Игры со звуками, буквами и словами 14 страница

Психогимнастика

■ ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕ-
СКОГО СОСТОЯНИЯ

Выразите свое состояние и настроение в разное время
зимы. Радуемся первому снегу, ёжимся от холодного
ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную,
студеную погоду.

■ ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ

Покажите мимикой, жестами и движением настроение
и действия Зимы. Зима-волшебница нарядила деревья и
кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром
землю. Сердитая Старуха-Зима заморозила птиц, людей
и зверей, сковала реки льдами и т. д.

Обыгрывание ситуации «Новый год». Изобразите Деда
Мороза и Снегурочку, идущих на елку. Покажите, как
разные звери встречали Новый год.

Изображаем зимние забавы: катаемся на коньках, иг-
раем в снежки, лепим снежную бабу, везем на санках
малышей, ходим на лыжах.

Вся земля в снегу,
Я на лыжах бегу.
Ты бежишь за мной.
Хорошо зимой:

Небо ярко-синее,
Ели, сосны в инее,
Снег сверкает под ногами.
Эй, ребята, кто за нами?

А. Введенский

Изобразите зимующих птиц: дятла, ворону, прилетев-
ших к кормушке, замерзшего воробья.

Помогаем птицам: мастерим кормушку, вешаем ее на
дерево, насыпаем в кормушку зерно.

Изобразите зверей в зимнее время: зайчика, притаив-
шегося под кустом; лису, прислушивающуюся к шороху
мышки под снегом; голодного волка; спящего медведя;
белочку, нашедшую свою кладовую, и др.

Изобразите зимние деревья, укрытые снеговой шапкой,
стонущие и гнущиеся от сильного ветра; летящие сне-
жинки; радующихся снеговиков; острую сосульку, сви-
сающую с крыши.

Развитие мелкой моторики.
Координация речи с движением

Выполняйте движения в соответствии со смыслом текстов
Стихотворений.

Как на горке, на горе,

На широком на дворе

Кто на санках, кто на лыжах,

Кто повыше, кто пониже,
Кто потише, кто с разбега,
Кто по льду, а кто по снегу,
С горки — ух, на горку — ух!
Бух! Захватывает дух!

А. Прокофьев

СНЕГОВИК

Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок —
Он превратится в толстый ком,
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза... шляпа... нос... метла...
Но солнце припечет слегка —
Увы! — и нет снеговика.

В. Егоров

Формирование
лексико-грамматического строя речи

■ синонимы

Подберите близкие по значению слова — «слова-приятели».

метель — метелица, буран, вьюга, пурга

долгая — длинная, продолжительная, бесконечная

сырой — мокрый, липкий, влажный

замораживать — подморозить, прихватить морозцем

■ АНТОНИМЫ

Назовите слова, противоположные по значению,— «слова-
неприятели».

зима — лето
холод — жара
жара — мороз
студеная — теплая
плотный — рыхлый

холод — тепло
мороз — оттепель
короткая — продолжительная
замерзать — оттаивать
подниматься — спускаться

прочный — ломкий
гладкий — бугристый
грязный — чистый

падать — лежать
наступить — закончиться
холодно — тепло

Вставьте нужное слово.

В морозную погоду снег рассыпчатый, а в оттепель
(липкий).

В гору на лыжах поднимаемся, а с горы (спускаемся).
Зимой наступают холода, а с приходом весны (закан-
чиваются).

■ МНОГОЗНАЧНОСТЬ слов

Ответьте на вопрос и дополните предложения.

О каких предметах можно сказать слово зеркальный?
(Зеркальный лед, пол.)

В воздухе порхает (снежинка, снег, пушинка, лист,
бабочка).

Падает (снег, дождь, сосулька, стул, ребенок, настроение).

■ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

Послушайте и повторите слова. Какая общая часть есть в
родственных словах? Исключите лишнее слово.

