Первая помощь при острых отравлениях
Отравлением называют такое состояние организма, которое возникает при воздействии на него ядов, способных даже в очень малых концентрациях вызывать тяжелое поражение тканей и органов.
Причинами отравлений чаще всего бывают случайные попадания ядов в организм. Возможен и преднамеренный прием этих веществ, особенно в подростковом и юношеском возрасте с целью самоубийства (суицидальная попытка) или с парасуицидальной целью отравления, то есть желанием вызвать к себе сочувствие, продемонстрировать этим действием свой протест.
В домашних условиях бывают отравления лекарственными средствами, недоброкачественными или отравленными продуктами, предметами бытовой химии, ядовитыми растениями, грибами, газами. Возможны отравления и аварийно химически опасными веществами (АХОВ), такими как хлор, аммиак и другими. в результате техногенных аварий.
Дети и подростки могут получать отравления при употреблении алкоголя, наркотиков, при вдыхании паров бензина и других ароматических веществ.
Проникать в организм яды могут через дыхательные пути, слизистые оболочки. Но чаще всего они попадают в организм через желудочно-кишечный тракт.
Механизм воздействия ядов зависит от их вида и проникновения в организм.
Признаки отравления зависят от вида, количества попавшего в организм ядовитого вещества и путей его проникновения. Так снотворные вещества, алкоголь, наркотики прежде всего действуют на центральную нервную систему. Угарный газ нарушает снабжение организма кислородом. При отравлениях метиловым спиртом бывают нарушения остроты зрения, а при отравлении фосфорорганическими соединениями отмечается сужение зрачков (миоз).
При попадании отравляющих веществ через дыхательные пути бывают кашель, одышка, боли в груди. Поступление яда через желудочно-кишечный тракт проявляется рвотой, поносом.
Чем больше попало в организм ядовитых веществ, тем тяжелее будет отравление.
Проявления многих видов отравлений складываются из совокупности психических, неврологических расстройств и нарушений со стороны других органов и систем организма (сердечно-сосудистой, печени и других).
При лёгких отравлениях общее состояние человека может страдать незначительно. В случаях тяжелых отравлений нарушения со стороны органов и систем организма будут резко выражены вплоть до потери сознания и коматозного состояния.
Принципы неотложной помощи при острых отравлениях.
В случаях острых отравлений необходимо срочно вызвать к пострадавшему скорую медицинскую помощь.
Мероприятия по оказанию неотложной помощи при остром отравлении надо начинать до приезда скорой, так как всякое промедление грозит ещё большим поступлением в организм ядовитых веществ. Эти мероприятия прежде всего должны быть направлены на прекращение действие ядовитого вещества и скорейшее его выведение из организма.
При попадании отравляющих веществ через дыхательные пути необходимо вывести (вынести) пострадавшего из зараженной атмосферы или надеть средства защиты (противогаз, ватно-марлевая повязка). В случаях попадания яда на кожу, слизистые оболочки, в глаза необходимо срочно промыть их проточной водой в течение 15 минут.
При отравлении ядовитыми веществами, попавшими в желудочно-кишечный тракт, необходимо до приезда врача скорой помощи срочно промыть желудок. Для этого пострадавшему дают пить стаканами воду (взрослому до 1,5-2,0 литров, ребенку – в зависимости от возраста), после чего вызывают рвоту механическим раздражением пальцами корня языка. Промывать желудок следует многократно до «чистой воды».
Если неизвестно, чем отравился пострадавший, то первые промывные воды надо поместить в отдельную посуду и сохранить до приезда врача. Исследование промывных вод с остатками отравляющего вещества дает возможность определить состав ядовитого вещества.
До и после промывания желудка пострадавшему дают выпить активированный уголь (1 столовую ложку измельченного угля разбавляют водой до образования кашицы). После промывания желудка с целью удаления яда из кишечника дают солевое слабительное (100-150 мл 30% раствора сульфата магния) и делают клизму.
