большинство детей продолжают учебу в техникумах, вечерних школах, профессионально-технических училищах либо устраиваются на работу.
4. Классы педагогической поддержки (компенсирующего обучения).В настоящее время при поступлении в школу около 28 % детей имеют хронические заболевания, 45 % — функциональные отклонения в физическом и нервно-психическом здоровье. Около 10 % детей можно отнести к категории.