зима, зимовье, зимний, зимовать, зимующий, метелица
снег, снеговик, Снегурочка, снегирь, подснежник, сне-
говая, сугроб

мороз, морозный, морозильник, морозить, моросить
лед, ледянки, ледник, ледоруб, ледяной, ледокол, коньки
лыжи, лыжня, лыжник, лыжный, лежать

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

■ ОБРАЗОВАНИЕ НОВЫХ СЛОВ

Составьте новое слово из двух. Почему они так называются:
снегоход, ледоруб, снегопад, горнолыжник?

снег падает — снегопад

голый лед — гололед

по снегу ходит — снегоход

белый снег — белоснежный

убирает снег — снегоуборочная (машина)

горные лыжи — горнолыжник

перед зимой — предзимье

лед рубит — ледоруб

■ ОБРАЗОВАНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИ
ЛАГАТЕЛЬНЫХ

Ответьте на вопросы.

Когда бывают самые длинные ночи?
Какой снег самый чистый?

Какой снег плотнее и тяжелее — рассыпчатый или
мокрый?

■ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК

Составьте новые слова.

Я буду произносить часть слова (за, при, от), а вы —
слово морозить. Какие новые слова получились? (Замо-
розить, приморозить, отморозить.)

морозить — заморозить, приморозить, отморозить, пе-
реморозить

студить — остудить, застудить, выстудить

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

Имя существительное

■ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ-
ТЕЛЬНЫХ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ

«Один — много».

один сугроб — сугробы — много сугробов
одна снежинка — снежинки — много снежинок
одна сосулька — сосульки — много сосулек
одна лыжа — лыжи — много лыж
одни санки — санки — много санок

Вставьте нужное слово.

На мою ладошку упала лучистая (снежинка).

В воздухе кружатся пушистые (снежинки).

Во время снегопада можно увидеть много (снежинок).

Без чего не бывает зимы на севере?

(Без морозов, снега, пурги, метелей и холодов.)

■ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Подскажите конец чистоговорки.

Ма-ма-ма, в гости к нам пришла (зима).
Ели-ели-ели, метут зимой (метели).
Розу-розу-розу, не рады мы (морозу).
Ужу-ужу-ужу, сидите дома в (стужу).
Мой-мой-мой, ходим в шубе мы (зимой).
Ме-ме-ме, рада детвора (зиме).

Вставьте коротенькие слова — предлоги.

Наступила снежная, метельная зима. Дети взяли сан-
ки и пошли кататься ... горку. Коля свалился ... сугроб.
... сугроба он вылез весь в снегу. ... горке детям было
весело! (С, в, из, на.)

Составьте предложения из перепутанных слов.

зимой, люди, надевать, шуба, и, шапка
дети, играть, хоккей, в

хорошо, зимой, прокатиться, тройка, лошадей, на
горнолыжники, спуститься, горы, крутой, с

■ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Ответьте на вопросы.

О каких зимних вещах можно сказать мой, твой, наш,
его, eel (Шарф, пуховик, тулуп, комбинезон.)

О каком спортивном инвентаре можно сказать моя,
твоя, наша? (Клюшка, шайба, палка, лыжа.)

О какой зимней одежде можно сказать мое, твое, на-
ше? (Пальто.)

О каких предметах спортивного инвентаря можно ска-
зать мои, твои, наши? (Санки, лыжи, ледянки, коньки.)

■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ

О чем можно сказать зимний, зимняя, зимнее?

зимний (день, вечер, снег, лес, путь)

зимняя (погода, одежда, дорога, горка, пора)

зимнее (пальто, утро, поле)

зимние (сапоги, виды спорта, дни, праздники)

снежный (ком, покров, вал)

снежная (баба, зима, лавина)

снежное (покрывало)

снежные (деревья, торосы, заносы)

морозный (день, вечер)

морозная (ночь, погода)

морозное (утро)

морозные (дни, вечера, зимы)

ледяной (дом, терем, каток)

ледяная (горка, дорожка, постройка)

ледяное (мороженое, озеро)

ледяные (сосульки, глыбы, айсберги)

Имя прилагательное

■ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ

Подберите слова, которые отвечают на вопросы какой?
какая? какое? какие?