Прибывший врач скорой помощи продолжает эти мероприятия, дает пострадавшему антидот (если известно, чем произошло отравление), вводит лекарственные вещества поддерживающие функцию сердечно-сосудистой системы, мочегонные средства и решает вопрос о срочной госпитализации пострадавшего.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1.Валеология (Учебное пособие для студентов педвузов под ред. проф. В.А.Глотова). Изд-во ОмГПУ, Омск, 1997
2. Межов В.П., Дементьева Л.В. Первая помощь при травмах и несчастных случаях (Учебное пособие).- Омск, ОмГПУ, 2000
3. А.И.Новиков, Э.А.Логинова, В.А.Охлопков. Болезни, передающиеся половым путём. – Омское книжное изд-во, 1994
4. Байер К., Шейберг Л. Здоровый образ жизни (Перевод английского) – М.: Изд-во «Мир» , 1997
5. Студеникин М.Э. Книга о здоровье детей. – М.:Просвещение, 1990
6. Чумаков Б.Н. Валеология (Избранные лекции). – Российское педагогическое агентство, 1997
7. Лисицин Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. – М.: Изд-во общ-ва «Знание» РСФСР, 1982
8. Лисицин Ю.П. Книга о здоровье. - М.: Медицина, 1988
9. Соковня-Семёнова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. – М.: Изд-во Центр «Академия», 1997
10. Селье Г. Стресс без дистресса. – Пер. с англ. 1974
11. Прохоров А.Ю. Психические состояния и их проявления в учебном процессе.- Казань, 1991
12. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика.- Просвещение, 1991
13. Психогигиена детей и подростков (Под ред. Г.Н. Сердюковской, Г.Гельница.-М.: Просвещение, 1986
14. Казьмин В.Д. Вынужденные курить.- М.: Знание, 1991
15. Левин М.Б. Наркомания и наркоман. (Книга для учителя.)- М.: Просвещение, 1991
16. Шабунин В.А., Бароненко В.А. Введение в сексологию и половое воспитание детей первых шести лет жизни. (Учебное пособие). Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, Екатеринбург, 1996
17. Ананьева Л.В., Бартельс И.И. Основы медицинских знаний. - М.: Изд-во «Альфа», 1994
18. Внутренние болезни. (Учебное пособие под ред. Ю.Н.Елисеева). - М.: Крон-Пресс, 1999
19. Шишкин А.Н. Внутренние болезни. «Мир медицины», СПб, Изд-во «Лань», 2000
20. Клипов А.Н., Липотецкий Б.М. Быть или не быть инфаркту. М.: 1981
21. Малая медицинская энциклопедия. – М.: Медицина, Т.3, 1991
22. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков.- Л.: Медицина, 1998
23. Покровский В.И., Булкина И.Г. Инфекционные болезни с уходом за больными и основами эпидемиологии. М.: Медицина, 1986
24. Голосовкер С.Я. Кожные и венерические болезни у детей. Л.:.Медицина, 1963
25. Ладный И.Д., Масловска Г.Я. Синдром приобретённого иммунодефицита.- М.: ВНИИМИ, 1986
26. Сумин С.А. Неотложные состояния.- М.: Медицина, 2000
27. Сестринские услуги детям. Под ред. доцента В.С. Рублева, Омск, 1997
28. Справочник медицинской сестры по уходу. Под ред. академика РАМН Н.Р. Палеева. М.: Издательское объединение «Квартет», 1993
29. Современная фитотерапия. (под ред. Веселина Петкова) София, Медицина и физкультура, 1988, с. 503
30. Жуков Н.А., Брюханова Л.И. Лекарственные растения Омской области и их применение в медицине. Омское книжное изд-во. Омск, 1983, -с. 124
О Г Л А В Л Е Н И Е
Предисловие | ||
Глава 1 | Здоровье и факторы его определяющие (доц. Межов В.П.) | |
1.1. | Определение понятия «здоровье» и его составляющие | |
1.2. | Факторы, влияющие на здоровье | |
1.3. | Методы качественной, количественной оценки здоровья | |
Глава 2 | Этапы формирования здоровья (доц. Межов В.П.) | |
2.1. | Дородовый период | |
2.2. | Период новорожденности и грудной возраст | |
2.3. | Раннее и первое детство | |
2.4. | Второе детство | |
2.5. | Подростковый и юношеский возраст | |
Глава 3 | Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема (доц. Межов В.П.) | |
3.1. | Определение понятия «образ жизни» | |
3.2. | Микро и макросоциальные и психологические факторы, определяющие образ жизни людей в процессе эволюции общества | |
