Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (Ч. Д. Спилберг, Ю. Л. Ханин). Другое название: «Шкала самооценки» Спилберг-Ханина).

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная, или реактивная, тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние, является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергом. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.

Шкала реактивной тревожности (РТ)

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет».

Суждение Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершен-но верно
Я спокоен
Мне ничто не угрожает
Я нахожусь в напряжении
Я испытываю сожаление
Я чувствую себя свободно
Я расстроен
Меня волнуют возможные неудачи
Я чувствую себя отдохнувшим
Я не доволен собой
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
Я уверен в себе
Я нервничаю
Я не нахожу себе места
Я взвинчен
Я не чувствую скованности, напряженности
Я доволен
Я озабочен
Я слишком возбужден, и мне не по себе
Мне радостно
Мне приятно

Шкала личностной тревожности (ЛТ)

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

Суждение Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершен-но верно
1. 1 Я испытываю удовольствие
2. 2 Я очень быстро устаю
3. 2 Я легко могу заплакать
  Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие
5. 2 Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения
6. 2 Обычно я чувствую себя бодрым
7. 2 Я спокоен, хладнокровен и собран
8. 2 Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня
9. 2 Я слишком переживаю из-за пустяков
10. 3 Я вполне счастлив
11. 3 Я принимаю все слишком близко к сердцу
12. 3 Мне не хватает уверенности в себе
13. 3 Обычно я чувствую себя в безопасности
14. 3 Я стараюсь избегать критических ситуаций
15. 3 У меня бывает хандра
16. 3 Я доволен
17. 3 Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
18. 3 Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть
19. 3 Я – уравновешенный человек
20. 4 Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

Обработка и интерпретация результатов

Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

РТ = Σ 1 – Σ 2 + 35,

где Σ 1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;

Σ2 – сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20.

ЛТ = Σ 1 - Σ 2 + 35,

где Σ 1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;

Σ 2 – сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

При интерпретации результат можно оценивать так:

до 30 – низкая тревожность;

31 – 45 – умеренная тревожность;

46 и более – высокая тревожность.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективность, значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения чувства ответственности и внимания к мотивам деятельности. Но иногда очень низкая тревожность активного вытеснения личностью высокой тревоги ставит целью показать себя в «лучшем свете».

Шкалу можно успешно использовать в целях саморегуляции, в целях руководства и психокоррекционной деятельности. (Настольная книга практического психолога / Сост. С. Т. Посохова, С. Л. Соловьева. – СПб.: Сова, 2008. – С. 132 – 140).

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Можно ли влиять на развитие психических процессов? Приведите примеры, подтверждающие Ваш ответ.

2. Как Вы думаете, насколько у Вас развита эмпатия? Эмоциональная культура?

3. Проанализируйте проявления Вашего волевого поведения при подготовке к экзамену. Какие приемы работы над собой, по Вашему мнению, способствуют формированию волевых качеств личности?

4. Каковы функции психологических состояний? Приведите примеры.

5. Расскажите о роли сна в жизни человека.

Используемая и рекомендуемая литература

1. Богачкина, Н. А. Психология : конспект лекций / Н. А. Богачкина. – Москва: Эксмо, 2008. – 160 с.

2. Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. Карелин. – Москва : Эксмо, 2007. – 416 с.

3. Корчуганова, И. П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска : метод. пособие / И. П. Корчуганова ; под науч. ред. С. А. Лисицына, С. В. Тарасова. – Санкт-Петербург : ЛОИРО, 2006. – 172 с.

4. Настольная книга практического психолога / сост. С. Т. Посохова, С. Л. Соловьева. – Санкт-Петербург : Сова, 2008. – 671 с.

5. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии / под общ. ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – Санкт-Петербург : Питер, 2000. – 560 с.

6. Психологические тесты / сост. С. Касьянов. – Москва : Эксмо, 2006. – 608 с.

7. Позина, М. Б. Психология и педагогика : учеб. пособие / М. Б. Позина. – Москва : Ун-т Н. Нестеровой, 2001. – 97 с.

Наши рекомендации