зима (какая?) (морозная, вьюжная, метельная, суро-
вая, лютая, снежная, холодная, долгая, студеная, про-
должительная, длинная, затяжная, теплая, белоснеж-
ная)

мороз (какой?) (трескучий, злой, сильный, крепкий,
большой, легкий)

снег (какой?) (белый, голубой, искристый, серебрис-
тый, пушистый, мягкий, легкий, холодный, липкий,
сырой, мокрый, грязный, чистый, рыхлый, плотный, ноз-
древатый, тяжелый)

снежинка (какая?) (маленькая, легкая, нежная, пуши-
стая, белая, холодная, ломкая, хрупкая, узорчатая, лу-
чистая, игольчатая, кружевная, резная)

иней (какой?) (серебристый, белый, колкий, колючий,
острый)

ветер (какой?) (колючий, порывистый, сильный, ура-
ганный, холодный, злой)

лед (какой?) (холодный, прозрачный, скользкий, глад-
кий, зеркальный, бугристый, темный, голубой, тонкий,
толстый, прочный, ломкий, твердый, хрупкий)

лес (какой?) (неподвижный, сказочный, угрюмый, за-
думчивый, темный, спокойный)

сосулька (какая?) (хрустальная, прозрачная, скольз-
кая, острая, треугольная, длинная, короткая, холодная)

погода (какая?) (холодная, морозная, вьюжная, ветре-
ная, студеная, снежная, зимняя)

деревья (какие?) (сказочные, серебристые, снежные, голые)

Глагол

■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕ-
НАМ

Неопределен- ная форма Единственное и множест- венное число настоящего времени Прошедшее время Будущее время
падать падает, -ют падал будет падать
кружиться скрипеть кружится, -атся скрипит, -ят кружился скрипел будет кружиться будет скрипеть
сверкать сверкает, -ют сверкал будет сверкать
кататься катается, -ются катался будет кататься
скользить скользит, -ят скользил будет скользить

■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕНАМ

Неопределенная форма нагрянуть Прошедшее время нагрянул Будущее время нагрянет, -ут
укрыть укрыл укроет, -ют
засыпать заснул заснет, -ут
расчистить расчистил расчистит, -ят
замерзнуть замерз замерзнет, -ут

Ответьте на вопросы.

Что делает снегоуборочная машина? (Снегоуборочная ма-
шина убирает снег. Снегоуборочная машина чистит дороги.)

Что делал дворник во дворе? (Дворник посыпал дорож-
ку песком.)

Что делают дети зимой? (Дети лепят снеговика. Дети
играют в снежки.)

Что будут делать дети на горке? (Дети будут кататься
с горки на санках.)

Что сделает снег с деревьями? (Снег укроет деревья.)

■ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Говорите и выполняйте.

Что я делаю? (Я качусь, спускаюсь, леплю.)
Что мы делаем? (Мы катимся, спускаемся, лепим.)
Спросите у друга. (Ты катишься, спускаешься, лепишь?)
Скажите обо мне, что я делаю. (Вы катитесь, спуска-
етесь, лепите.)

Что делает он(-а)? (Он(-а) катится, спускается, лепит.)
Что они делают? (Они катятся, спускаются, лепят.)

■ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Наши пожелания и советы.

Одевайтесь теплее! Не ходите без варежек! «Береги нос
в большой мороз!» Не соси сосульки! Не стой под кры-
шей, берегись падающих сосулек! Не бегай в расстегну-
том пальто. Застегни шубу. «Любишь кататься — люби
и саночки возить».

Делай с нами.

Лепи снеговика. Поднимайся на горку. Катись с горы!
Бросай снежок!

■ СОЧЕТАЕМОСТЬ ГЛАГОЛОВ С НАРЕЧИЯМИ

Исключите лишнее слово.

Зимой бывает (жарко, морозно, холодно). Вьюга воет
(зло, свирепо, морозно).