3.3. | Здоровье в иерархии потребностей человека | |
3.4. | Цивилизация и её негативные последствия | |
3.5. | Факторы риска заболеваний в эпоху научно-технической революции, группы риска | |
Глава 4 | Социально-психологические и психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни (доц. Межов В.П.) | |
4.1. | Сознание и здоровье | |
4.2. | Мотивация и концепция здоровья и здорового образа жизни | |
4.3 | Основные составляющие здорового образа жизни | |
Глава 5 | Учение Г.Селье о стрессе. Психогигиена и психопрофилактика (доц. Субеева Н.А.) | |
5.1. | Понятие о стрессе и дистрессе | |
5.2. | Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика» | |
5.3. | Основы психопрофилактики. Психическая саморегуляция | |
5.4. | Психопрофилактика в учебно-воспитательной деятельности | |
Глава 6 | Роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваемости у детей и подростков (ст. препод. Дементьева Л.В.) | |
Глава 7 | Понятие о неотложных состояниях. Причины и факторы их вызывающие и первая доврачебная помощь (доц. Межов В.П.) | |
7.1. | Определение понятия «неотложные состояния». Причины и факторы их вызывающие | |
7.2. | Шок, определение, виды. Механизм возникновения, признаки. Первая помощь при травматическом шоке на месте происшествия | |
7.3. | Первая помощь при обмороке, гипертоническом кризе, сердечном приступе, приступе бронхиальной астмы, гипергликемической и гипогликемической коме | |
7.4. | Понятие «острый живот» и тактика при нем | |
Глава 8 | Характеристика и профилактика детского травматизма (доц. Межов В.П.) | |
8.1. | Определение понятий «травма», «травматизм» | |
8.2. | Классификация детского травматизма | |
8.3. | Виды повреждений у детей различных возрастных групп, их причины и меры профилактики | |
Глава 9 | Терминальные состояния. Реанимация (доц. Межов В.П.) | |
9.1. | Определение понятий «терминальные состояния», «реанимация» | |
9.2. | Клиническая смерть, её причины и признаки. Биологическая смерть | |
9.3. | Первая помощь при внезапной остановке дыхания и сердечной деятельности | |
Глава 10 | Роль учителя в профилактике заболеваний органов дыхания у детей и подростков (ст. препод. Дементьева Л.В.) | |
10.1. | Причины и признаки заболеваний органов дыхания | |
10.2. | Острый и хронический ларингит: причины, признаки, профилактика | |
10.3. | Ложный круп: признаки, первая помощь | |
10.4. | Острый и хронический бронхит: причины, признаки, профилактика | |
10.5. | Пневмония острая и хроническая: причины, признаки | |
10.6. | Бронхиальная астма | |
10.7. | Роль учителя в профилактике заболеваний дыхательной системы у детей и подростков | |
Глава 11 | Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств у школьников (доц. Субеева Н.А.) | |
11.1. | Виды и причины нервно-психических расстройств у детей и подростков | |
11.2. | Основные формы неврозов у детей и подростков | |
11.3. | Психопатии: виды, причины, профилактика, коррекция | |
11.4. | Понятие об олигофрении | |
11.5. | Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств и предупреждение стрессовых состояний у учащихся | |
Глава 12 | Роль учителя в профилактике нарушений зрения и слуха у учащихся (ст. препод. Дементьева Л.В.) | |
12.1. | Виды нарушений зрения у детей и подростков и их причины | |
12.2. | Профилактика нарушений зрения у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением зрения | |
12.3. | Виды нарушений слуха у детей и подростков и их причины | |
12.4. | Профилактика нарушений слуха у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением слуха | |
Глава 13 | Профилактика вредных привычек и болезненных пристрастий (ст. препод. Гуреева О.Г.) | |
13.1. | Влияние табакокурения на организм ребенка, подростка. Профилактика табакокурения | |
13.2. | Механизм алкогольного поражения органов и систем организма. Алкоголь и потомство | |
