Педагогический такт и авторитет учителя

Педагогический такт – мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся с целью создания благоприятного психологического климата.. Тактика поведения и действий учителя состоит:

- в предвидении воз­можных последствий применения тех или иных методов и свое­временной их корректировке

- в выборе стиля и тона, времени и места педагогическо­го воздействия.

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педа­гога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профес­сионального мастерства. Он является той основой, на которой вы­растает духовная близость между учителями и учащимися, зарожда­ется и крепнет дружба. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важна особая внимательность и справедливость. Проявления педагогического такта изо дня в день поднимают авторитет учителя.

Возраст и опыт не гарантирует уважительного от­ношения к учителю со стороны учащихся. Учитель должен обладать определенными качествами и вести себя определенным образом, чтобы заслужить к себе такое отношение.

Давно подмечено, что если в день знакомства с младшими подростками учитель произвел на них хорошее впечатление, то он вполне может в дальнейшем рассчитывать на их поддержку, даже если и отступит впоследствии от принятой им в тот день линии поведения. Если с первых шагов он вызвал к себе анти­патию, то обычно педагогически целесообразные взаимоотноше­ния в дальнейшем не складываются. Дело здесь в том, что сила первого впечатления настолько велика, что все, что соответству­ет ему, принимается закономерным и естественным, а то, что противоречит, — фальшивым и наигранным. Фальшь же в лю­дях дети особенно не любят.

Опыт показывает, что не стоит в этом возрасте игнорировать и фактор личного примера. Если учитель говорит одно, а делает другое, если он неряшлив, груб и косноязычен, если слабо знает

свой (да и не только свой) предмет, рассчитывать на уважение, а следовательно, ина установление хороших взаимоотношений с учащимися ему трудно.

Существенным моментом, который не может не учитываться при установлении педагогически целесообразных взаимоотноше­ний, является то, что подростки не терпят никаких запретов (осо­бенно необоснованных). Но при этом они не уважают учителей, потакающих любой их прихоти. Это расценивается учащимися как проявление слабости, и поэтому они не считают для себя зазорным игнорировать просьбы и распоряжения учителя.

Подростки восприимчивы ко всем промахам и неудачам учи­теля. Не все они замечаются учащимися, но если что-то привлек­ло их внимание, то они реагируют тотчас же, стремясь во что бы то ни было нанести ущерб авторитету учителя.

Учащиеся наиболее высоко ценят учителей, предъявляющих к ним строгие требования, настойчивых, но тактичных и справедли­вых, учителей, умеющих занимательно изложить новый материал, держать класс "на взводе". Таких учителей уважают даже те учени­ки, которые в авторитете учителя усматривают угрозу своей "сво­боде". Ему обеспечена поддержка класса, избранная им мера педа­гогического воздействия, какой бы она строгой ни была, лишь бы в ней не было посягательства на достоинство провинившегося.

Установление педагогически це­лесообразных отношений во многом зависит от того, какое место педагог занимает в педагогическом коллективе. Характерно, что подростки склонны использовать любое разногласие в педагоги­ческом коллективе не в пользу учителя и во вред педагогическо­му процессу. Наличие в личности учителя таких качеств, как са­момнение, зазнайство, грубость, эгоизм, нетерпимость, завистли­вость, не может остаться незамеченным. Практика свидетельству­ет о том, что в тех классах, где классными руководителями, начи­ная с IV — VI классов, назначаются учителя с такими чертами ха­рактера, трудно налаживать отношения и другим педагогам.

Наши рекомендации