Ответьте на вопрос.

Как нужно одеваться зимой?

Игры со звуками, буквами и словами

(Задания выполняются с использованием наглядного материала.)

Назовите первый звук в словах зима, метель, вьюга, лед, фигурист. Как называются эти звуки? (Согласные мягкие звуки.)

Какой последний звук слышится в словах ураган, наст, тулуп, пуховик, шарф? Как называются эти звуки? (Со­гласные твердые звуки.)

Угадайте слово, в котором первый звук м', последний — л' (Метель.) В слове первый звук л', последний — л. (Ледокол.) В слове первый звук с, а последний — и. Что это? (Санки.)

Назовите пять слов, связанных со словом зима, в ко­торых есть звук ш. (Шуба, шапка, шарф, пороша, клюш­ка, волшебница, полушубок.)

Назовите слова, связанные со словом зима, в которых есть звуки р, р'. (Пурга, ураган, вихрь и др.)

Какого звука не хватает в словах мо...оз (р), (ж), су...роб (г), со...улька (с)?

Вставьте пропущенные гласные буквы в слова з...ма (и), сн...г (е), лыж... (и), кат...к (о).

Вставьте пропущенные согласные буквы в слова ...тужа (с), ...олод (х), ...етель (м), ...айба (ш).

Составьте слова из «рассыпанных» звуков а, р, г, о, к (горка), а, н, с, и, к' (санки). Определите количество согласных звуков в каждом слове.

«Разбросайте» звуки в словах шуба, шарф, пальто. Назовите гласные звуки каждого слова.

Замените в словах корка, танки, тапка, голод один звук (одну букву). Какое новое слово получится? (Горка, санки, шапка, холод.)

Какого слога не хватает в словах сне.вик (го), го...лед (ло), сне.рочка (гу), по...шубок (лу)?

Угадайте слова по перепутанным слогам: ка-клюш (клюшка), ки-реж-ва (варежки), ви-ру-ка-цы (рукавицы), раль-фев (февраль), вик-сне-го (снеговик).

«Слово в слове». Найдите новые слова в следующих словах: полушубок (пол, бок), рукавицы (рука, рукав), спортсмен (спорт, рот, нос, море), снеговик (снег), пу­ховик (пух, ухо).

Развитие познавательных процессов

■ РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ

Ответьте на вопросы.

Какие звуки характерны для зимы? Сравните на ощупь снег и лед. Что легче? Каким цветом можно нарисовать зиму, снег, лед, зим­нюю дорогу?

Какой формы бывают снежинки? (Снежинки имеют форму восьмиугольника.) Какую геометрическую фигуру напоминает сосулька? (Треугольник.)

Сколько надо скатать комов, чтобы получился снего­вик? Где находится самый большой ком — вверху или внизу? Что можно сделать из маленьких комочков?

Понаблюдайте, сколько времени пройдет с момента превращения воды в лед и льда в воду.

■ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Работа с рисунками.

Игра «Бывает — не бывает». Зимой зеленеют листья. В воздухе кружатся снежинки. На яблоне созрели ябло­ки. Дети сыплют зерно в кормушку. На ветках сидят снегири. По болоту ходит цапля.

Игра «Я — не я». Я катаюсь на лыжах. Я съезжаю с горки. Я собираю грибы. Я пускаю кораблики по лужам. Я хожу в валенках. Я катаюсь на велосипеде. Я еду на снегоходе. Я сосу сосульку. Срываю яблоки в саду. По­ливаю огород.

■ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Кто больше назовет слов, относящихся к зиме?

Зима — снег — снежинка — лед — коньки — каток...

Кто знает, пусть продолжает.

Я знаю такую зимнюю одежду: шуба... Я знаю такую зимнюю обувь: валенки... Я знаю такие зимние виды спорта: лыжи...

Послушайте, запомните и повторите слова.

снег, снежинка, снеговик, Снегурочка, снегопад Какое слово «потерялось»? (Снег, снеговик, Снегурочка, снегопад.)