13.3. | Социальные аспекты алкоголизма | |
13.4 | Принципы антиалкогольного воспитания | |
13.5. | Понятие о наркомании: причины наркотизации, действие наркотических веществ на организм, последствия употребления наркотиков, признаки употребления некоторых наркотических веществ | |
13.6. | Токсикомания: общее понятие, виды, признаки употребления токсических веществ, последствия | |
13.7. | Меры профилактики наркомании и токсикомании | |
Глава 14 | Основы микробиологии, иммунологии, эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний (доц. Макаров В.А.) | |
14.1. | Определение понятий «инфекция», «инфекционные болезни», «инфекционный процесс», «эпидемический процесс», «микробиология», «эпидемиология» | |
14.2. | Основные группы инфекционных заболеваний. Общие закономерности инфекционных заболеваний: источники, пути передачи, восприимчивость, сезонность | |
14.3. | Клинические формы инфекционных болезней | |
14.4. | Основные методы профилактики инфекционных болезней | |
14.5. | Общие сведения об иммунитете и его видах. Особенности иммунитета у детей | |
14.6. | Основные прививочные препараты, их краткая характеристика | |
Глава 15 | Половое воспитание и половое просвещение детей и подростков (ст. препод. Шиканова Н.Н.) | |
15.1. | Понятие о половом воспитании и половом просвещении детей и подростков | |
15.2. | Этапы полового воспитания и просвещения. Роль семьи в формировании детских и юношеских представлений в вопросах пола | |
15.3. | Профилактика половых отклонений у детей и подростков | |
15.4. | Подготовка молодёжи к семейной жизни | |
15.5. | Аборт и его последствия | |
Глава 16 | Профилактика заболеваний, передающихся половым путем (ст. препод. Шиканова Н.Н.) | |
16.1. | Общая характеристика болезней, передающихся половым путем | |
16.2. | Синдром приобретённого иммунодефицита | |
16.3. | Венерические заболевания первого поколения: причины, пути заражения, проявления, профилактика | |
16.4. | Венерические заболевания второго поколения: причины, пути заражения, проявления, профилактика | |
16.5. | Профилактика заболеваний, передающихся половым путём | |
Глава 17 | Применение лекарственных средств (доц. Субеева Н.А., ст. препод. Дементьева Л.В. | |
17.1 | Понятие о лекарствах и лекарственных формах | |
17.2 | Пригодность лекарств к употреблению | |
17.3 | Хранение лекарственных средств | |
17.4 | Пути введения лекарств в организм | |
17.5 | Техника постановки инъекций | |
17.6 | Основные осложнения при подкожном и внутримышечном введении лекарственных веществ | |
17.7 | Знакомство с правилами пользования шприц-тюбиком | |
17.8 | Домашняя аптечка | |
17.9 | Фитотерапия в домашних условиях | |
Глава 18 | Уход за пораженными и больными. Транспортировка (доц. Макаров В.А.) | |
18.1 | Значение общего ухода | |
18.2 | Общие положения по уходу в домашних условиях | |
18.3 | Специальный уход в условиях больницы | |
18.4 | Методы контроля за состоянием здоровья (измерение температуры тела, пульса, артериального давления, частоты дыхания) | |
18.5 | Транспортировка пораженных и больных | |
18.6 | Физиотерапевтические процедуры при уходе в домашних условиях | |
Глава 19 | Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях (доц. Межов В.П.) | |
19.1 | Раневая инфекция. Асептика и антисептика | |
19.2 | Первая помощь при закрытых повреждениях | |
19.3 | Кровотечения и способы её временной остановки | |
19.4 | Раны и первая помощь при ранениях | |
19.5 | Первая помощь при переломах костей | |
19.6 | Первая помощь при ожогах и отморожениях | |
19.7 | Первая помощь при электротравме и утоплении | |
19.8 | Первая помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути, глаза и уши | |
19.9 | Первая помощь при укусе животных, насекомых, змей | |
19.10 | Первая помощь при острых отравлениях | |
Литература | ||
Оглавление |