Запомните и назовите пары слов.

каток — коньки хоккеист — хоккей гол — ворота шайба — клюшка

фигуристы — лед комок — снежки мороз — шуба

Подберите нужное слово.

катаемся на (санках, лыжах, коньках)

лепим (снеговика, снежную бабу)

спускаемся с (горы)

поднимаемся на (горку, фуникулере)

скользим по (льду)

играем в (снежки)

Работа с картинками.

Найдите и разложите правильно.

Выкладываются две картинки: одна с изображением зимнего пейзажа, другая — осеннего. Дети называют пред­меты, относящиеся к тому или иному времени года.

Из ряда картинок с изображением зимней одежды ис­ключить плащ. Объяснить, почему он исключается. И т. д.

■ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

Подумайте и скажите.

Я назову месяцы, а вы — время года.

Декабрь, январь, февраль. (Зима.)

Сентябрь, октябрь, ноябрь. (Осень.)

■ ПОИСК ОБЩИХ ПРИЗНАКОВ И РАЗЛИЧИЙ

Какой общий признак имеют следующие предметы?

Сосулька, морковь, карандаш и пирамидка. (У них острый конец.)

Снег и шуба. (Шуба согревает людей, а снег — кусты и озимые.)

Снег, муха, воробей и вертолет. (Они летают.) Вата, снег и тополиный пух. (Они легкие и имеют белый цвет.)

Какой предмет лишний?

варежки, дубленка, купальник, валенки, шуба собачья упряжка, оленья упряжка, тройка лошадей, лодка, аэросани, снегоход

Какие из этих птиц не встретятся нам зимой?

Воробей, кукушка, синица, ласточка, ворона, скворец, снегирь, аист, журавль.

■ УСТАНОВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ И СИТУАЦИОННЫХ СВЯ­ЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ

Подберите слова, которые связаны с новогодним праздни­ком и со словом снег.

Новый год, елка, Снегурочка, Дед Мороз, подарки, украшение, хлопушки

снег, снежинка, снегопад, сугроб, снежная горка, сан­ки, снеговик, снежный ком, снежки, вьюга, метель

Найдите картинке пару.

горка каток лыжня сани олени лыжи санки тройка лошадей нарты коньки

■ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Ответьте на вопросы.

О чем разговаривают между собой Снежинки?

О каких приключениях поведали вам Снежинки?

О чем предупреждают Сосульки, свисающие с крыши?

О чем шепчутся Деревья в зимний день?

О чем разговаривают между собой Ель и Осина? Сосна и Береза?

Какие сны видит Елочка зимой?

О чем мечтает Березка в морозный день?

О чем мечтают Воробушки в зимний день?

О чем могут вести разговор Зайка и Белочка в холод­ный ненастный день?

Что могла бы рассказать замерзшая Река?

Что вы можете рассказать о волшебнике Дедушке Мо­розе? О чем поведали Снегурочке обитатели леса в ново­годнюю ночь? Что вам могла бы рассказать Снегурочка о своей жизни?

Развитие диалогической речи

Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Зима».

Составьте мини-диалоги.

После какого времени года наступает зима? Какие вы знаете зимние месяцы? Сколько месяцев в году ле­жит снег в вашей местности? Как долго длится зима? Какие изменения происходят в природе с наступлени­ем зимы?

Что происходит зимой с лиственными деревьями? (Зи­мой лиственные деревья впадают в спячку, как суслики и бурундуки. Дышат они в 200—400 раз слабее, чем ле­том.)

Что такое снег? Чем была снежинка раньше? Чем она станет потом? Какой формы бывают снежинки? Каким бывает снег? Почему снег хрустит? (Потому что ломают­ся кристаллики, из которых он состоит.) Чем служит снег для земли и деревьев? (Покрывалом, одеялом, периной, шубой.) Что такое иней? (Изморозь на траве, кустах и деревьях.) Когда бывает иней? (Поздней осенью, зимой и ранней весной.) Что такое лед? (Замерзшая вода.) Поче­му вода превращается в лед? При какой температуре вода превращается в лед? Каким бывает лед? Где можно уви­деть лед зимой? (На реках и озерах, на катке, на карни­зах домов в виде сосулек, в холодильнике и т. д.) В ка­кую погоду появляются сосульки? Каким становится снег в оттепель? Почему мокрый снег тяжелее недавно вы­павшего? Из какого снега нельзя слепить снеговика? Чем похожи снег, лед и иней? Что с ними происходит в теп­ле? При какой температуре воздуха лед превращается в воду? Где быстрее растает снежинка — на варежке или на ладошке?

Какие зимние виды спорта вы знаете? Что нужно фи­гуристам для занятий фигурным катанием и хоккеис­там для игры в хоккей? Могут ли они тренироваться летом? Для каких видов спорта обязательно нужен снег? Какими должны быть спортсмены-горнолыжники? Ка­кие зимние игры и развлечения предпочитаете вы? Ка­ким спортом вы занимаетесь? Зачем нужно заниматься спортом?

Какую одежду носят люди зимой? Почему зимой нуж­но одеваться тепло? При какой температуре воздуха мож­но гулять? Почему опасно долго находиться на улице в морозный день? (Можно обморозиться.) Что нужно де­лать при обморожении? (Наложить теплую повязку на обмороженные участки кожи и не снимать ее, пока не появится чувство жара. Принять горячее питье.)

Каких зимующих птиц вы знаете? Почему они оста­лись зимовать? Чем питаются зимующие птицы? Как мы можем им помочь? Зачем куропаткам и полярным совам пух на лапках? Какие птицы ночуют зимой в сугробах? (Куропатки.)

Каких животных можно встретить в зимнем лесу? Чем питаются зимой олени, лоси и зайцы? Как олени доста­ют ягель из-под снега? Чем питаются белки зимой? Где хранятся их запасы? Почему зимой не видно медведя, барсука и ежа? Почему они впадают в спячку? Как при­спосабливаются к зимним холодам зайцы, лисы и вол­ки? (У них вырастает теплый подшерсток.) Кто из зве­рей охотится на других животных?

В какие дни люди чувствуют себя лучше — в мороз­ные и солнечные или в пасмурные и ветреные? Какое настроение вызывает у вас длительная зимняя ночь? Что людям может заменить недостаток солнечных лучей? Ка­кие продукты питания должны быть в рационе людей в зимнее время?

Чем радует нас зима? Какие праздники мы отмечаем зимой? Какой ваш самый любимый праздник? Кто при­ходит к нам в гости в Новый год? За что вы любите Новый год? Какой православный праздник отмечается 7 января? (Это праздник Рождества Христова. Люди, ве­рующие в Бога, отмечают 7 января рождение Христа.)

Какое время года мы с нетерпением ждем после дол­гой зимы?

Стихи

Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. Расскажите,
о чем идет речь в стихотворениях.

ЯНВАРЬ

Открываем календарь —

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снегу на дворе.

Снег — на крыше, на крылечке,

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки.

В небо дым идет столбом.

С. Маршак

СНЕЖИНКА

— Опустись, снежинка,
На мою ладошку:
Кружишься давно ты,
Отдохни немножко.

— Ишь, какая хитрая!
Думаешь, не знаю:
На ладошке теплой
Сразу я растаю.

Г. Абелян

СНЕЖИНКИ

Легкие, крылатые,
Как ночные бабочки,
Кружатся, кружатся
Над столбом у лампочки.

Собрались на огонек.
А куда им деться?
Им ведь тоже, ледяным,
Хочется погреться.

И. Бурсов

Белый снег пушисты
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.

Темный лес — что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозцы —
И зима настала.

Я. Суриков

ВСТРЕЧА ЗИМЫ

...Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас,—
Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать —
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!

И. Никитин

ДЕКАБРЬ

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.

С. Маршак

БЕРЕЗА

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

С. Есенин

СНЕЖИНКА

Светло- пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится.
Не в высь лазурную,
На землю просится.

Лазурь чудесную
Она покинула.
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно белая.

К. Бальмонт

СНЕЖИНКИ

У сестренки, у Маринки,

На ладошке — две снежинки,

Всем хотела показать,

Глядь — снежинок не видать!

Кто же взял снежинки

У моей Маринки?

М. Родина

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Раз шажок,
Два шажок,

Под ногой скрипит снежок.
На шнурке ботинка
Звездочка-снежинка.
Мальчик взял ее рукой —
Нет снежинки никакой.
А на рукавице —
Капелька водицы.

Я. Полякова

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Посмотрите-ка, ребята,
Все вокруг покрыла вата!
А в ответ раздался смех:

— Это выпал первый снег.
Не согласна только Люба:

— Это вовсе не снежок,—
Дед Мороз почистил зубы
И рассыпал порошок.

Я. Бурсов

СНЕЖОК

«Скрип, скрип,— скрипит снежок.—
Погуляй со мной, дружок,
По морозцу, по снежку
И по бывшему лужку».

В. Протасов

СНЕЖОК

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В прозрачное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня — посмотри! —
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.

3. Александрова

СУГРОБ

От досады сморщив лоб,
Плачет дедушка-сугроб:
«Вот зимой жилось легко:
С туч струилось молоко,
И мороз вовсю трещал,
Леденцами угощал».

А как стало солнце греть,
Начал дед-сугроб худеть:
Позабыл его мороз,
Ветер тучи все унес.
И стоит сугроб в воде
Со слезой на бороде.

Е. Кохан

СОСУЛЬКИ

С белых крыш, лучась от света,
Вниз направлены ракеты
И на самом кончике
Держат колокольчики.

Е. Кохан

СНЕГ-СНЕЖОК

Падал снег,
Сыпал снег,
А потом — устал...

— Чем же, снег,
Снег-снежок,

На земле ты стал?

— Для озимых

Стал я теплою периною,
Для осинок —
Кружевною пелериною,
Для зайчишек
Стал подушкой пуховой,
Для мальчишек —
Их любимою игрой.

Т. Коломиец

СНЕЖНЫЙ КРОЛИК

Мы слепили снежный ком,
Ушки сделали потом,
И как раз
Вместо глаз

Угольки нашлись у нас.
Кролик вышел как живой!

Он с хвостом и с головой!

За усы

Не тяни —

Из соломинок они!

Длинные, блестящие,

Точно настоящие!

О. Высотская

ЛЫЖИ

Говорила лыжа лыже,
Отправляясь с горки вниз:

— Ты держись ко мне поближе!

— Да сама-то не споткнись!
И помчались во весь дух,
Поднимая снежный пух.
Встала елка на пути
Ежиком колючим...

— Влево, влево обходи!..

— Вправо, здесь получше!..
Сбила лыжа лыжу с толку,
И с разгона обе — в елку.

И. Бурсов

ПОДАРКИ ЗИМЫ

К нам пришла зима сама.

Принесла во двор зима

Снег пушистый, лед, снежинки,

Санки, лыжи и коньки.

На деревья и кусты

Шапки нахлобучила,

В толстяка-снеговика

Превратила чучело.

И на окнах спозаранку —

Звезды, листья, завитушки.

Все девчонки взяли санки.

Все мальчишки взяли клюшки.
Вот подарки так подарки!
Мы играем во дворе.
Нам не холодно, а жарко,
Будто лето
В декабре.

Г. Сапгир

ЛЫЖИ

Лыжи мои, лыжинки!
Две дощечки рыженьких
С курносыми носами

Бегут по снегу сами!
А на горке пятятся,
Никак с нее не катятся.

Л. Фадеева

Загадки

Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки.

Дел у меня не мало:
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня ... (зима).

Назовите-ка, ребятки,

Наши рекомендации